Глава 4. тема 3. изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний

Глобализация экономики глава 4. тема 3. изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний - student2.ru глава 4. тема 3. изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний - student2.ru обусловлена, во многом (хотя и не только благодаря этому) повсеместным распространением ИКТ и в особенности интернет технологий. Безусловно, то, что именно ИКТ способствовали интенсификации процесса глобализации. Это справедливо не только в отношении собственно услуг связи, финансового сектора, но и для многих других секторов экономики. Давно хорошо известно большое и положительное влияние ИКТ на международную интеграцию научных исследований. Значительно меньше внимания уделяется трансформации рынка образовательных услуг под воздействием ИКТ и особенно интернет технологий. Между тем соответствующие изменения вполне заслуживают внимания, особенно в более общем контексте изменения общественных отношений в целом в современную эпоху. Важнейшими особенностями этих изменений являются глобализация и высокая интенсивность развития экономических процессов.

Самые быстро развивающиеся страны с наиболее эффективной экономикой прикладывают значительные усилия к поддержанию на высоком уровне и дальнейшему развитию современной научно-образовательной базы, необходимой для оптимизации отраслевой структуры национальной экономики и обеспечения должного положения в высоко конкурентной среде. Более того, именно высокий уровень развития науки и образования в обществе является необходимым условием смягчения множества противоречий, присущих общественному организму в современном мире, повышения эффективности управления экономикой, эффективности применения инновационных технологий и обеспечения национальной безопасности страны в целом.

Действительно столь разные страны как КНР и США, Индия и Южная Корея, Катар и Япония придают огромное значение развитию образования и науки и в особенности развитию и активному применению информационных и информационно-коммуникационных технологий, включая использование Internet и интернет технологий. Особенно важен пример Индии, практически единственной из развивающихся государств, которая упор в своей экономической стратегии сделала не на эксплуатацию природных ресурсов, а на развитие и применение высоких технологий.

Например, ее рынок информационных технологий (IT-технологий) один из самых быстрорастущих в мире. Доходы в этой отрасли выросли с $6,5 млрд. в 1998 году до $22,1 млрд. в 2004 году и этот рост продолжается со средним приростом 22-24% в год. Предпосылкой столь успешного развития стала концепция одного из основоположников современного индийского государства, одного из важнейших лидеров нации и премьер-министра Дживахарлала Неру о единственно возможном пути совершения модернизационного скачка для страны со скромными природными ресурсами. Это был путь инвестирования в мозги – поддержка образования населения и использование интеллектуального потенциала в создании современных технологий с последующим интенсивным внедрением инноваций.

За 20 с небольшим лет, начиная с 1981 года до начала 21 века, сформировалась высокоэффективная и высоко прибыльная отрасль по разработке программных продуктов. На сегодня создание программ и соответствующий сервис (поддержка, сопровождение и прочее) стали основой деятельности IT-отрасли, принося около 60% дохода всей отрасли. Созданные по инициативе правительства Индии технопарки экспортировали софтверных и сервисных продуктов и услуг на $16 млрд. в одном только финансовом году с апреля по март 2004-2005 года. Соответственно сегодня в Индии IT-технологии стали подлинным локомотивом индустриального роста страны. Этому сектору экономики Индии принадлежит более половины ВВП. По существу тем самым подготавливается во многом одновременно с индустриальным ростом переход и к основам информационного общества.

Помимо становления софтверной отрасли, в стране созданы надежные линии связи, инфраструктура стандартизации, испытаний (тестирования) и контроля качества на уровне современных мировых стандартов. Важным направлением становится аутсорсинг бизнес-процессов, который теперь приносит Индии $6 млрд. в год. Характерно, что наиболее крупные индийские IT-компании выполняют для своих доверителей не просто отдельные операции, а берут на себя полный комплекс забот по обслуживанию и ведению бизнеса своих зарубежных доверителей. Так сотни зарубежных фирм при помощи индийских аутсорсинговых компаний обслуживают клиентов во всем мире на рынке банковских, финансовых, бухгалтерских, страховых, биржевых и прочих услуг. Например, индийская фирма Wipro Spectramind берет на себя все вопросы, связанные со снабжением, перевозками и инвентаризацией, бухгалтерским обслуживанием, обслуживанием дебиторской и кредиторской задолженности, лизинговыми и другими операциями с имуществом, банковскими согласованиями, ведением дел по страховым обязательствам.

