Игры направлены на формирование целостной учебной деятельности
Игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки "посредством рук и зрения" предлагаются сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. Затем дети сами определяют основание для группировки и объясняют его.
1. Игра " Аукцион"
Ведущий предлагает "участникам аукциона" назвать как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например "белый" ("круглый", "быстрый"…). Слова следует называть по очереди, не повторяясь и ожидая знака "аукциониста". Тот, в свою очередь, строго придерживается правил "торгов" и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными начнет отсчет: "Белый….- раз! Белый…- два! Белый… ". Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: " …три!" –и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.
Игра так же позволяет обогатить словарь учащихся.
Условия игры могут варьироваться :
- назовите слова , начинающиеся со слога МА-,….
- выберите из "Словаря" названия предметов, которые могут быть охарактеризованы , например, словом "далекий" и т. д.
В других играх этого вида задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.
2. Игра " Разноцветные пуговицы"
( название условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д. )
Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместными усилиями "богатую коллекцию" пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которому были выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).
" Группировку зрением" дети проводят в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). Проиллюстрируем принцип составления таких игр на примере следующей игры:
3. Игра "Бабочки"
Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек с изображением бабочек, которые отличаются друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыла; три листа белой бумаги, три полоски и квадрат из серой бумаги.
В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадить бабочек на "полянки" (листы белой бумаги ) и "мостики" ( серые полоски и квадрат ) в соответствии с заданными педагогом условиями.
Задание 1. Сначала педагог предлагает расположить всех насекомых на двух листах – "полянках" так, чтобы на одном оказались все насекомые с красными крыльями. После того, как задание будет выполнено, он просит игроков объяснить, какие бабочки на какой "полянке" расположились.
Задание 2. Разложить бабочек на два белых листа – "полянки" и соединяющую их серую полоску – "мостик" так, чтобы на одном белом листе оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом – все насекомые с желтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должны расположиться на "мостике". Бабочек, которые не подходят ни к одной из "полянок" и ни к одному "мостику", положить отдельно.
Задание 3. Разложить насекомых на трех "полянках" и соединяющих их "мостиках" так, чтобы на первой "полянке" были все насекомые с красными крыльями, а на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей – Все насекомые – все насекомые с ровными краями на крыльях (на листы бумаги кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из "мостиков". Насекомых, которые не подходят ни к одной "полянке", ни к одному "мостику", положить отдельно.
По окончании выполнения задания 3 ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой "полянке" и на каком мостике находятся.
По аналогии с этой игрой может быть проведена и другая – с использованием геометрических фигур разного цвета, разного размера, с разным количеством углов. При распределении фигур детям можно предложить называть эти геометрические фигуры.
Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование "однолинейности" мышления, прикованности к какой – либо одной стороне рассматриавемого объекта.
Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами. Например, подборку картинок животных и птиц разделить на две группы. Дети предлагают основания для классификации сами или с помощью учителя. Возможны варианты: домашние – дикие, хищники – травоядные, живущие в наших лесах – животные жарких стран и т.д.
Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. Игры направлены также на развитие вербального внимания.
1. Игра "Слухачи".
ученикам предлагается послушать звуки, которые "живут" в классе, затем переключить внимание на звуки, "живущие" внутри школы, исключая классную комнату, затем – на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, со спортивной площадки и т.д. По окончании цепочки переключений слухового внимания и группировки доносящихся звуков учитель обсуждает все услышанные звуки с детьми.
Постепенно следует подводить детей к группировке речевых звуков – слов по формально – структурным или смысловым признакам. Например, в игре "Угадай , кого позову " дети учатся различать слова по ритмическому рисунку и слоговой структуре, а в игре "Летает – не летает " – основой группировки служит значение слов.