Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста

МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (М.И.Лисина) ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

Данная методика исследует три формы общения: си­туативно-деловую, внеситуативно-познавательную и вне­ситуативно-личностную.

Цель методики: определение ведущей формы обще­ния ребенка со взрослыми.

Материал: игрушки, книги.

Процедура обследования: педагог приводит ребен­ка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушка­ми (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или пого­ворить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятель­ность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов де­ятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельно­сти (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение остав­шимся двум ситуациям общения.

Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:

· порядок выбора ситуаций;

· основной объект внимания в первые минуты опыта;

· характер активности по отношению к объекту внимания;

· уровень комфортности во время эксперимента;

· анализ речевых высказываний;

· желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-позна­вательное общение;

3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию ре­чевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способ­ности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Веду­щей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми

Показатели поведения Бал­лы
Порядок выбора ситуаций:Игры, занятия Чтение книги Беседа на личные темы  
II Основной объект внимания в первые минуты опыта:
  ИгрушкиКниги Взрослый
III Характер активности по отношению к объекту внимания:не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания
IV Уровень комфортности во время эксперимента:напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел
V Анализ речевых высказываний детей:По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, предметы и т. д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители) По функции: просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения        
VI Продолжительность деятельности:минимальная — до 3 минут средняя — до 5 минут максимальная — до 10 минут и более    

Межличностные отношения

Методика "Капитан корабля"

Просмотров: 19148

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ruНазначение:диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.

Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники).

Источник: Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с. (с.9-10)

Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.

Ход исследования:во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Анализ результатов.

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 20 детей, можно судить по следующим баллам:

От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);

От -9-0 баллов – игнорирование (незамечаемые);

От 1-10 баллов – дружба (лидеры);

11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

По данной методике у нас есть готовый расчет. Вы можете скачать его по первой ссылке. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«ШКОЛА»

для старшего дошкольного возраста.

Составила Федотова Т. Г.

При поступлении ребёнка в школу, его обычный образ жизни меняется и полностью перестраивает жизнь ребёнка. Возникают новые взаимоотношения с людьми. В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться тревожностью, снижением активности. Учебная деятельность сложна для дошкольника и автоматический переход на неё без предварительной подготовки просто не возможен. К моменту поступления в школу дошкольник должен представлять о том, что его ждёт, каким образом происходит учебный процесс. Самое главное у ребёнка должно быть желание идти в школу и учиться. Если ребёнок не готов к новому социуму, даже при наличии запаса умений и навыков ему будет трудно. У некоторых детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога и неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии и это тоже усиливает тревожность снимает самооценку. Предлагаемый проект поможет подготовить психологически ребёнка к переходу от игровой деятельности к учебной. Развить психические процессы будущего первоклассника (память, мышление, восприятие и внимание) .Подготовить руку ребёнка к письму (мелкая моторика) .Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым и школе) .Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях) .Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребёнка к школе.

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры это самая привлекательная деятельность для детей, ребенок когда играет ощущает свободу в своих действиях, в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать у ребёнка творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа и играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Когда разыгрываются различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, пытаются избежать конфликтных ситуаций и поддерживать дружелюбную, добрую атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, а также его интеллект, воля, воображение, общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: повысить уровень индивидуального развития и развить интерес детей к школе, сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, вести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».

Объект изучения: школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»

Гипотеза: сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, которая позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.

Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.

Задачи проекта: дети

• Расширять знания детей о школе.

• Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор».

• Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

• Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

• Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики. Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в себе)

Межличностные отношения

Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская)

Просмотров: 23803

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ruИсточник:Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

Цель:определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Если Вы исследуете особенности межличностных отношений детей, рекомендуем также обратить внимание на методику "Капитан корабля".

Межличностные отношения

Методика "Капитан корабля"

Просмотров: 19150

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ruНазначение:диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.

Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники).

Источник: Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с. (с.9-10)

Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.

Ход исследования:во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Анализ результатов.

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 20 детей, можно судить по следующим баллам:

От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);

От -9-0 баллов – игнорирование (незамечаемые);

От 1-10 баллов – дружба (лидеры);

11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).

ТЕМА: «ШКОЛА»

ЦЕЛИ:- учить отбирать необходимые для игры атрибуты;

- учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

- учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции ;

- учить моделировать ролевой диалог;

- расширять и углублять знания детей о школе, как учебном учреждении и её назначении, о профессиях существующих в школе.

ОБОРУДОВАНИЕ: школьные принадлежности необходимые для учёбы, указка, журнал, звонок, медицинские атрибуты (по необходимости)

РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Учитель:ведёт урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам.

Охранник: охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.

Библиотекарь: выдает детям книги,заполняет формуляры

Медсестра: осматривает больного, выписывает справку о состоянии здоровья

Павар: готовит обед, накрывает на стол

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Наши рекомендации