Особенности неформального экологического образования
Неформальное экологическое образование (НЭО) направлено на выполнение социального заказа общества, наиболее экологически сознательной его части: формирование общественного экологического сознания, повышение экологической культуры населения.
Проблемы неформального экологического образования (НЭО) в разных аспектах представлены в исследованиях С.В. Алексеева, О.И. Долгой, С.Д. Дерябо, Н.В. Добрецовой, О.А. Друговейко, Э.Г. Ермольевой, СИ. Змеева, Т.С. Комисаровой, О.Г. Коровкиной, Н.И. Корякиной, Н.Я. Машарской, К.П. Митрюшкина, О.П. Негробова, А.К. Савиной, В.Н. Рябовой, Е.В. Тутыниной, Л.К. Шапошникова, А.И. Шишкина и др.
За период становления НЭО сложились специфические черты данного вида образования. Отметим основные их них:
· целевая установка НЭО – развитие экологического сознания всех слоев населения; влияние на формирование общественного мнения в сфере улучшения качества окружающей среды;
· приоритет деятельности – культурно-социальное воздействие через образовательно-просветительские проекты как способ влияния на поведение людей. НЭО отмечается как культурно-социальное явление;
· в образовательно-просветительской деятельности НЭО использует всю совокупность социальных и природных объектов;
· в НЭО используются методики с приоритетом личностного опыта участника деятельности в решении экологических проблем разных уровней;
· в образовательно-просветительском процессе деятельностный компонент направлен на частичное или альтернативное решение экологических проблем, что способствует формированию многомерного мышления участников, получению навыков исследовательской и организаторской работы;
· в НЭО происходит стирание межведомственных барьеров при общественном объединении различных организаций для решения конкретных социально-экологических задач.
НЭО существенно дополняет систему формального экологического образования или восполняет дефицит учебных программ экологической направленности в образовательных учреждениях всех ступеней образования.
Одним из ресурсов НЭО в повышении профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования, а также их адаптации к стремительно изменяющейся социально-культурной и экономической ситуации, повышения экологической грамотности населения в целом является развитие деятельности эколого-образовательных сообществ - многочисленных неформальных общественных организаций, объединений, союзов, клубов и пр.
Эколого-образовательные сообщества объединяют педагогов и других участников на основе общих личностно и социально значимых ценностей, смыслов, взглядов на проблемы окружающей среды, экологического образования и просвещения. Участников сообщества могут объединять профессиональные, духовно-нравственные, мировоззренческие, материальные мотивы участия в эколого-образовательной деятельности. Сообщество представляют собой единство, определяемое совместным общением и деятельностью с целью решения задач экологического образования и просвещения, обладает высоким креативным потенциалом развития за счет концентрации творческой энергии его участников. Сформированное сообщество характеризуется общими правилами, нормами, которые разделяются и поддерживаются большинством.
Одной из «порождающих сред» эколого-образовательных сообществ традиционно являются образовательные учреждения, а педагоги – не только участники, но и заинтересованные «потребители» образовательных ресурсов различных сообществ.
Именно деятельность различных социально-экологических неформальных организаций и объединений сыграла и продолжает играть ключевую роль в пробуждении экологического общественного сознания, становлении новой системы ценностей, основанной на экогуманитарной парадигме, разработке международных стратегий ОООС и координации усилий различных стран в сфере охраны окружающей среды, способствует формированию единого эколого-образовательного пространства и продвижению новой модели образования – образования для устойчивого развития.