Психологическая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Развитие сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Однако игровая роль не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. Выше было введено различение сюжета и содержания игры. Оказывается, что при одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д.Б. Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребенка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности. Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”, “моют посуду”. При этом результат действия не используется детьми -- нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка. В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры,-- если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается “детям” на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “Суп после второго не подают”.

  1. Роль общения в психическом развитии ребенка. Генезис общения ребенка со взрослым и со сверстниками.

С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает проблема общения ребёнка с другим людьми. Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом. Первые акты протеста, оппозиция, противопоставление себя другим вот те основные моменты, которые обычно описывают как содержание первого года жизни.

От года до трёх лет наступает новый этап в развитии ребёнка раннее детство. Деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, и предметные действие ребёнка становится совместным действием его и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим. Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать как взрослый, и следуя примеру и образцу, копировать его. Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребёнка. Задержка на непосредственно- эмоциональном этапе общения со взрослым чревато задержками в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни. В раннем детстве не только старший влияет на развитие личности ребёнка. Наступает момент, когда ребёнок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. В своих исследованиях А.Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка со взрослым и сверстником разновидсти одной и той же коммуникативной деятельности. Эмоционально- практическое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребёнку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций. В первой половине дошкольного детства в (3-5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения со взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М.И. Лисина называла это «теоретическим сотрудничеством». Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой всё более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой собственных размышлений. На уровне внеситуативно- познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Ребёнок неуверен, боится, что над ним будут смеяться. Поэтому взрослому необходимо серьёзно относиться к вопросам ребёнка, поддерживать его любознательность. Общение со сверстниками становится всё более привлекательным для ребёнка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры всё-таки ещё становится взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.

  1. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста

(от 1 до 3-х лет)
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами , что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

  1. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.

  1. Обновление системы дошкольного образования: состояние и тенденции.

Одна из причин связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, заложенных в «Типовую программу», по которой продолжали работать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обязательных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хорошо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испытывали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.
Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно использовались для полноценного развития ребенка, в то время как наполнение жизни детей в детском саду изобразительным и музыкальным искусством, литературой создает условия для снижения психологической нагрузки, воспитывает у детей самостоятельность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга. Однообразная обстановка в группе с регламентированным размещением «уголков», расположение детских столов по типу школьного класса, письменный стол воспитателя усиливали формализованные отношения.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми авторы методических рекомендаций предлагают проводить по следующим направлениям:

· изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

· отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

· изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

· насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

· изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
В названных выше методических рекомендациях1 авторы раскрывают следующие позиции, определяющие типы взаимодействия взрослого с детьми:

· позиция «учителя», который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. Какими бы демократичными ни были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы «над» ребенком;

· позиция «равного» партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы «вместе» в детьми без жестких оценок - «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и т.п.;

· позиция «создателя» окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка, когда взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, а предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

  1. Управление ДОУ: принципы и подходы к управлению дошкольным учреждением.

Управление ДОУ.

Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и настоящим Уставом на принципах демократичности, открытости, профессионализма. Вмешательство в деятельность ДОУ политических партий, общественных и религиозных организаций не допускается. К исключительной компетенции Учредителя (Управление) относится:

- осуществление управления; планирование, организация и контроль деятельности ДОУ по реализации государственной политики в области образования;

- осуществление финансирования по нормативам, обеспечивающим образовательный процесс и материальное содержание воспитанников, за счет средств, выделяемых из областного бюджета;

- содействие в решении вопросов обеспечения ДОУ учебной и необходимой документацией;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ. К исключительной компетенции Учредителя (Комитет) относится:

- осуществление функции собственника переданного в оперативное управление муниципального имущества и контролирование его использования;

- осуществление реконструкции и капитального ремонта здания и сооружений ДОУ, оплата оказываемых ДОУ коммунальных услуг и приобретаемого оборудования длительного пользования;

- содействие в решении вопросов материально-технического обеспечения ДОУ. К основным вопросам совместного ведения Учредителей относится:

- создание, реорганизация, ликвидация ДОУ;

- утверждение Устава, изменений и дополнений вносимых в него, новой редакции

Устава;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства об образовании, бюджетной и финансовой дисциплины в ДОУ. К компетенции ДОУ относится:

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

- привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом ДОУ, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

- предоставление Учредителям и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

- использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;

- разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, годового плана;

- установление структуры управления деятельностью ДОУ, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

