Психолого-педагогические аспекты организации учебно-исследовательской работы студентов

1.1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Государственные образовательные стандарты для специально­стей профессионального образования предполагают изучение учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятель­ности студентов (ОУИДС)», которая относится к циклу общепро­фессиональных дисциплин. Целью курса «Основы учебно-иссле­довательской деятельности студентов» является овладение осно­вами исследования как универсального способа освоения дей­ствительности через повышение мотивации к учебно-профессио­нальной деятельности и активизацию личностной позиции.

В основу методики преподавания этой дисциплины должны быть положены методы, рекомендуемые учеными при использо­вании технологии личностно ориентированного обучения в про­фессиональной школе: создание условий для свободы выбора в учебном процессе, опережающая самостоятельная работа, побуж­дение к рефлексии — самоанализу учебной и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение профессиональным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность, психологиче­ская поддержка в самоопределении.

В процессе изучения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» студенты осваивают понятие «научное исследование», устанавливают место и роль научных исследований в практической деятельности человека, изучают методы научного познания и рассматривают возмож­ность их применения в учебной и профессиональной деятельно­сти, знакомятся с использованием логических законов, с метода ми накопления научной информации, правилами оформления ре­зультатов научного исследования.

Ведущую роль в формировании у студентов исследовательских умений призваны играть практические занятия, которые являют­ся необходимой составной частью курса «Основы учебно-иссле­довательской деятельности студентов». Следует отметить, что эти умения могут и должны быть востребованы при изучении специ­альных дисциплин, при выполнении курсовых и выпускной квалификационной работ, а также в ходе будущей профессиональ­ной деятельности. Большинство заданий, выполняемых студента­ми на практических занятиях, носят частично-поисковый харак­тер — студентам предлагается применить определенный метод, прием исследования в конкретной ситуации.

Приведем пример учебного плана и краткое содержание про­граммы курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)» (табл. 1).
Таблица 1. Учебный план курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)» для группы педагогических специальностей

Тема занятий Кол-во часов В том числе Самостоятель-ная работа
1 Введение в педагогическое исследование 4 2 2
2 Методология педагогического исследования 4 2 2
3 Структура и этапы педагогического исследования 4 2 2
4 Методы исследования в педагогике 4 2 2
5 Обоснование актуальности избранной темы, определение исходных научных позиции 4 2 2
6 Содержание и логика педагогического исследования 4 2 2
7 Выбор и обоснование методов исследования по конкретной теме; педагогический экспе- римент 4 2 2
8 Обработка и оформление результатов иссле- дования 4 2 2
Итого: 32 8 8 16


Тема 1. Введение в педагогическое исследование

Образование в его неразрывной связи с наукой как фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополу­чия каждого гражданина, новых жизненных установок личности. Обеспечение современного качества образования на основе со­хранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства как главная задача российской образовательной политики.

Связь педагогической науки и педагогической практики как единый цикл деятельности. Реализация опережающей функции науки по отношению к педагогической практике. Передовой опыт как образец хорошей работы. Критерии передового опыта.

Особенности педагогической деятельности учителя: творче­ский подход, участие в экспериментальной работе, повышение значимости диагностической деятельности, необходимость разви­тия рефлексии, способность прогнозировать результаты воспита­ния, участие в создании инновационных технологий и др. Овла­дение соответствующими умениями как условие и результат ис­следовательской деятельности педагога.

Основные условия успешной исследовательской деятельности: выбор актуальной проблемы, знание методологии исследования, владение комплексом исследовательских методов, умение анали­зировать, обобщать и делать выводы, владеть научным стилем из­ложения фактов, способность логично выстраивать структуру ис­следования и др.
Тема 2. Методология педагогического исследования

Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Педа­гогическая методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Четыре уровня методологии: философский, обще­научный, конкретно-научный, технологический.

Сферы реализации методологии педагогики: система научно-пе­дагогических знаний, процесс научного познания педагогических явлений, практика как сфера реализации педагогических знаний.

Методологические принципы научно-педагогического исследо­вания: принцип объективности и детерминированности педагоги­ческих явлений; принцип целостного подхода в изучении педаго­гических явлений и процессов; принцип изучения явлений в раз­витии, в связях и взаимодействии с другими явлениями; принцип рассмотрения процесса развития как самодвижения и саморазви­тия, обусловленного присущими ему внутренними противоречи­ями, выступающими как движущая сила и источник развития.

Классификация педагогических исследований: фундаменталь­ные, прикладные исследования, разработки. Объект, предмет, за­дачи педагогических исследований.
Тема 3. Структура и этапы педагогического исследования

Примерная структура научно-исследовательской работы: ти­тульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (обычно представлена двумя главами: теоретической и практиче­ской), заключение, библиография, приложение. Краткая характе­ристика содержания каждого структурного компонента.

Логика научно-педагогического исследования. Первый этап: выбор темы исследования, обоснование ее актуальности, опреде­ление исходных научных позиций (объекта, предмета, цели, гипо­тезы, задач исследования). Второй этап: выбор методов исследо­вания в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. Третий этап: изложение теоретических основ избранной темы. Четвертый этап: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Пятый этап: анализ, интерпрета­ция и оформление результатов. Заключительный пятый этап — выработка практических рекомендаций.
Тема 4. Методы исследования в педагогике

Определение понятия «метод исследования». Классификация методов исследования.

Общенаучные методы: общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставле­ние, индукция и дедукция); социологические (анкетирование, ин­тервьюирование, экспертные опросы, рейтинг); социально-психо­логические (социометрия, тестирование, тренинг); математиче­ские (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

Конкретно-научные методы: теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов де­ятельности; анализ понятийно-терминологической системы; ана­логий, основанных на общности фундаментальных законов диа­лектики для процессов различной природы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; прогнозирование; модели­рование); эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта, педагогический эксперимент, научно-пе­дагогическая экспедиция).

Принципы выбора методов научно-педагоги­ческого исследования: принцип использования комплек­са взаимодополняющих методов, принцип адекватности методов сути изучаемого явления, результатам, возможностям исследова­ния; принцип запрета экспериментов, исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.
Тема 5. Обоснование актуальности избранной темы,

Наши рекомендации