Которыми студент должен овладеть в ходе практики

I. Проблемные вопросы:

1. Возможна ли самореализация личности ребенка вне коллектива? Обоснуйте свою позицию.

2. Каковы особенности педагогического процесса и ведущие виды деятельности учащихся 5–11-х классов?

3. От каких факторов зависит эффективное усвоение учениками содержания учебного материала?

4. Почему вопрос “Все ли дети талантливы?” до сих пор не получил в практике однозначного ответа?

5. Сравнить педагогические технологии обучения разных учителей-предметников (на примере одного класса) и выявить в них общее и особенное.

6. Степень субъективности отметки и оценки результатов учебной деятельности учащихся.

7. Что означает дифференцированный подход в обучении учащихся?

8. Каковы основные дидактические, психологические и методические требования к эффективному уроку?

9. Каковы пути повышения мотивации учащихся к изучению учебного предмета?

II. Основные понятия:

1. Гуманистическая направленность педагогического процесса.

2. Диалог. Сотрудничество.

3. Методы, приемы, средства и формы обучения и воспитания.

4. Образование, обучение, воспитание

5. Педагогическое общение, деятельность, творчество.

6. Развитие личности.

7. Содержание образования.

III. Профессиональные компетенции:

1. Организаторские:

- оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;

- точно формулировать цель деятельности;

- выделять этапы конкретного вида деятельности;

- увлекать учащихся предстоящей деятельностью;

- определять возможности участников деятельности и организовывать их работу;

- правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;

- выбирать наиболее целесообразные методы и приемы достижения цели;

- добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;

- поощрять соразмерно проделанной работе.

2. Коммуникативные:

- продуктивно организовывать и осуществлять педагогическое общение;

- соблюдать основные правила педагогической этики;

- относиться со вниманием и пониманием к каждому учащемуся с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- определять настроение воспитанников по косвенным показателям;

- быть гибким, перестраивать свое поведение и характер общения в интересах дела;

- ориентироваться в различных ситуациях общения;

- создавать в учебном коллективе обстановку взаимной заботы и уважения;

- устанавливать контакты с коллегами;

- следить за культурой устной и письменной речи;

- следить за своей внешностью с учетом реальной обстановки общения.

3. Предметные:

- проводить учебные занятия на высоком научно-методическом уровне;

- организовать продуктивную деятельность учащихся на уроках;

- научно, доступно и интересно излагать учебный материал;

- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению предмета;

- находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;

- анализировать результативность своей психолого-педагогической деятельности;

- определять эффективность учебной и воспитательной работы с классным коллективом;

- объективно оценивать результаты учебной деятельности учащихся.

4. Конструктивно-творческие:

- правильно определять содержание, формы и методы воспитательного воздействия на учащихся;

- компетентно осуществлять планирование учебной и воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися;

- творчески подходить к осуществлению педагогического процесса;

- использовать сильные стороны и достоинства своей личности в учебно-воспитательных целях;

- добиваться успеха в педагогической деятельности.

5. Прогностические умения:

- предвидеть результаты планируемых педагогических воздействий;

- помочь учащимся уяснить критерии определения уровня воспитанности и развития своего учебного коллектива;

- уметь определять виды деятельности, актуальные для развития тех или иных качеств личности учащихся;

- предвидеть возможные познавательные затруднения учащихся;

- ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.

Заключительный периодпрактики проходит на последней неделе ее проведения. Студенты продолжают учебно-воспитательную работу в своих классах в полном объеме, завершают оформление отчетной документации. Итоги педагогической практики студентов-практикантов в данном учебном заведении подводятся в последний день практики на совещаниях с участием представителей администрации учебного учреждения, учителей-предметников и руководителей практики от кафедр БГПУ. На совещании обсуждаются отзывы и утверждаются отчеты о прохождении практики студентами-практикантами.

2.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

По окончании каждого из двух этапов практики студенты предоставляют руководителям практики от кафедр отчётную документацию согласно перечню, приведенному в разделе VI. По итогам всей практики студент составляет письменный отчет о выполнении программы практики, который должен быть подписан студентом и утверждён руководителем организации, где она проходила. Примерная схема отчета приводится в главе 5.3.

На основании отчётной документации, письменного отзыва непосредственного руководителя практики и отметок практикантов руководитель практики от кафедры выставляет студентам итоговую отметку по практике в сводную ведомость. В зачетно-экзаменационные ведомости и зачетные книжки студентов отметки выставляются руководителем практики от факультета. Студент, работа которого во время педагогической практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Не позднее чем через две недели по окончанию практики на факультете проводится курсовое собрание по подведению ее итогов. В собрании участвуют декан, заместитель декана по учебной работе (руководитель практики от факультета), руководители практики учебно-методического управления, руководители и представители организаций, где проходила практика, руководители практики от кафедр, обеспечивающих организацию и проведение практики, студенты.

Наши рекомендации