Имеется в Индии и свой аналог знаменитой кремниевой (силиконовой) долины США, который расположен в Бангалоре. В Дели работает исследовательская лаборатория IBM, в том же Бангалоре (по соседству с ним) создала свое подразделение фирма Intel, чтобы на месте производить, обновлять и испытывать и проверять продукты индийских программистов. В Бангалоре и в Нойде в двух центрах фирмы Samsung работают 850 индийских специалистов-разработчиков. Возникает естественный вопрос: не занята ли уже описываемая ниша? Оказывается – нет!

По подсчетам индийских специалистов весь мировой рынок к 2012 году достигнет приблизительно $3391 млрд., при этом индийская доля составит $148 млрд. И для достижения этого уровня потребуется иметь в Индии 5 млн. специалистов в области IT-технологий. И здесь возникает проблема: уже в 2009 году индийская экономика столкнулась с нехваткой 500 тыс. специалистов. Излишне объяснять, что Россия с ее квалифицированными программистами и вообще IT-специалистами вполне могла бы претендовать на свою долю на этом рынке. В особенности при должной поддержке со стороны государства, в частности посредством создания совместных российско-индийских компаний соответствующего профиля.

Следует учитывать также, что Индия только недавно реализовала программу «IT- для всех к 2008 году», в рамках которой на 50 жителей теперь приходиться 1 персональный компьютер. Разумеется, Индия имеет и определенные преимущества во взаимодействии с Западом: распространенность владения английским языком в среде специалистов, внедрение англосаксонских стереотипов поведения и мышления в эпоху английского владычества и другие. Тем не менее, в целом при умелом стимулировании посредством соответствующей государственной политики, российский сектор высокотехнологичных отраслей не только способен стать мощным ускорителем развития нашей экономики и содействовать уменьшению ее зависимости от нефти и газа, но и в корне изменить к лучшему саму природу хозяйственных отношений в России и российское общество в целом. Для этого необходимо качественное улучшение нашего образования и внедрение в нем технологий электронного обучения. Именно таким образом инновации в образование и в науку позволят не просто решить амбициозные задачи, поставленные перед страной ее руководством и самой жизнью, но и сплотить вокруг себя народы СНГ, а затем и Европы также.

К сожалению, пока ряд важных факторов существенно препятствуют решению указанных выше задач и реализации нашего достаточно мощного потенциала. Прежде всего, следует отметить, что доля России в мировом финансировании научных исследований в 2000 г. была всего лишь немного выше 1% и с тех пор положение, по сути, мало изменилось к лучшему. В то же время Индия и Бразилия (2 страны из 4, входящих в группу БРИК) значительно увеличили с того времени объем финансирования научных исследований. Это даже без учета значительно большей эффективности инвестиций в науку в Индии и в Китае, например, говорит не в нашу пользу.

Во-вторых, по доле затрат на научные исследования и разработки в национальном ВВП, которая составляет в России менее 1%, мы в 3-4 раза уступаем ведущим экономикам мира. Еще хуже обстоит дело по такому ключевому параметру как затраты на одного исследователя – даже в африканских (не самых богатых странах) этот показатель в несколько раз выше! Более того, никакое повышение затрат на науку не даст желаемого эффекта, если не повысить существенно уровень образования, если не увеличить его эффективность, не использовать в самом образовании инноваций и информационно-коммуникационных технологий. Только совместное улучшение положения в образовании и в науке способно обеспечить за счет эффекта синергии необходимую отдачу от инвестиций в высокие технологии, образование и науку.

В 1998 г. ассигнования на науку снизились в России по отношению к 1991 г. в пять раз и составили всего 0,28% ВВП. Для сравнения в развитых странах они колеблются от 1,5% до 4% ВВП. И хотя в настоящее время государство предпринимает некоторые попытки для улучшения финансирования научных исследований, они остаются явно недостаточными, в том числе в силу указанных только выше обстоятельств, которые совершенно недооцениваются. Кроме существенного, примерно вдвое сокращения ученых такое положение привело к катастрофическому снижению обновляемого научного оборудования – приблизительно в 20 раз. Это притом, что явно недостаточное обеспечение современным оборудованием уже в СССР существенно тормозило развитие науки и являлось причиной критического отставания СССР от западных стран и по существу создало угрозу национальной безопасности.

