Изобразительная деятельность
Образовательные задачи
Шестой год жизни:
— знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
— обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, учить воспринимать художественные образы в картине, скульптуре, графике;
— формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.д.);
— обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятельный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, общественных и природных явлениях;
— учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
— совершенствовать изобразительные умения (передавать выразительность формы изображаемых объектов, пропорции и взаимное расположение их частей, характеры и простые движения персонажей), создавать многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции, располагая предметы выше — ниже, ближе — дальше;
— совершенствовать технику рисования гуашью, смешивая цвета и используя плотность цветового пятна, возможности передачи контраста цветов путем наложения одного на другой, учить рисовать акварельными красками, используя влажную поверхность листа для передачи различных цветовых сочетаний (воздушность, легкость), знакомить с приемами рисования цветными мелками, углем, сангиной;
— показывать приемы скульптурной лепки и из целого куска путем вытягивания и моделирования частей, использовать стеку для передачи характерных черт;
— в аппликации показывать новые способы создания образов (симметричное, силуэтное вырезание, накладная и обрывная аппликация), коллективно создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи):
— поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (рисунок и аппликация);
— учить планировать этапы аппликации и рационально использовать материалы;
— использовать приобретенные изобразительные навыки и умения в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
Седьмой год жизни:
— продолжать знакомить с изобразительным искусством, учить самостоятельно различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету, поощрять самостоятельную оценку произведений;
— расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности, активизировать самостоятельный выбор сюжетоа. поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет), животных, природных явлений в разное время года, учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта. интерьеров, костюмов;
— различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
— совершенствовать умения во всех видах изобразительной деятельности;
— развивать чувство композиции (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности), создавать композицию в зависимости от сюжета, выделять в ней основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку, знакомить со способами планирования сюжета или узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема);
— совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков), самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно — гуашь, для предварительных набросков или эскизов — уголь или простой карандаш);
— в лепке побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа;
— предоставлять детям самостоятельный выбор способов аппликации (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
— способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
— создавать условия для самостоятельной художественной деятельности вне занятий, активизировать их участие в организации выставок рисунков, лепки, аппликативных работ.
Содержание психолого-педагогической работы
Особую роль в изобразительной деятельности играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В беседе воспитатель обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины и средства, с помощью которых художник передает настроение героев, состояние природы.
Для полноценного восприятия скульптуры мелкой пластики воспитатель предлагает детям рассмотреть ее с разных сторон (слева, спереди, сзади). Это помогает им каждый раз видеть ее по-новому. Например, рассматривая таким образом скульптуру Е. Чарушина «Купание медвежат», дети замечают, как меняется характер поз фигурок.
Организуя изобразительную деятельность, воспитатель предлагает им самостоятельно выбирать материалы и место для работы. «Буду рисовать на мольберте, я видел, как художник это делает», — говорит ребенок и ставит на мольберт лист бумаги, берет в руки палитру, смешивает краски и переносит их на «полотно».
Для рисования, лепки с натуры воспитатель отбирает игрушки, растения и другие предметы, имеющие характерные признаки. Для развития чувства цвета детям предлагаются творческие задания: «Волшебные краски», «Разноцветные
сестрички», «Радуга-дуга» и т.д. Используя контрастные и пастельные цвета, экспериментируя с ними на палитре, дети передают в рисунке до 10—12 оттенков. Благодаря этому сюжетные и декоративные композиции приобретают особую выразительность. В пейзажных рисунках воспитатель учит передавать красоту природы (разнообразие цветовых оттенков неба, воды, снега, травы и т.д.). Дает самостоятельно тонировать листы бумаги для передачи колорита, настроения.
В аппликации воспитатель развивает у детей чувство цвета и композиции, предлагая выбирать бумагу разных цветов и оттенков, создавать декоративно-орнаментальные композиции (панно, фризы).
Для передачи движения персонажа дети выполняют задания «этюдного» характера, например, лепка скачущего коня или крадущейся лисы. Это помогает создать выразительный художественный образ.
Ознакомление с предметами народного и декоративно-прикладного искусства развивает у детей чувство декоративности, помогает научиться «читать» узоры («Мне нравится хохломской узор, как будто девушки водят хоровод». «Узор в дымковской игрушке похож на солнце, он такой яркий, а круги, как румяные калачи»).
