Методика ознакомления младших школьников

С законодательством Российской Федерации

Об охране природы

Ответственное отношение человека к природе зависит от фор­мирования у школьников природоохранных умений, навы­ков, привычек. Рас­смотрим специфику ознакомления младших школьников с зако­нодательством Российской Федерации об охране природы.

Под охраной природыподразумевается система научно обосно­ванных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений.

Необходимость и важность такого рода работы на современном этапе обусловлена тем, что только за последние 500 лет истребле­но 2/3 лесов; ежегодно добывается 3 млрд. т каменного угля, 1,5 млрд. т нефти. Начиная с 1600 г. на нашей планете в основном по вине человека вымерло около 150 видов животных (приблизи­тельно половина — за последние 50 лет). Многие растения стали относиться к редким и внесены в Красную книгу, учрежденную Международным союзом охраны природы и природных ресурсов — (1966 г., хранится в г. Морж, Швейцария). Красные книги содержат списки и характе­ристики видов флоры и фауны, требующих охраны из-за угрозы исчезновения. Так, издание 1966 г. представляло собой пять томов с перечнем особей, которым угрожала опасность, и содержало описание 200 видов птиц, около 100 млекопитающих и 25 тыс. растений.

В 1974 г. учреждена Красная книга СССР: в ее первый список было внесено 52 вида зверей и 65 видов птиц (второе издание было дополнено и включало перечень млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий, рыб, червей, насекомых, моллюсков; третье — пять критериев-категорий охраняемых видов: вид, который нельзя спасти без специальных мер; вид, численность которого еще высока, но катастрофически сокращается; исчезновение еще не грозит, но вид находится на ограниченной территории; вид, требующий дополнительного изучения; вид, спасенный от вымирания). «Красная книга РСФСР (растения)» (1988 г.), «Красная книга РСФСР (животные)» (1985 г.) включали 533 и 247 видов растений и животных соответственно. Были созданы также красные книги для союзных республик и областей России.

В первую очередь проблема охраны природы связывается с не­обходимостью сохранения отдельных участков природы в первозданном состоянии — надежным способом охраны популяций как частей целых экосистем, в которых поддерживается экологическое рав­новесие. Для этого в мире создаются особо охраняемые терри­тории разных типов:

1) заповедник(«священная роща» с запретом на вход — «запо-ведание») — особо охраняемое законом или обычаями простран­ство (территория, акватория), полностью исключенное из любой хозяйственной деятельности (в том числе и регулярного посеще­ния людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных ком­плексов, охраны видов живого и слежения за природными про­цессами. Заповедник относится к главному типу ОТ, решают следующие задачи: а) обеспечение охраны флоры, фауны, экосистем, неживой природы с соблюдением своеобразия дан­ной территории б) выполнение функции научных уч­реждений — «живых лабораторий», где постоянно работают био­логи и экологи разного профиля, осуществляется мониторинг — наблюдение, оценка, прогнозирование изменений среды в связи с хозяйственной деятельностью человека на глобальном (биосфер­ном), регионально-геосистемном (природно-хозяйственном), са­нитарно-гигиеническом (локально-национальном) уровнях; в) восстановление плотности популяций редких и исчезающих видов. Сегодня в мире насчитывается свыше 2000 заповедников. Первые заповедники России — Астраханский и Ильменский — были созданы в начале 20-х гг. XX в. Сейчас же в России около 200 заповедников (Баргузинский, Алтайский и др.). К одним из основных относится группа биосферных заповедников, где при­рода не утратила своих первозданных черт. В 1981 г. в мире их было около 193, сейчас — 300 (в том числе 11 заповедников в России: Сихотэ-алинский, Центрально-Черноземный и др.);

2) заказник— участок территории или акватории, в пределах которого временно или постоянно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности человека для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ, экосистем: на­пример, Бирский и Архангельский государственные заказники;

3) национальный парк(амер. «место для наслаждения») — об­ширная территория, включающая особо охраняемые природныеландшафты или их части и предназначенная, помимо главной за­дачи — сохранения природных комплексов в неприкосновеннос­ти, преимущественно для релаксационных целей — организован­
ного отдыха людей на лоне хорошо сохранившейся природы. При этом в нем могут быть и зоны полной изоляции. В России насчи­тывается 22 национальных парка;

4) памятник природы — природный объект, выделенный как природоохраняемые территории небольшого размера, например: геологическое обнажение, необычный родник, старое дерево и т.п.

В целом же в России общая площадь охраняемой территории не превышает даже 1 % территории всей страны, хотя по миро­вым стандартам рекомендуется обеспечить разными формами ох­раны 1/3.

