Положение большого пальца на смычке.
Многие педагоги рекомендуют упирать большой палец в выступ колодки; иногда встречаются случаи, когда играющие помещают большой палец в эсик. колодки. Ю.Янкелевич советует большой палей помещать на трости около колодки. При коротких же руках - держать смычок несколько отступая от колодки, что не только укорачивает смычок, но и обличает его вес. В вопросе о положении большого пальца относительно остальных существует также различные точки зрения. Б.А. Струве в работе «Типовые формы постановки рук у инструментов» говорит, что положение большого пальца при держании смычка определяется строением седловидного сустава. Наглядно это можно увидеть при сжимании руки в кулак, когда большой палец у разных людей занимает неодинаковое положение. Исходя из этого, для некоторых скрипачей естественно держать большой палей против среднего, для других – против безымянного. Могут существовать и промежуточные положения.
Но для определения положения большого пальца имеют большое значение не только эти моменты, а чаще художественное стремление той или иной школы.
Например А.И. Ямпольский предлагал держать большой палец против среднего, А. Цейтлин почти против безымянного, т.е. между средним и безымянным пальцами. Эти способы держания смычка дают разные результаты художественного устремления. Л.Цейтлин в его исполнительстве и преподавании были направлены к большому, мощному звуку, в сторону достижения большой масштабности игры. При рекомендованном им держании смычка возможен большой нажим на трость. В то же время это положение пальцев в какой-то мере затрудняет исполнение лёгких штрихов.
А.И. Ямпольский стремился к разносторонности смычковой техники, к овладению изящными штрихами – отсюда и другой приём держания смычка. Положение большого пальца и его правильное функционирование имеет огромное значение для свободы правой руки. Как правило, у колодки он должен быть слегка согнутым.
В процессе ведения смычка от колодки к концу палец постепенно распрямляется, а при обратном ведении смычка – сгибается. Свобода пальцев на трости является необходимой для того, чтобы они могли совершать лёгкие вспомогательные движения при сменах смычка и при исполнении штрихов. Для достижения этой свободы необходимо, чтобы большой палец в совокупности с остальными пальцами, был соединён с тростью подвижно, подобно суставу, при игре в любой части смычка. Если же большой палец удерживать в каком – либо положении / согнутом или распрямлённом /, то все пальцы в своих движениях будут ограничены.
Таким образом, разбирая о значении большого пальца необходимо исходить из того, что он должен способствовать свободе движений других пальцев на смычке.
4.2. Положение остальных пальцев на смычке.
Положение остальных пальцев на смычке может быть более глубоким или более мелким, что зависит от их длины. Пальцы не должны быть ни слишком сдвинуты, ни слишком расставлены. Держание смычка кончиками пальцев, как это рекомендовалось в старину, в современной практике не принимается, т.к. не позволяет добиться большой силы звука. При нормальном положении пальцев вес руки передаётся на трость, и звукоизвлечение идёт естественно, пальцы на трости должны быть округленны. Особенно важно обратить внимание на закруглённое положение мизинца, который при игре у колодки в согнутом положении кончиком упирается в трость. Такая постановка мизинца, выполняющего в ведении смычка важную функцию, даёт возможность естественно и остальные пальцы на трости, когда смычок приближается к колодке, мизинец в его согнутом положении должен уравновешивать вес смычка. При движении от середины смычка к его концу необходимость этой функции мизинца ожидает, т.к. центр тяжести располагается иначе, чем при игре в нижней его части, и смычок естественно лежит на струне без уравновешивающих усилий мизинца. Однако на практике педагоги часть требуют от ученика держать мизинец на трости и при игре в конце смычка. В большинстве случаев это требование вызывает неестественное прогибание кисти даже при нормальных руках и в особенности – при коротких. А чрезмерно прогнутая кисть в конце смычка, как и чрезмерно согнутая у колодки крайне вредна, т.к. из этих положений бывает трудно выйти отсюда плохие смены смычка. Кисть должна быть слегка согнута у колодки и несколько прогнута в конце.
Свободно держать мизинец при игре у конца смычка могут только скрипачи с очень длинными руками. Существуют различия в положении руки при держании смычка у колодки и в конце. У колодки пальцы слегка согнуты, в конце – более распрямлена. Большой палец у колодки – полусогнут, в конце – выпрямлен. Угол кисти по отношению к трости в конце смычка более острый. Очень важно положение указательного пальца на смычке: слишком глубокое держание его, когда палец лежит на трости своей нижней фалангой, связывает кистевые движения, особенно у колодки.