Воспитатель беседует с детьми о том, что художник, скульптор, мастер не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем с помощьк красок, глины, камня создает образ. В результате дети начинают иначе относиться к процессу и результатам своей деятельности. Они учатся планировать, обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительно-выразительных средств для его воплощения.
Воспитатель поощряет инициативу и самостоятельность при выборе материалов. Например, сказочную птицу один ребенок рисует красками, другой — передает ее красоту в аппликации, третий — лепит из глины.
Созданию выразительного художественного образа способствует интегрирование различных видов изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает детям возможные варианты интеграции. Например, при изображении натюрморта «Тюльпаны в вазе» советует использовать аппликативные и живописные способы («Ваза большая, ее форму лучше вырезать из бумаги», «Тонкие, нежные стебли хорошо нарисовать концом кисти, а тюльпаны — крупными мазками»).
В дальнейшем дети могут самостоятельно комбинировать различные способы изображения и материалы. Они используют кусочки ткани, цветную бумагу, краски для создания сюжетных и декоративных композиций-коллажей.
Художественный труд
Образовательные задачи
Шестой год жизни:
— знакомить с произведениями прикладного искусства, образцами народной игрушки (вятская, филимоновская, абашевская), передавать детям свое отношение к традициям народного искусства;
— воспитывать интерес и желание создавать полезные и красивые предметы, игрушки, сувениры (в основном используется роспись по готовым формам с
— формировать стремление к достижению результата, умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно и красиво;
— развивать элементарные навыки сотрудничества, уважать выбор сверстников (цвета, формы, способов деятельности и т.д.)!
— показывать технические приемы работы с инструментами (резать ножницами, пользоваться линейкой, лекалом, клеем (безопасным), обводить контур карандашом);
— учить подбирать материал (шишки, камешки, ракушки, цветы-травы сухостой, ветки, листья, прутики) по цветовой гамме, форме, силуэту и фактуре и составлять художественные композиции-букеты, натюрморты;
— создавать коллекции лоскутиков, ниток по фактуре и расцветке;
— прививать элементарные навыки шитья иголкой из современных материалов, учить приемам изготовления традиционной тряпичной куклы-оберега, лепке народной игрушки, участвовать в мастер-классе «Мастерицы тряпичных кукол»;
— фантазировать при создании индивидуальных и коллективных композиций-коллажей из различных материалов для украшения интерьера, театральных спектаклей, сувениров.
Седьмой год жизни:
— продолжать знакомить с произведениями народного искусства, поддерживать интерес к его традициям — создавать свой образ традиционной народной игрушки, осваивать последовательность приемов лепки и росписи;
— уметь различать предметы искусства по материалу исполнения (глиняные игрушки, деревянная посуда с хохломскими узорами, куколка-оберег из ткани, соломы, прутиков, бересты, ниток);
— продолжать работу по подбору коллекции лоскутков тканей (хлопок, лен, шелк, бархат, тафта), по цветовой гамме, рисунку и фактуре (по принципу художественных мозаик-«печворк»);
— знакомить с инструментами (молоток, пилка, гвозди), видами материала (брусок, фанера, спил дерева), учить пользоваться ножницами с закругленными концами, лекалом, иглой (под наблюдением взрослого), детскими молотком и вязальным крючком;
— поддерживать интерес к созданию оригинальных поделок, различных по замыслу и фактуре материалов, использованию в качестве образца предмета прикладного искусства или его рисунка;
— развивать «ручную умелость», стремление наиболее точно выразить свой замысел, проявить творчество и самостоятельность в работе;
— уметь подбирать материал для работы, ориентироваться в разных фактурах и сочетаниях материалов (дерево сочетается с глиной и природным материалом, бумага — с тканью и т.д.);
— формировать и совершенствовать трудовые навыки, постепенно расширять содержание художественного труда, создавая новую мотивацию: использование детских поделок в дизайн-проектах мини-среды (игровой уголок), интерьеров (групповая комната, зал, рекреация), в качестве экспонатов детского музея, мастерской «Умелые ручки» и др.
