Стратегии и методическая тактика организации социализирующего педагогического процесса
Педагогика, как известно, являет собой сложное единство науки и искусства, и в самой ее природе всегда существовало и существует сейчас некое противоречие между повседневной педагогической деятельностью и «высокой» теорией. Педагогическая теория — это стратегия самой педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре и социальных потребностях общества, аккумулирует познание закономерностей становления личности в различных областях человековедения, ищет новые формы и способы образования.
Понимание воспитания как процесса организованной социализации, как педагогически обеспеченного, с учетом особенностей детского образа жизни, становления социального опыта воспитанников указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.
Взрослый, выполняющий функции воспитателя, невольно становится субъектом социального влияния на детей. Имея в виду, что воспитание — процесс целенаправленной социализации, его результат во многом зависит от позиции, которую занимает воспитатель как центральная социализирующая фигура. Каков он, воспитатель, как организатор процесса социализации, каковы его типичные педагогические позиции в процессе социализации?
Первая позиция: для детей педагог — персонаж социального мира, но, обладая профессиональным правом специально вмешиваться в деятельность и общение детей, зная их возрастные и индивидуальные особенности, он способен направлять процесс становления их социального опыта. Воспитатель, воплощающий эту функцию, неизбежно представляется образцом человека,уже достаточно освоившего культуру, умеющего пользоваться ее достижениями. Это самая традиционная, проверенная столетиями позиция воспитателя в процессе социализации, позиция «над» ребенком. Именно она позволяет организовывать адаптацию к социуму — прямую подготовку ребенка к наличным формам взрослой жизни.
Вторая позиция: педагог в процессе социализации — своеобразный посредник между взрослым социумом и ребенком.Он уполномочен «цивилизовать» и «нормализовать» ребенка для будущей жизни. Но возникает закономерный вопрос: для какой жизни? Претендуя на роль «посредника», воспитатель жертвенно дарит себя детям. Он невольно ведет ребенка вовсе не в мир культуры, а скорее в свой собственный посредственный мир обычного человека.
Третья позиция: педагог представляется детям взрослым по возрасту и некоторому жизненному опыту, но готовым, наравне с детьми, к самопознанию культуры и самого себя.Только такая позиция воспитателя в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействие с ним и сотрудничество. Организуя воспитательный процесс, такой педагог не будет озабочен созданием каких-то особых, имитирующих реальную жизнь, условий, не сосредоточит свои усилия на «привитии» неких специальных социальных навыков и привычек, а все свои силы, время, творчество отдаст увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению мира естественных отношений.
Позиция воспитателя как агента социализации напрямую связана с той педагогической стратегией,которую он изберет.
Понятие «стратегия» (от греч.stratos— войско, аgо — веду) используется не только в аппарате военного искусства. Педагогическая деятельность, творческая, противоречивая и, особенно в области воспитания, имеющая далеко отсроченный во времени результат, необычайно нуждается в стратегии. Педагогическая стратегия социализации характеризуется тремя основными признаками:
1. Педагогическая стратегия предполагает определение главных целей социализации ребенка, выбор ее основных направлений и способов. Это своеобразный педагогический замысел организации социальной жизни ребенка.
2. Педагогическая стратегия направлена на решение средствами воспитания тех противоречий, которые возникают в процессе социализации между мотивами социализации ребенка (тем, что он хочет, к чему стремится, кем видит себя в будущем) и тем, что ему предлагает реальная жизнь (материально-вещная среда, образовательное пространство, информационные средства, личностное общение).
3. Педагогическая стратегия призвана проектировать некое «поле» активности, творчества, побуждая детей к поиску своего способа решения жизненных проблем.
Именно от педагогической стратегии зависит успех конкретных «тактик» воспитания, которыми родители и профессиональные педагоги обеспечивают результат социализации детей. Определенная стратегия социализации требует конкретной педагогической тактики, то есть обоснованных способов, методик конкретизации данной стратегии.
Три основные педагогические стратегии результативной социализации ребенка.
1. Стратегия социального самовыражения ребенка в деятельности
2. Стратегия общности и коллективизма
3. Стратегия толерантности