- установление заработной платы работников ДОУ, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размера премирования работников;

- разработка и принятие Устава для внесения его на утверждение;

- разработка и принятие Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных актов;

- самостоятельное формирование контингента воспитанников в пределах оговоренной лицензией (разрешением) квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

- самостоятельное осуществление воспитательно-образовательного процесса в соответствии с настоящим Уставом, лицензией (разрешением) и свидетельством о государственной аккредитации;

- контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям воспитанников мер материальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами Самарской области, городского округа Новокуйбышевск;

- создание в ДОУ необходимых условий для работы пищеблока и медицинского кабинета, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников ДОУ;

- содействие деятельности педагогических организаций и методических объединений;

- осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной настоящим Уставом. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ. Формами самоуправления ДОУ являются: Общее собрание работников ДОУ, Управляющий совет ДОУ, Педагогический совет ДОУ, Попечительский совет ДОУ и другие формы. Орган самоуправления создается и действует в соответствии с настоящим Уставом и Положением об этом органе, разрабатываемым и утверждаемым в установленном Уставом порядке. Высшим органом самоуправления ДОУ является Общее собрание работников ДОУ (далее по тексту - Общее собрание работников). К компетенции Общего собрания работников относится:

- разработка и принятие коллективом Устава, изменений и дополнений к Уставу, внесение их на утверждение Учредителям;

- решение вопроса о необходимости заключения с работодателем Коллективного договора;

- разработка и принятие Коллективного договора ДОУ;

- разработка и принятие Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ;

- заслушивание отчетов администрации и органов самоуправления ДОУ по вопросам их деятельности;

- определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание её членов;

- заслушивание сторон, подписавших Коллективный договор, о его выполнении;

- принятие решения об объявлении забастовки и выбора органа, возглавляющего забастовку;

- рассмотрение иных вопросов деятельности ДОУ, вынесенных на рассмотрение заведующего ДОУ, органом самоуправления ДОУ. В заседании Общего собрания работников могут принимать участие все работники, состоящие в трудовых отношениях с ДОУ. Общее собрание работников созывается заведующим ДОУ по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Общее собрание работников считается правомочным, если в нем участвуют более 2/3 общего числа членов коллектива. На заседании Общего собрания работников избирается председатель и секретарь Общего собрания работников. Решения на Общем собрании работников принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Общего собрания работников. Общее руководство ДОУ, в целях расширения общественного участия в управлении, осуществляет орган самоуправления – Управляющий совет ДОУ (далее-Управляющий совет). К компетенции Управляющего совета относятся следующие вопросы:

- рассмотрение предложений по стратегии и тактике развития ДОУ;

- рассмотрение предложений по содержанию образовательного процесса ДОУ;

- согласование программы развития (концепции, отдельных проектов), предложенных или разработанных совместно с администрацией ДОУ;

- рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;

- участие в формировании сметы доходов и расходов ДОУ, контроль за расходованием денежных средств (городской, областной бюджет);

- согласование перечня, видов дополнительных платных образовательных услуг;

- согласование режима работы ДОУ;

- утверждение критериев распределения средств стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников ДОУ;

- согласование значений критериев оценки эффективности (качества) работы заведующего ДОУ, достигнутых за контрольный период;

- контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям воспитанников мер материальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- иные функции, вытекающие из целей, задач и содержания уставной деятельности ДОУ. Управляющий совет избирается в количестве не менее семи человек (два представителя родителей (законных представителей), один представитель администрации ДОУ, два представителя педагогов, два представителя общественных организаций, социальных партнёров) – сроком на один год. Управляющий совет собирается не реже двух раз в год. Управляющий совет считается собранным и его решения считаются правомочными, если на его заседании присутствует не менее 2/3 членов Управляющего совета. Решения на заседании Управляющего совета принимаются большинством голосов от присутствующих его членов. Председатель имеет право решающего голоса при равенстве голосов в Управляющем совете. Решения, принятые в соответствии с законодательством и в пределах полномочий Управляющего совета, обязательны для всех членов коллектива ДОУ. В ДОУ в целях обеспечения получения воспитанниками качественного дошкольного образования, внедрения эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса, реализации содержания дошкольного образования, совершенствования методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса создается и действует в качестве органа самоуправления Педагогический совет ДОУ (далее по тексту - Педагогический совет). В Педагогический совет входят все педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с ДОУ. К компетенции Педагогического совета относится решение следующих вопросов:

