Итоговая конференция с элементами тренинга «Итоги теоретико-эмпирических исследований».

Цель занятия – отработка навыков публичной презентации результатов теоретико-эмпирического исследования.

Ход занятия:

Магистранты поочередно выступают с докладами по итогам проведенного пилотажного исследования, отвечают на вопросы коллег.

Просмотр видеозаписи выступлений, анализ ораторского мастерства выступающих и качества докладов.

Общее обсуждение итогов работы. Вопросы: удачные и неудачные схемы построения доклада, ошибки в поведении докладчиков, удачные и неудачные примеры иллюстративных материалов.

Подведение общих итогов изучения дисциплины «Планирование теоретико-эмпирических исследований».

Задания и методические указания по выполнению контрольных работ

Работа с литературой заключается в ее поиске, чтении, анализе, выделение главного, синтезе, обобщении главного и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы определяется рекомендациями преподавателем источников материала: обязательная и дополнительная литература, а также самостоятельные поиски студентом необходимых источников.

Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент читает произведение и делает пометки на полях, выделяя, таким образом, наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника).

Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме.

При конспектировании литературных источников и для осмысления информации студентам необходимо:

§ отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной;

§ лексически перерабатывать материал;

§ составлять словарь понятий по каждой теме;

§ схематизировать и структурировать прочитанный материал;

§ формулировать выводы по прочитанному материалу.

Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), нытики, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).

План – это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.

Выписки – это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.

Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данные умозаключения носят недискуссионный позитивный характер.

Аннотация – очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого осмысливания изучаемого произведения.

Резюме – краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.

Конспект – небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования – краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект – это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами. Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.

Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.

В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам. При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы.

Выполнение контрольных работ по курсу «Планирование теоретико-эмпирических исследований» – один из видов межсессионной самостоятельной работы.

Контрольная работа предполагает выполнение нескольких блоков самостоятельной работы.

Важным элементом оценки качества выполнения контрольной работы становится презентация результатов самостоятельной работы на практических занятиях.

Всего на самостоятельную работу по дисциплине «Планирование теоретико-эмпирических исследований» отводится 128 часов.

Самостоятельная работа по теме 1 «Научное психологическое исследование и его этапы».

Цель работы – изучение специфики организации психологического исследования в выбранной предметной области.

Задание. Анализ трех завершенных психологических исследований по теме, близкой к теме магистерской диссертации (источники – авторефераты диссертаций, статьи в журнале из списка ВАК). Пункты анализа: вид исследования, степень корректности формулирования проблемы и ее актуальности, достоинства и недостатки литературного обзора, характеристика основных этапов, реализованная исследовательская схема, общая критическая оценка работы.

Результаты анализа сдаются преподавателю на первом занятии.

Самостоятельная работа по теме 2 «Разработка концепции и планирование психологического исследования».

Цель – разработка развернутого плана диссертационного исследования.

Задание 1. Написание литературного обзора по теме исследования. Подготовка информационного сообщения на практическом занятии № 1 по итогам проведенного теоретического анализа.

Задание 2. Критический анализ понятийного аппарата трех завершенных психологических исследований по теме, близкой к теме магистерской диссертации (источники – авторефераты диссертаций). Обоснованная оценка степени корректности основных методологических характеристик исследования. Результаты анализа докладываются и обсуждаются на практическом занятии № 3.

Задание 3. Разработка понятийного аппарата диссертационного исследования (тема, проблема и ее актуальность, предмет, объект, цель, задачи, гипотезы). Проект докладывается и обсуждается на практическом занятии № 1, после чего в него вносятся соответствующие коррективы.

Задание 4. Разработка поэтапного календарного плана исследования. Первый вариант описания выборки, методов, методик исследования.

Самостоятельная работа по теме 3 «Сбор эмпирических данных в психологическом исследовании».

Цель – разработка процедуры сбора данных в диссертационном исследовании. Проведение эмпирического экспериментального или психодиагностического исследования (этап сбора данных).

