Раздел 4. Виды педагогических технологий. Тема 4.1. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
Тема 4.1. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
Цели изучения темы:
1) формирование профессиональных компетенций:
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК–3);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК–5);
2) выявление возможностей использования инновационных образовательных технологий в образовательном процессе;
По итогам изучения темы студенты должны:
знать:
· виды информационных технологий;
· возможности использования информационных технологий в образовательном процессе;
· теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3);
· виды здоровьесберегающих технологий;
уметь:
· отбирать технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса;
· осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников (ПК-5).
Основные понятия: виды информационных педагогических технологий, теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса, здоровьесберегающие технологии.
Лабораторно-практическое занятие
Структура и ход занятия
I. Теоретическая часть
План
1. Виды информационных педагогических технологий. Возможности и условия их эффективного применения в образовательном процессе.
2. Здоровьесберегающие технологии. Совместная работа учителя с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников.
3. Технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса.
II. Практическая часть
В рамках практической части студенты выполняют следующие задания.
Задание № 1. Подготовка фрагмента родительского собрания с использованием информационно-компьютерных технологий (проигрывание этого фрагмента на ЛПЗ).
Представьте, что вы являетесь классным руководителем 9 класса и вам необходимо провести лекторий для родителей школьников на тему профилактики вредных привычек. Во время данного мероприятия вам предстоит познакомить родителей с тематической презентацией. В связи с этим:
1. Подготовьте презентацию, посвященную профилактике вредных привычек (данная часть задания готовится студентами предварительно).
2. Разработайте фрагмент родительского лектория, когда вы сможете использовать презентацию:
- что вы будете рассказывать родителям;
- какие слова подведут вас к презентации;
- какими комментариями вы будете сопровождать ход презентации;
- как материалы презентации вы будете использовать после ее демонстрации.
3. Попробуйте провести репетицию этого фрагмента на ЛПЗ.
Задание № 2 (готовится студентами предварительнов микрогруппах). В компьютерном классе познакомьтесь с имеющимися на факультете программными продуктами (пакетом программ) по специальностям. При этом обратите внимание на тип программы (обучающая, контролирующая, модернизирующая ситуацию или личность учащегося). На основе подобранных программ составьте план-конспект:
- воспитательного мероприятия для учащихся среднего звена с применением современных информационных технологий (для микрогруппы 1);
- воспитательного мероприятия для старшеклассников с применением современных информационных технологий (для микрогруппы 2).
Тему, форму мероприятия, класс студенты выбирают самостоятельно.
На лабораторно-практическом занятии проводится защита проектов, выполненных микрогруппами, и их обсуждение.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.
2. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
5. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А. М. Митяева. - М., 2008.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009.
7. Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2010.
8. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.
9. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М., 2008.
10. Программно-технические средства дистанционного обучения: Словарь терминов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
11. Селевко, Г. К. Педагогические технологии авторских школ / Г.К. Селевко. – М., 2005.
12. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом / Г.К. Селевко. – М., 2005.
13. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2005.
14. Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2009.
15. Цифровые образовательные ресурсы в школе: Вопросы педагогического проектирования: Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. – М.: Университетская книга, 2008.
16. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.Тема 4.2. Коммуникативная деятельность педагога.