Содержание психолого-педагогической работы
Художественный труд старших дошкольников — вид продуктивной творческой деятельности, в процессе которой создаются полезные и эстетически
значимые изделия для оформления игр, отдыха, интерьера и соответствующие интересам детей,
Художественный труд, основанный на принципах народного декоративно-прикладного искусства, вызывает у детей большой интерес, яркие положительные эмоции, способствует общему психическому и эстетическому развитию. Важно также, что в процессе изготовления изделий у ребенка развиваются «ручная умелость», координация движений пальцев, необходимая ему в будущем для овладения письмом.
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям возможность создавать художественный образ по своему желанию и замыслу, знакомит их с самыми разнообразными материалами, их свойствами и качествами. В процессе этой деятельности в детском саду для изготовления различных изделий могут использоваться следующие материалы:
— бумага, картон (аппликации из разнофактурной бумаги в сочетании с природными материалами, тканями, декорации для оформления праздников, развлечений, подарки, сюрпризы-сувениры);
— ткани, нитки, тесьма, пуговицы достаточно больших размеров (декоративные коллажи-аппликации из ткани, изделия плетения и ткачества, одежда для кукол, детали костюмов для игр и игр-драматизаций и др.);
— дерево (расписывание деревянных игрушек, сувениров, кукольной мебели, мелких предметов быта);
— глина (мелкая пластика, игрушки и сувениры, кукольная посуда, декоративные украшения для оформления интерьера);
— природный материал (коллажи, объемные композиции-инсталляции, соломка, прутики, сухая трава, аранжировки из сухих и живых растений, не занесенных в Красную книгу, узорные композиции из разных семян, опавших листьев).
Необходимо поощрять как индивидуальные, так и коллективные формы деятельности детей и создавать для этого условия.
Воспитатель ориентируется на более широкий круг тематических занятий по художественному труду, формирует его социокультурную направленность (индивидуальная поделка имеет свою ценность как продукт детского труда, но ее значимость усиливается в общем дизайн-проекте, который создает предметную среду детских праздников, развлечений, интерьеров, групповой комнаты, зала, изостудии, включается в экспозицию детского музея).
Важно привлекать мастеров декоративно-прикладного искусства к проведению текущих тематических занятий с детьми — мастер-классов по разным видам художественного труда (игрушки из глины, тряпичные куклы-оберега, плетение из соломки и ниток, вязание, батик и ткачество, деревянные поделки из природных и современных материалов).
Примерные темы работ с материалами
С бумагой и картоном: «Плетение коврика из цветных полосок», «Серебряны! дождь» (сминание фольги в шарики), «Сверкающий ковер-самолет» (из разноцветных фантиков).
С глиной: «Давайте познакомимся, это свистульки-звучалки», «Уточка с утятами» «Индюк — птица дивная», «Конек», «Девица-краса», «Я учусь лепить игрушки», «Умная глина в моих руках», «Дымковские узоры», «Наш музей игрушки», «Веселые игрушки с
«гмарки», «Павлин», «Кавалер-гусар», «Кормилица с детьми», «Учусь лепить лошадку», «У1ама-утка», персонажи к сказке «Три медведя» для проекта мини-музея.
С природными материалами: «Пейзаж в окошке», «Цветы», «Листья», «Натюрморт», •л таею сам».
С тканью и нитками: «Ситцевая мозаика», «Разноцветные клубочки», «Бабушкин сун-хучок», «Куватка» (подарок младенцу по старинному русскому обычаю), «Пришиваю пу-*:зицу», «Куколка-оберег», «Малышу в подарок», «Мозаика из ткани», «Разноцветный соврик», «Наряд для куклы», «Нитяные куколки-мартинички», «Подбери лоскутики для "оберега"» по старинной народной традиции: куколка-куватка, куколка-пеленашка, куколка-закрутка, куколка-столбушка — игрушки этнопроекта «Детский музей в ДОУ».
С деревом и другими природными материалами: «Теремок» (мастерская с инструментами «Умелые ручки»), «Три медведя» (березовые стульчики), «Лесные человечки» дерево в сочетании с шишками и ветками), «Подарок маме», «Расписные досочки для интерьера», «Кукольная мебель из спилов дерева, веток» (фитопроект для мини-музея, «Город мастеров» — кукольный городок (дизайн-проект для игрового уголка).
Продукты художественного труда детей используются в их дизайн-деятельности.