Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры:

— стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;

— самостоятельно организует предметно-игровую среду;

— в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;

— действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь от­правляемся в путешествие»);

— использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;

— индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взя­той на себя ролью.

Режиссерские игры:

— берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;

— создает и проигрывает целостные сюжеты;

— удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь.

Народные игры:

— четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполне­ния («Ручеек», «Бояре», «Колечко» и др.);

— испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.д.).

Дидактические игры:

— стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта);

— умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ори­ентация на условия действия).

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

— в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из город­ской и сельской жизни, сказочные образы;

— речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;

— использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.);

— создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других). Конструирование:

— создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

— применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.);

— пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лиш­него для получения новой целостности);

— участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональ­ным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения инте­рьера, игры и др.).

Самообслуживание и элементы труда:

— распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обя­занностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;

— владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);

— стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).

Общение

Общение со взрослым:

— инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родите­лями других детей;

— поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.);

— умеет попросить о помоши и заявить о своих потребностях в приемле­мой форме;

— в общении проявляет уважение к взрослому. Общение со сверстниками:

— способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появ­ляются друзья);

— проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может от­стаивать свою позицию в совместной деятельности;

— умеет договариваться со сверстниками;

— проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверст­ник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

Речь:

— свободно владеет родным языком, высказывается простыми распростра­ненными предложениями, может грамматически правильно строить слож­ные предложения;

— может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);

— употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;

— использует речь для планирования действий;

— понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии);

— свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, вла­деет формами вежливости;

— проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;

— по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.);

— рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

— имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

Познавательное развитие

Ориентировка в окружающем:

— знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес;

— имеет представление о России как своей стране;

— узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн);

— интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, прояв­ляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);

— имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и ди­ких животных;

— имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.);

— знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, ме­талл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твер­дый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.);

— имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать не­сколько профессий, сказать, что этот человек делает;

— ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основ­ные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понима­ет смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

— понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозна­чения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.);

— обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.

Экспериментирование:

— проявляет интерес к практическому экспериментированию и любозна­тельность;

— находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера;

— устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погруже­ние разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.).

Развитие обобщений:

— обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свой­ствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы);

— объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обоб­щающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.);

— имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры);

— владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, срав­нивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает му­зыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).

Эмоциональные проявления:

— инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих собы­тий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);

— хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разно­образием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмо­ций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной ра­дости, гнева, злости, страха);

— способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосред­ственных желаний, если они противоречат установленным нормам, прави­лам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя:

— проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (вы­полняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.);

— с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмо­ционально на них отзывается;

— осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведе­ния животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).

Наши рекомендации