Задание 1. Анализ процедуры сбора эмпирических данных трех завершенных психологических исследований по теме, близкой к теме магистерской диссертации (источники – авторефераты диссертаций). Заполнение таблицы: задачи – методы – методики. Формулирование выводов в формате эссе «Эвристические возможности различных методов психологии». Итоги работы обсуждаются на практическом занятии № 2.

Задание 2. Составление подборки экспериментов в выбранном проблемном поле, реализующих истинный, квази-, факторный экспериментальный план.

Задание 4. Описание экспериментального дизайна, выборки, методов, методик исследования. Представление проекта преподавателю на втором занятии.

Задание 5. Проведение эмпирического экспериментального или психодиагностического исследования (этап сбора данных).

Самостоятельная работа по теме 4 «Обработка эмпирических данных в психологическом исследовании».

Цель – изучение основных стратегий обработки эмпирических данных. Обработка результатов пилотажного эмпирического исследования.

Задание 1. Подготовка доклада и выступление с ним на семинаре «Современные методы математико-статистической обработки эмпирических данных» (практическое занятие № 3)

Темы рефератов:

1. Методы качественного анализа данных.

2. Контент-анализ как метод качественно-количественной обработки текстовой информации.

3. Дескриптивная статистика.

4. Компаративная статистика.

5. Корреляционный анализ.

6. Факторный анализ.

7. Регрессионный анализ.

8. Кластерный анализ.

9. Моделирование структурными уравнениями.

Задание 2. Составление классификационной таблицы «Исследовательские задачи и методы математико-статистической обработки».

Задание 3. Обработка результатов эмпирического исследования. Составление аналитических таблиц.

Самостоятельная работа по теме 5 «Описание и представление результатов в психологическом исследовании».

Цель – освоение основных форм наглядного представления результатов исследования. Интерпретация результатов пилотажного исследования.

Задание 1. Составление классификационной таблицы «Формы наглядного представления результатов: области применения и ограничения».

Задание 2. Написание параграфа «Результаты эмпирического исследования и их обсуждение» (к практическому занятию № 4).

Самостоятельная работа по теме 6 «Подготовка работы к защите».

Задание 1. Подготовка доклада по итогам пилотажного исследования для выступления на научно-практической конференции (презентация на практическом занятии № 5).

Задание 2. Подготовка статьи по итогам пилотажного исследования

6.3. Вопросы для подготовки к зачету

Зачет проводится по объему и качеству выполненной научно-исследовательской деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература

Дьяченко Е.В. Экспериментальная психология: курс лекций [для студентов психолог. спец.]. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. – 167 с.

Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования [Электронный ресурс]: методические рекомендации для вузов. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 99 с.

Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ: сборник статей / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. – 446 с.

Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: Институт психологии РАН, 2012. – 271 с.

Дополнительная

Берулава Г.М. Методология современной психологии. – М.: МПСИ, 2009. – 216с.

Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: Смысл, МГППУ, 2009. – 240с.

Ганзен В. А.Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. – 176с.

Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2010. – 558с.

Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. – М.: Смысл, 20011. – 288с.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 2009. – 312с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.

Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 235с.

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.

Куликов Л.В. Психологическое исследование. – М.: Речь, 2009. – 184с.

Ломов Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. М., 1984. – 1174с.

Лубовский Д. В.Введение в методологические основы психоло­гии: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 312с.

Лукашевич В.К. Основы методологии психологического исследования. – Минск, 2009. – 104с.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Теоретическая психология: Учебное пособие для студентов психол. факультетов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 416с.

Психологическая наука в России XX столетия: проблемы тео­рии и истории /Под ред. А. В. Брушлинского. – М.: Институт пси­хологии РАН, 1997. – 576с.

Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. – М.: УМК, 2011. – 208с.

Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Избр. труды. – М.: Мысль, 1995. С. 88–114.

Электронные библиотеки

Психологическая библиотека – http://bookap.info/

Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru/

Издательство «Лань» [Электронный ресурс]– www URL: http://e.lanbook.com/

Официальный сайт Российской государственной библиотеки –http://www.rsl.ru

Психологический навигатор – http://www.psynavigator.ru/

Материалы по психологии –http://www.psychology-online.ne

Книги и статьи по психологии –http://litpsy.ru

Наши рекомендации