Психолого-педагогические аспекты организации учебно-исследовательской работы студентов
1.1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»
Государственные образовательные стандарты для специальностей профессионального образования предполагают изучение учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)», которая относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Целью курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» является овладение основами исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебно-профессиональной деятельности и активизацию личностной позиции.
В основу методики преподавания этой дисциплины должны быть положены методы, рекомендуемые учеными при использовании технологии личностно ориентированного обучения в профессиональной школе: создание условий для свободы выбора в учебном процессе, опережающая самостоятельная работа, побуждение к рефлексии — самоанализу учебной и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение профессиональным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность, психологическая поддержка в самоопределении.
В процессе изучения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» студенты осваивают понятие «научное исследование», устанавливают место и роль научных исследований в практической деятельности человека, изучают методы научного познания и рассматривают возможность их применения в учебной и профессиональной деятельности, знакомятся с использованием логических законов, с метода ми накопления научной информации, правилами оформления результатов научного исследования.
Ведущую роль в формировании у студентов исследовательских умений призваны играть практические занятия, которые являются необходимой составной частью курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов». Следует отметить, что эти умения могут и должны быть востребованы при изучении специальных дисциплин, при выполнении курсовых и выпускной квалификационной работ, а также в ходе будущей профессиональной деятельности. Большинство заданий, выполняемых студентами на практических занятиях, носят частично-поисковый характер — студентам предлагается применить определенный метод, прием исследования в конкретной ситуации.
Приведем пример учебного плана и краткое содержание программы курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)» (табл. 1).
Таблица 1. Учебный план курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)» для группы педагогических специальностей
№ | Тема занятий | Кол-во часов | В том числе | Самостоятель-ная работа | |
1 | Введение в педагогическое исследование | 4 | 2 | — | 2 |
2 | Методология педагогического исследования | 4 | 2 | — | 2 |
3 | Структура и этапы педагогического исследования | 4 | 2 | — | 2 |
4 | Методы исследования в педагогике | 4 | 2 | — | 2 |
5 | Обоснование актуальности избранной темы, определение исходных научных позиции | 4 | — | 2 | 2 |
6 | Содержание и логика педагогического исследования | 4 | — | 2 | 2 |
7 | Выбор и обоснование методов исследования по конкретной теме; педагогический экспе- римент | 4 | — | 2 | 2 |
8 | Обработка и оформление результатов иссле- дования | 4 | — | 2 | 2 |
Итого: | 32 | 8 | 8 | 16 |
Тема 1. Введение в педагогическое исследование
Образование в его неразрывной связи с наукой как фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, новых жизненных установок личности. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства как главная задача российской образовательной политики.
Связь педагогической науки и педагогической практики как единый цикл деятельности. Реализация опережающей функции науки по отношению к педагогической практике. Передовой опыт как образец хорошей работы. Критерии передового опыта.
Особенности педагогической деятельности учителя: творческий подход, участие в экспериментальной работе, повышение значимости диагностической деятельности, необходимость развития рефлексии, способность прогнозировать результаты воспитания, участие в создании инновационных технологий и др. Овладение соответствующими умениями как условие и результат исследовательской деятельности педагога.
Основные условия успешной исследовательской деятельности: выбор актуальной проблемы, знание методологии исследования, владение комплексом исследовательских методов, умение анализировать, обобщать и делать выводы, владеть научным стилем изложения фактов, способность логично выстраивать структуру исследования и др.
Тема 2. Методология педагогического исследования
Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Педагогическая методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Четыре уровня методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
Сферы реализации методологии педагогики: система научно-педагогических знаний, процесс научного познания педагогических явлений, практика как сфера реализации педагогических знаний.
Методологические принципы научно-педагогического исследования: принцип объективности и детерминированности педагогических явлений; принцип целостного подхода в изучении педагогических явлений и процессов; принцип изучения явлений в развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями; принцип рассмотрения процесса развития как самодвижения и саморазвития, обусловленного присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития.
Классификация педагогических исследований: фундаментальные, прикладные исследования, разработки. Объект, предмет, задачи педагогических исследований.
Тема 3. Структура и этапы педагогического исследования
Примерная структура научно-исследовательской работы: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (обычно представлена двумя главами: теоретической и практической), заключение, библиография, приложение. Краткая характеристика содержания каждого структурного компонента.
Логика научно-педагогического исследования. Первый этап: выбор темы исследования, обоснование ее актуальности, определение исходных научных позиций (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования). Второй этап: выбор методов исследования в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. Третий этап: изложение теоретических основ избранной темы. Четвертый этап: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Пятый этап: анализ, интерпретация и оформление результатов. Заключительный пятый этап — выработка практических рекомендаций.
Тема 4. Методы исследования в педагогике
Определение понятия «метод исследования». Классификация методов исследования.
Общенаучные методы: общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция); социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг); социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг); математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).
Конкретно-научные методы: теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; прогнозирование; моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта, педагогический эксперимент, научно-педагогическая экспедиция).
Принципы выбора методов научно-педагогического исследования: принцип использования комплекса взаимодополняющих методов, принцип адекватности методов сути изучаемого явления, результатам, возможностям исследования; принцип запрета экспериментов, исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.
Тема 5. Обоснование актуальности избранной темы,