Методика ознакомления с месяцами и временами года
Предварительная работа
На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
Методика обучения
На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
Изучение календаря поможет детям наглядно предстоит длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).
Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности.
Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).
Методика развития «чувства времени»
Предварительная работа
В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабатываем эти понятия:
- Кто быстрее одет куклу!
- Какой зверь бегает быстрее?
Методика обучения
В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.
«Чувство времени» формируется на основе:
· знания временных эталонов (час, минута, секунда);
· чувствования длительности временных интервалов;
· умения оценивать временные интервалы без часов.
Последовательность обучения:
- Учить определять окончание срока выполнения деятельности по часам. («Закрась узор за 1 минуту!»).
- Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»).
- Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»).
- Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).
5.Анализ программных задач.
1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.
2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».
3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.
4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).
5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
6.Дидактические игры и упражнения
ознакомления с частями суток:«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов);
«Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
«Назови части суток»;
«Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);
«Наоборотинка» и др.
ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»:«Дополни сутки»;«Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.
ознакомления с днями недели:«Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.
Раздел: ознакомление детей дошкольного возраста с измерением
Тема: Обучение измерению параметров протяжённости с помощью условной мерки
Программные требования:
Освоение измерения детьми дошкольного возраста
Возрастная группа | Этап развития измерения | Содержание | Средства и эталоны измерения |
2младшая группа | 1 этап | Дети различают размеры многих знакомых предметов. В пассивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Например, правильно выполняют задание: «Принеси большой мяч». Величина предметов воспринимается недифференцированно, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутствуют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины: «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми. | Игрушки контрастных размеров, лента, пирамидки, геометрические фигуры, дид. игры. |
Средняя группа | 2 этап | Дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по разным параметрам величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведение пальчиком вдоль протяженности. Слова: «величина» и «размер» непонятны многим детям, так как они их редко слышат. | Дид. игры, игрушки различной величины, пирамидки, ленты, геометрические фигуры, весы и гири. |
Старшая группа | 3 этап | Дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов: • на глаз; • способами приложения и наложения; • при помощи мерки, равной одному из сравниваемых предметов; • измерения. | Ленты разной длины, игрушки разной величины, геометрические фигуры, весы и гири, посуда разного объёма (баночки , стаканчики, мензурки и т.п.) |
Подготовительная группа | 4этап | Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения. Складываются благоприятные условия для обучения измерению: • развитие сенсорики; • развитие мелкой моторики; • координация движений; • согласование движений и слов; • владение понятием величины и необходимыми терминами; • владение счетом; • понимание отношения «часть — целое». | Ленты разной длины, игрушки разной величины, геометрические фигуры, весы и гири, посуда разного объёма (баночки , стаканчики, мензурки и т.п.) Литр, Килограмм, метр, см. |
Тема: Формирование представлений об измерении объёма жидких т сыпучих веществ с помощью условной мерки у детей дошкольного возраста
Освоение дошкольниками правил измерения
Виды измерения | Правила измерения | Трудности в освоении измерения | Педагогические рекомендации |
Измерение протяжённости | 1) начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета); 2) сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки; 3) перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх — при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно); 4) при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть; 5) перемещая мерки, надо не забывать их считать; 6) окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. | Неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края). Мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях). При измерении без фишек забывают считать мерки. При измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок. | Полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок: · Кто заметил ошибку? · Как ее исправить? · Как измерить правильно? Больше ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины. Характер допускаемых ими ошибок говорит о недостаточно четкой дифференциации других измерений, так как дети показывают вместо ширины и длину, и всю верхнюю грань предмета (коробки, стола). |
Измерение объёма сыпучих веществ | 1. соблюдение полноты наполняемости мерок (горка сыпучих веществ снимается палочкой); 2. сочетание пересыпания со счетом (в начале можно использовать фишки); 3. отражение способа и результата действий в речи («В банке 3 стакана крупы»). | • нет равномерности в наполнении мерок (отсюда результаты либо преувеличены, либо приуменьшены); • забывают считать отмеренное; • не понимают значение результата и др. | Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые сыпучие вещества. |
Измерение объёма жидких веществ | 1. соблюдение полноты наполняемости мерок (жидкие вещества наливаются до отметки); 2. сочетание переливания со счетом (в начале можно использовать фишки); 3. отражение способа и результата действий в речи. | • нет равномерности в наполнении мерок (отсюда результаты либо преувеличены, либо приуменьшены); • забывают считать отмеренное; • не понимают значение результата и др. | Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые жидкости, но обычно выбирают воду. |