Отличие игры от учебной и трудовой деятельности.

1. Мотивация. Игровая деятельность соответствует желанию, интересу.

2. Игра носит регламентированный характер.

3. По конечному продукту деятельности.

Значение игры в психическом развитии ребенка.

1. Удовлетворяется потребность ребенка в самостоятельности

2. Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление). Они становятся произвольными.

3. Стимулирует развитие речи

4. Развиваются волевые качества (подчиняются игровым правилам)

5. Закладываются свойства личности

Сюжетно-ролевая игра являясь ведущей деятельностью дош­кольного возраста, определяет позицию ребенка и его вос­приятие мира, характер общения и отношений со взрослыми и свер­стниками, формирование всех основных психологических новообра­зований дошкольного возраста.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

- развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка;

- преодоление познавательного «эгоцентризма»;

- развитие идеального плана;

- развитие произвольности действий.

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка. Основные новообразования мотивационно-потребностной сферы определяются тем, что игра является ориентировкой ребенка в мире социальный отношений, результатом такой ориентировки является – формирование у ребенка новых социальных мотивов:

- стремление к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности;

- мотив занять новую социальную позицию.

Эти важнейшие социальные мотивы, обеспечивают психологическую готовность ребенка к поступлению и обучению в школе.

Л. С. Выготский считал, что в игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются «волевые мотивы», причем сознательный выбор, во­левой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, в случае отрыва субъекта от наглядной ситуации собственно выполнения действия.

Преодоление познавательного «эгоцентризма».

По мнению Ж. Пиаже, сюжетно-ролевая игра создает возмож­ности преодоления познавательного «эгоцентризма» как абсо­лютизации собственной познавательной позиции и невозможности ее координации с другими познавательными перспективами. При­нятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций участников и точек зрения на игровой предмет и роль партнера. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, практикой дей­ствий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями. Такая практика координации приводит к преодолению эгоцентризма.

Развитие идеального плана.

Л. С. Выготский значение детской игры видел в формировании опосредствования и тем самым в коренном преобразовании со­знания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, в фор­мировании идеального плана сознания. Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи П. Я. Гальперина о закономерностях функ­ционального развития деятельности, рассматривал игру как есте­ственную, стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий. Фун­кциональное развитие игровых действий осуществляется от раз­вернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Дей­ствия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептив­ной деятельности, воображения.

Развитие произвольности действий.

Игра, как деятельность, требующая от ребенка отказа от сиюми­нутных желаний и подчинения правилу для выполнения принятой роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуля­ции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и конт­ролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, ста­новится доступным ему благодаря принятию на себя роли и вза­имному контролю выполнения игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретает сенсомоторные функции, память, поведение.

В дошкольном возрасте в контексте продуктивных видов дея­тельности моделирующего характера происходит усвоение ребен­ком системы сенсорных эталонов и соответствующих им перцеп­тивных действий обследования. Общие закономерности развития познавательных способностей определяются развитием использования сенсорных эталонов (цвета, формы и др.) и овладением на­глядным моделированием.

Центральное новообразование дошкольного возраста - нагляд­но-образное мышление. Основу развития наглядно-образного мыш­ления составляет развитие видов деятельности наглядно-модели­рующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Память дошкольника начинает приобретать черты опосред­ствования - ребенку становится доступно использование знаковзнаков для произвольного запоминания.

Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется раз­витием функции планирования и регуляции деятельности в фор­ме «речи для себя»; началом формирования контекстной речи, т. е. речи, содержание которой может быть понято без опоры на ситуацию.

В сфере личностного развития важнейшими новообразования­ми являются:

- первичное соподчинение и иерархизация мотивов;

- формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. «Феномен горькой конфе­ты», описанный А. Н. Леонтьевым, свидетельствует о начале сопод­чинения мотивов, преобразовании сознания и рождении личност­ного смысла.

Развитие самооценки связано с выделением различ­ных параметров когнитивной оценки Я и начало дифференциации Я-реального, Я-идеального и Я-зеркального.

В области морального развития происходит формирование внутренних этических инстан­ций, включающих систему моральных образцов поведения и требо­ваний к ребенку со стороны взрослых. Ребенок становится субъек­том моральной саморегуляции, причем значимым условием является усвоение общественных моральных образцов.

Эмоциональное развитие характеризуется развитием социальных эмоций и каче­ственной перестройкой аффективной сферы, где эмоции приобрета­ют прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начи­нают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопе­реживания и понимания чувств и состояний другого человека дошкольником становится важным регулятором его поведения в моральных дилеммах.

Наши рекомендации