Интерактивное игровое занятие с элементами тренинга для школьников
«Урок добра»
Продолжительность – 1 час
Возраст детей (рекомендуемый) – от 10 до 16 лет
Количество детей: 20 – 30 человек
Количество волонтеров – 2 и более человека
Цель: мотивировать и вовлечь школьников в деятельность по направлению добровольчество.
Задачи:
1. Создать позитивный эмоциональный настрой, атмосферу доверия, творчества и добродействия;
2. Мотивировать школьников осознанно творить добро и помогать людям;
3. Создать условия для развития коммуникативных и творческих способностей, проектного мышления, понимания основ социального проектирования;
4. Заинтересовать и вовлечь школьников в волонтерское движение, Российское движение школьников, Всероссийскую школу добровольцев.
Ход занятия:
1. Представление команды и темы занятия.
2. Упражнение на знакомство (например, Ежедневник) – если дети из разных школ и классов. Если это одноклассники, этот этап можно пропустить.
3. Упражнение на улучшение эмоционального фона и активизацию внимания (например, Пальцы Мэри, О – со – ко, Слон и Березка и др.)
4. Информационный блок о добровольчестве, информация о флагманской программе «Добровольчество» (предпочтительно в ролике или презентации, сопровождаемых эмоциональным рассказом добровольцев о направлениях деятельности, проектах, событиях, историях их и благополучателей).
5. Упражнение – интерактив «Мое доброе дело» (можно провести по типу упражнения «Интервью» - в течение трех минут ребята в парах по очереди рассказывают друг другу, какое доброе дело и для кого каждый из них хотел бы сделать, после чего один из пары ребят садится в круг, второй кладет руки ему на плечи, представляется своим собеседником и рассказывает от его имени, затем ребята меняются со своими собеседниками.) Достаточно 7 – 8 выступлений, по 4 в каждом круге, - по желанию.
6. Любая подвижная игра (например, Молекулы). В конце игры ребята объединяются в молекулы по 5 или 6 человек и усаживаются для продолжения занятия уже в этих командах.
7. Мозговой штурм. Ребятам в командах по 5 – 6 человек предлагается прямо здесь и сейчас создать свой добровольческий отряд/команду – нужно придумать свое название, эмблему и решить, кому отряд будет помогать, как именно будет помогать (какое доброе дело будет сделано), и кто может помогать отряду делать его добрые дела, т.е., переводя на язык социального проектирования - определить благополучателей и социальных партнеров, предложить проектную идею). Выдаются листы А 4, маркеры или фломастеры, а также бланки «Добрая команда – доброе дело». Дети работают в группах 8 – 10 минут, лучше, чтобы группы сидели в кругу. Волонтеры могут подходить к командам и помогать формулировать идеи.
8. Дети по очереди с мест называют свою команду, представляют эмблему и рассказывают, для кого они хотят сделать доброе дело и кого попросят им помогать. Ведущий напоминает ребятам, что нужно внимательно слушать и аплодировать каждому выступлению. Каждый бланк «Добрая команда – доброе дело» после выступления вывешивается на стенд/доску/флип-чарт.
9. Добровольцы-организаторы подводят итог выступлений, подсказывают школьникам, как реализовать их проектные идеи (если ребята не устали, можно кратко предложить им сформулировать результаты – что/где/кому именно станет лучше. После этого добровольцы говорят о том, что когда ребята реализуют эти добрые дела, мир действительно изменится к лучшему. Далее командам предлагается сделать коллаж из картинок (вырезки из журналов) на ватмане на тему (например, «Мы - добровольцы», «Мы сделаем мир лучше» либо другой схожей тематики). Дети работают 10 минут, используя ватман, вырезки из журналов, клей, маркеры, фломастеры. Презентация плакатов.
10. Упражнение на завершение – рефлексия по кругу устно с передачей из рук в руки какого-то доброго символа, либо, если группа большая и времени высказаться каждому нет, ведущий завершает занятие, благодарит ребят за активность и творчество, и просит поделиться впечатлениями: на разноцветных клейких стикерах ребята пишут ответы на вопросы, после чего клеят стикеры на специально подготовленные места (ватманы, доска, флип чарт):
· Что нового я открыл для себя?