- определение стратегии и тактики развития воспитательно-образовательной деятельности ДОУ;

- рассмотрение вопросов содержания, форм и методов, педагогических технологий, организации воспитательно-образовательного процесса, планирования воспитательно-образовательной деятельности;

- организация и совершенствование методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- разработка (выбор), принятие образовательных программ, учебных планов;

- выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта (мастерства);

- рассмотрение вопросов организации дополнительных образовательных услуг воспитанникам, родителям (законным представителям) ;

- рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогических работников, развития их творческих инициатив;

- содействие успешному осуществлению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с настоящим Уставом, полученной лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- принятие локальных актов в соответствии со своей компетенцией;

- иные функции, вытекающие из целей, задач и содержания уставной деятельности ДОУ. Педагогический совет собирается на свои заседания не реже одного раза в три месяца. Решения Педагогического совета считаются правомочными, если на его заседаниях присутствуют более половины от общего числа членов Педагогического совета. Педагогический совет собирается на свои заседания его председателем. Педагогический совет может быть собран по инициативе председателя, по инициативе двух третей членов Педагогического совета. На заседаниях Педагогического совета могут присутствовать:

- работники ДОУ, не являющиеся членами Педагогического совета;

- родители (законные представители воспитанников) при наличии согласия Педагогического совета. Педагогический совет принимает решения открытым голосованием. Решение Педагогического совета считается принятым, если за него подано большинство голосов присутствующих членов Педагогического совета. Педагогический совет в целях организации своей деятельности избирает секретаря, который ведет протоколы заседаний. Председателем Педагогического совета является заведующий ДОУ. Для содействия внебюджетному финансированию ДОУ и оказания ему организационной и иной помощи в целях установления общественного контроля за использованием средств внебюджетного фонда в ДОУ создаётся Попечительский совет ДОУ (далее по тексту - Попечительский совет). В состав Попечительского совета могут входить педагогические работники, родители (законные представители) и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии ДОУ в количестве не менее 5 человек. К компетенции Попечительского совета относятся:

- содействие объединению усилий организаций и граждан в осуществлении финансовой, материальной и иных видов поддержки ДОУ;

- содействие формированию внебюджетного фонда в ДОУ;

- поддержка в совершенствовании материально-технической базы ДОУ, благоустройстве его помещений и территории;

- привлечение для уставной деятельности ДОУ дополнительных источников финансирования и материальных средств;

- контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды ДОУ;

- содействие оказанию финансовой помощи социально незащищенным категориям воспитанников;

- иные функции, вытекающие из целей, задач и содержания уставной деятельности ДОУ. Попечительский совет собирается на свои заседания не реже двух раз в год. В целях обсуждения вопросов, возникающих в ходе осуществления уставной деятельности, в ДОУ действует Общее родительское собрание. Общее родительское собрание проводится не менее двух раз в течение учебного года. К компетенции Общего родительского собрания относится:

- внесение соответствующих предложений по обсуждаемым вопросам;

- принятие решений по обсуждаемым вопросам, не входящим в компетенцию

других органов самоуправления ДОУ;

- выбор представителей из числа родителей (законных представителей) воспитанников в Управляющий совет.

  1. Научные основы управленческого труда старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Оказывает помощь педагогическим работникам в выборе программ, определении содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Корректирует расписание режима дня и составляет расписание занятий. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников, за качеством выполнения образовательной программы. Координирует работу воспитателей, специалистов и других работников в рамках единого образовательного процесса. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта работы ДОУ. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Организует работу методического кабинета ДОУ, систематизирует информационные, методические и дидактические материалы. Организует и руководит просветительской работой с родителями (лицами их заменяющими). Проводит работу по созданию развивающей среды в ДОУ. Способствует созданию положительного микроклимата в коллективе. Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами,; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

  1. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: понятие, функции и направления.

Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. «Методическая работа - в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом». Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства. В качестве общих задач методической работы следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы. В методической работе участвуют педагог - психолог и педагоги - специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции. Во всех случаях задача методической службы - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Методическая работа в ДОУ как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - стимулирование - коррекция и анализ.

Типы методической деятельности
(по С.Ж. Гончаровой)

Психологическая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Развитие сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину - student2.ru

Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Психологическая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Развитие сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину - student2.ru

  1. Руководство коллективом организации.

Контроль,как одна из функций руководства. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом. В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме. Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества. Одна из задач, которую решает руководитель, — максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют:

Наши рекомендации