Данный вид деятельности имеет под собой правовые основы: 1) Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (от 19.12.1991 г.), исходящий из признания природы и ее богатств «национальным достоянием народов России», 2) Международная кон­венция об охране биоразнообразия (1992 г.); 3) Национальный план действий Министерства экологии и природных ресурсов России по реализации положений Женевской конвенции ООН; 4) Закон Российской Федерации об образовании.

Природоохранительное воспитание — сложный многоплано­вый процесс, обеспечиваемый согласованным влиянием на школь­ников всех изучаемых предметов, внеклассной работой, окружа­ющей обстановкой. Природоохранное образование включено как обязательный элемент во все ступени общего образования и на­правлено на заложение основ экологических знаний, превраще­ние их в практические навыки природопользования, стимулиро­вание творческого интереса к познанию природы, формирование нравственно-эстетических отношений к ней. Оно составляет стер­жневую линию в изучении природы на начальной образователь­ной ступени с последующей конкретизацией в содержании дис­циплин средней школы.

Однако именно начальной школе отводится большая роль в воспитании бережного отношения к природе. Содержание всех учебных предметов в той или иной степени включает материал по природоохранительному просвещению, нацеленный на расшире­ние и конкретизацию научных знаний о природе, человеке, об­ществе и способствующий выработке определенных практических навыков поведения в окружающем мире. Так, на уроках развития речи, естествознания и другие дети приобретают элементарные представления о конкретных объектах и явлениях природы, о един­стве и взаимосвязях между ними, в том числе человека и окружаю­щей среды. При этом положительным фактом в природоохрани­тельном воспитании является интерес к природе, что также отме­чается при проведении такого рода работы с детьми с «интеллек­туальной недостаточностью» (М. Н.,Скаткин, В.А. Постовская, М.П.Зверев, Е.Сторжок и др.).

Для решения задач природоохранительного воспитания реко­мендуется использовать: 1) систему научных знаний о природе, обозначенную в конкретной программе; 2) интерес детей к природе; 3) саму окружающую природу; 4) постоянный поток информации природоведческого и обще­ствоведческого характера в средствах массовой информации и т. п.

При этом принцип системности предусматривает не только соот­несение материала по природоохранительному просвещению с уровнем развития детей, этапом их обучения, но и работу в сле­дующих направлениях: а) формирование системы знаний о при­роде, обществе и человеке, связях между ними, а также общих интеллектуальных и практических навыков и умений природоох­ранительного характера; б) деятельность по изучению и охране среды.

Вместе с тем, поскольку природоохранительное просвеще­ние находится на стыке всех дисциплин начального курса обуче­ния, работа в данном ключе предусматривает необходимость ин­теграции или межпредметного подхода.

Главным аспектом природоохранной работы с младшими школьниками сейчас является тесная связь учебной деятельности с внеклассной (Л.П.Салеева). При этом воспитание бережного отношения к природе предполагает не только обращение к ин­теллектуальной, но и в первую очередь к эмоциональной, волевой стороне личности. Значительная роль в данном процессе от­водится формированию у детей природоохранных убеждений, что, в свою очередь, также предполагает наличие трех основных ком­понентов, подразделяемых на ряд элементов (Е.М.Кудрявцева):

1) интеллектуального: экологические знания, лежащие в основе убеждений, владение интеллектуальными умениями мировоззрен­ческого характера, владение «умениями причинного мышления»;

2) личностного: мотивация, отношения и оценка, постановка целей в природоохранительной деятельности и причинное их обо­снование, моральная направленность, уверенность в необходи­мости охраны природы и вера в то, что человечество осознает важность этого. При этом следует учитывать, что уровень знаний и отношения младших школьников к природе неодинаковы: для большинства характерны нравственно-эстетические мотивы, хотя в целом они склонны к осмыслению и переоценке своего прежнего опыта от­ношения к природе;

3) внутренней готовности — желания, намерения, потребно­сти субъекта действовать в соответствии с имеющимися у него знаниями.

Различаются следующие мотивы природоохранной деятельно­сти: 1) гражданско-патриотические, основанные на желании при­умножать богатства природы и связанные с чувством долга перед обществом по охране богатств родины; 2) гуманистические, вы­ражающиеся в стремлении проявить сострадание, участие, быть добрым по отношению к живому, желании его защищать; 3) по­знавательные, связанные с желанием понять сложные связи че­ловека и общества с природой, стремление познать ее законы; 4) экологические, базирующиеся на понимании природы как ис­точника ресурсов для создания материальных ценностей, разви­тия производительных сил общества, научно-технического про­гресса; 5) гигиенические, исходящие из понимания значения природы для здоровья человека и желания сохранить оптималь­ные экологические параметры окружающей среды; 6) эстетиче­ские, проявляющиеся в потребности общения с красивой и здо­ровой окружающей средой, стремлении сохранить или улучшить ее эстетические достоинства.

Наши рекомендации