· Что мне понравилось?
· Что доброе я готов сделать?
11. Добровольцы благодарят школьников и торжественно вручают им разработанные ими идеи добрых дел (каждый бланк нужно предварительно сфотографировать, пока дети заняты созданием коллажа, чтобы передать в школу педагогам для продолжения работы над проектами), договариваются, когда будет следующая встреча, на которой команды расскажут о своих добрых делах - проектах и достижениях.
12. Общее фото (можно сказать, что это должно быть Самое Доброе Фото). Хорошо, если на фотографиях будет видно все, что сделано ребятами за время занятия. Можно выдать сувенирку на память.
Упражнения:
Комментарий:
Для эффективного восприятия информации, а также для снятия барьеров в общении, необходимы игры-разминки, позволяющие активизировать познавательные процессы и улучшить настроение перед информационным блоком.
Игра Слон и берёзка
Тренер начинает игру, становясь в круг. В игре есть два положения, которые должны показывать участник, на которого указал водящий и его соседи слева и справа:
«Слон» - тот, на кого указал водящий, делает из рук хобот, а участники по бокам делают руками «уши»;
«Березка» - тот, на кого указал водящий, делает из рук ствол, а участники по бокам делают движениями рук «листву». Если кто-то ошибается, выбывает вся тройка.
Пальцы Мэри
Игра на быстроту реакции, активизацию участников. Все становятся в круг. По команде куратора все поднимают большой палец правой руки вверх (можно сказать, что этим жестом мы показываем, какое у группы настроение). Затем ладонью левой руки каждый студент накрывает поднятый палец соседа. Затем куратор объясняет правило: на счет «раз, два, три» задача каждого (на счет «три» - ни раньше, ни позже) успеть убрать свой палец, а ладонью схватить палец соседа. Выполняется несколько раз, пока не получится всем одновременно «ухватиться» или пока группе интересно.
Игра на внимательность «О-Со-Ко»
Упражнение на быстроту реакции, развитие внимания, мышления «О-Со-Ко»
Тренер начинает. Звуку «О» соответствует рука, приложенная ко лбу. Стоящий рядом участник слева или справа – тот, на кого указывает рука, должен сказать «Со», приложив руку к груди. Следующий, на кого указывает при этом рука, должен сказать «Ко» и указать на любого участника в кругу: напротив или рядом – на любого. Тот, в свою очередь, должен снова сказать «О», приложив руку ко лбу и т.д., очень быстро. Кто ошибается или долго думает – выбывает. Последние три игрока – победители.
Упражнение «Досчитать до 33»
Задача участников – досчитать до 33. Ведущий начинает счет, называя первое число, его сосед – следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два правила: числа, в записи которых есть три (например, 13 или 30) и числа, которые делятся на три (3, 6, 9 и т.д.) вслух не произносятся. Вместо этого участник, которому достается такое число, должен хлопнуть и подпрыгнуть. Если кто-то ошибается, счет начинается заново, начиная с того человека, который ошибся. Обычно группе не удаётся досчитать до 33 с первого раза.
Упражнение «Атомы и молекулы»
Ведущий: «Как вы знаете, все в мире состоит из молекул, а молекулы – из?..
Дети отвечают: «Из атомов».
Ведущий: Сейчас вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моему хлопку вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «три». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры на 1 раунд. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В конце игры необходимо назвать число «5» либо «6» - в зависимости от того, сколько человек должно быть в команде для дальнейшей работы. Если кто-то остался вне молекулы – ведущий соединяет их в одну команду либо присоединяет к другим «молекулам».
Бланк «Добрая команда – доброе дело»
(макет бланка будет направлен вместе с презентацией «Всероссийская школа добровольцев»)
1. Название команды:
2. Эмблема команды:
3. Кому будет помогать наша команда:
4. Какое доброе дело мы сделаем:
5. Кто поможет нашей команде: