Трудовое воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет уход, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет.
Работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка направлена на обогащение их эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании, исследовании предметного мира. В специальном (коррекционном) ДОУ соблюдается щадящий, охранительный режим: доброжелательная, спокойная атмосфера, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка. Здесь сочетаются индивидуальные, подгрупповые и групповые (коллективные) формы организации деятельности воспитанников. Дети включаются во все доступные им виды трудовой деятельности.
В первый год пребывания в ДОУ дети овладевают, прежде всего, различными видами труда по самообслуживанию, приучаются к культуре поведения. Воспитанники младшей группы нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков.
Трудовое воспитание в детском доме должно обязательно включать элементарные виды хозяйственно-бытового труда. Вместе со взрослыми дети убирают помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и пособий. Общий труд сближает детей и взрослых, делает их одной семьей, заботящейся о порядке в своем доме. С целью расширения представления детей о труде работников детского дома, ознакомления значения их труда, его общественной пользы следует проводить экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет и другие помещения и кабинеты.
Формируя у детей уважительное отношение к людям различных профессий, педагог не должен забывать о том, что следует постепенно приобщать детей к общему труду. В младшей группе воспитанники уже способны выполнять несложные трудовые поручения: поставить в шкаф обувь, игрушки, поднять носовой платок, полотенце, вынести на прогулку ведерко и совок и т.п. Поручения детям даются индивидуально. Воспитателю необходимо отметить его отношение к выполнению поручения.
Программа второго и третьего года обучения предполагает овладение новыми, более сложными видами хозяйственно-бытового труда: ремонт книг и игрушек, стирка и глажение кукольной одежды, участие в уборке помещений и двора. Необходимо привлечение детей уже к совместным, коллективным формам труда. Группе детей необходимо объяснить ход предстоящей работы, спланировать ее вместе с ними, распределить обязанности. Общий коллективный труд требует от умственно отсталых дошкольников умения договориться, терпеливо выслушать партнера, принять общее решение. Помощь воспитателя должна быть дозированной; важно, чтобы дети прошли путь «проб и ошибок».
Дошкольники старшего возраста должны уметь договариваться о совместных делах, знакомиться и дружить со сверстниками и младшими детьми, проявлять заботливые чувства по отношению к младшим и более слабым, обрести чувства ответственности за порядок в группе и в детском доме, участвовать в общих делах, проявлять благодарность к взрослым в конкретных поступках, выражать желание оказывать помощь.
В третьем и четвертом году обучения проводятся специальные занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда и систематические дежурства детей. Под руководством педагогов они проводят уборку помещений, стирают кукольное белье, учатся вытирать пыль, чистить обувь и т.д. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке ДОУ.
Обучение труду играет огромную роль во всем психическом развитии ребенка, в его нравственном воспитании. Во всех видах труда дети овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления.
На занятиях по ручному труду дети мастерят различные поделки, которыми украшают группу, дарят младшим детям и взрослым. В процессе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, подражать образцу, действовать по словесной инструкции (сначала простой и короткой, затем – более развернутой и более сложной). Планирование своей деятельности позволяет добиться проявления у детей с интеллектуальной недостаточностью элементов самоконтроля.
Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.
Коллективный труд закладывает основу для воспитания взаимопомощи и отзывчивости, включает в себя познавательную деятельность; становится средством подготовки ребенка с нарушением интеллекта к школьному обучению. В целом же трудовое воспитание имеет важное значение для психологического и социального развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.