Положение трости смычка.
Положение трости смычка должно быть несколько наклонным в направлении грифа. Дело в том, что вблизи подставки струна оказывает наибольшее сопротивление нажиму смычка, а при приближении к грифу она «мягче». Кроме того, струны натянуты не параллельно грифу: ниже – у порожка, значительно выше – у подставки. Поэтому при наклоне смычка нажим направлен таким образом, что струна оказывает ему большее сопротивление и, таким образом, выдерживает большое давление. Вследствие этого возможно применение разнообразной динамики при сохранении необходимого качества звучания.
Прослеживая движение смычка от колодки к концу, можно установить, что наибольший наклон имеет место у колодки, а наименьший у конца его. Объясняется это тем, что у колодки звукоизвлечение осуществляется главным образом весом руки и смычка и при этом не обязательно использование полной ленты волоса. В конце же смычка для достижения плотности звучания приходится применять большой нажим и необходимо большое использование волоса поэтому наклон смычка в конце меньший. При игре использование всей ленты волоса не является необходимым, а при игре и соответствующим увеличением нажима без изменения наклона трости волос сжимается и естественно прилегает к струне всей своей лентой.
4.4. Движение смычка.
Анализируя движение смычка от колодки к концу, можно заметить, что оно начинается с одновременным распрямлением кисти, затем включается предплечье, и у конца смычка плечо, несколько выдвигает вперёд, совершает вспомогательное движение. На этом вспомогательном движении внимание не должно специально фиксироваться – это обычно ведёт к преувеличению. При ненапряжённом состоянии руки это движение возникает естественно, само собой. При ведении смычка вверх происходит в обратном направлении, сначала движется предплечье, что сопровождается некоторым отдыхом плеча назад, затем – плечо при одновременном сгибании кисти; в момент подхода к колодке правильное направление смычку придаёт сгибание пальцев, только все эти движения в их совокупности способны обеспечить ведение смычка по прямой линии.
Смена смычка.
Эта проблема является очень сложной, чем и объясняется то, что в первоначальном обучении решение этого вопроса сознательно откладывается. В достижении незаметной смены смычка важную роль играют вспомогательные движения пальцев /так называемый «фингерштрих»/. При пальцевом соединении одно поступательное движение руки разбивается на 2 стадии: при направлении смычка вверх у колодки рука останавливается, а пальцы ещё продолжают идти в ту же сторону; в момент же «мёртвой точки», т.е. остановки и пальцев, и смычка рука уже движется в обратном направлении - /тем самым соединение становитсяменее угловатым, а значит, и менее заметным для слуха.
Владение неслышным соединением смычка является необходимым условием художественного исполнения и в большей мере определяется общей культурой звука и культурой движения правой руки, что требует постоянной работы. Для этого полезно укреплять в замедленном движении смычка – «тянуть» длинные ноты. Слышимость соединений смычка может иметь место по двум причинам.
В педагогической практике существует выражение «перспективной постановки». Перспективность постановки скрипача определяется именно тем, насколько она может обеспечить весь комплекс движений, которые понадобятся скрипачу в дальнейшем его развитии. Ю.Янкелевич пишет: «При формировании постановки необходимо знать, не только как держать смычок и как им двигать на первом этапе обучения, но и как им придётся пользоваться при исполнении, к примеру, концерта Брамса, т.е. надо видеть далеко вперёд».
Вопросу первоначальной постановки скрипача придаёт большое значение и Л.Ауэр: «Сколько бы ни подчёркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности преувеличивать их. К лучшему или худшему, но привычки появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие учащегося.
Список литературы.
1. К.Флеш. «Искусство скрипичной игры». Изд. «Музыка» Москва 1754г.
2. Л.Ауэр «Моя школа на скрипке», изд. «Музыка» М., 1965г.
3. Струве «Путь начального развития юных скрипачей и виолончелистов».
4. Ю. Янклевич «О первоначальной постановке скрипача» в сб.» Некоторые вопросы скрипичного исполнительства и педагогики».
5. Очерки по методике обучения игре на скрипке. - М., 1960.
6. Струве Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов (смычковая группа). - М. - Л., 1932.
7. Иосиф Гутман. «Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях».
8. «Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М. Берлянчик). Москва, Издательство «Классика XXI», 2006.