Сказанное дополняют следующие показатели, производные от приведенных выше: за тот же период число заявок на изобретения сократилось в 6,6 раза; соответственно число патентов – в 13 раз. Отечественное наукоемкое производство находится на уровне нескольких процентов ВВП при росте его в развитых странах до 90% ВВП. Инновационная продукция в России не набирает и одного процента при величине этого же показателя в Финляндии более 30%, в Италии, Португалии, Испании 10-20%

Еще важнее то, что для России производительность труда более чем на 72% зависит от удельных инвестиций в основной капитал и только на 18% - от инвестиций в инновации, на 10% - от прочих факторов. Хотя это не самые современные данные за 2002 г. по существу важных положительных сдвигов в этом направлении практически не произошло. По мнению Е. В. Балацкого именно из-за отсталости основного капитала никакое инвестирование в инновационную сферу у нас не дает и не даст должного эффекта пока не будет необходимого достаточно мощного финансового потока на обновление оборудования. Именно поэтому столь слабо наша экономика реагирует на вложения в научные исследования. С этим же связана и высокая энергоемкость нашей продукции и низкая производительность труда. В целом можно резюмировать, что в постиндустриальном обществе экономическая мощь и перспективы успешного конкурентного развития определяются уже не накопленными материальными ресурсами, а интеллектуальным и технологическим потенциалом, способностью создавать и воспринимать инновации во всех сферах экономики и социальных отношений.

В этом контексте обратим особое внимание на развитие и становление современных математических моделей, методов их построения и исследования неразрывно связано с совершенствованием информационных технологий. Большое значение имеет имитационное моделирование, в ходе которого, используя высокопроизводительные вычислительные системы и совершенное программное обеспечение, удается проектировать и исследовать сложные технические системы, динамику боевых действий, поведение экономических систем.

В последнее время больших успехов достигли информационно-коммуникационные технологии, реализующие статистические методы, в частности методы эконометрики. Комплексное применение указанных направлений используется для воспроизведения и прогнозирования чрезвычайных и кризисных ситуаций в МЧС, руководством вооруженных сил, высшим руководством страны. В развитие подобного подхода на перспективу планируется обучение будущих менеджеров работе с экспертными системами и технологиями имитационного моделирования.

Более существенные качественные достижения присущи экспертным системам, перспективному направлению искусственного интеллекта. Тем более, когда оно совмещается с имитационным моделированием. Так еще в 1961 году Джеффри Гордон (Geoffrey Gordon) разработал моделирующую систему GPSS (General Purpose Simulation System — система моделирования общего назначения), которая до настоящего времени (несколько модифицированная) остается одной из основных систем дискретного имитационного моделирования. В последнее время фирмой Wolverine Software разработана новейшая версия языка GPSS, называемая GPSS/H+PROOF. В этой версии добавлены графические средства манипулирования с блок-схемами, возможность использования анимации и гибкий интерфейс связи с языком программирования C++.

Джей Форрестер глава 4. тема 3. изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний - student2.ru глава 4. тема 3. изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний - student2.ru (англ. Jay Wright Forrester) разработал язык моделирования DYNAMO. Он – крупнейший специалист, разработчик концепции системной динамики, основные его работы: "Основы кибернетики предприятия" (1961г.); "Динамика развития города" (1970 г.); "Мировая динамика" (1974 г.) В этих работах изложен метод системной динамики или концепция потокового подхода в имитации, а также исследуются динамика предприятия, урбанизированной территории, проблемы развития человеческой цивилизации на основе предложенной концепции. Язык DYNAMO проще, чем GPSS. Язык СЛАМ объединяет в одной оболочке языки GPSS и DYNAMO, т.е. позволяет строить непрерывно-дискретные модели систем и «имеет практически неограниченные возможности». Эти и подобные разработки привели к подлинному перевороту в принятии решений. Определенных достижений в этой и близких областях добились и отечественные ученые, но об этом речь пойдет несколько ниже. В разделе, посвященном синтезу новых технологий программирования и обучения.

Расширенное и дополненное технологией экспертных систем имитационное моделирование принимаемых решений, проектов развития и технологий используется корпорациями DEC (теперь вошла в COMPAQ), самой COMPAQ, Boeing, Motorola, Volvo, General Dynamics, Sandia National Labs и другие. Широко применяются эти технологии и правительственными структурами: NASA, АНБ США, руководство ВВС и ВМС и т.п. В России из открытых организаций определенный потенциал в плане имитационного моделирования еще сохраняется пока в ВЦ АН России. Другой ведущий центр – Институт прикладной математики АН России в результате, так называемой реорганизации, имеет все шансы утратить свои лидирующие позиции не только в российской, но и в мировой науке. Применение процедур имитационного моделирования в последнее время обнаружило весьма высокий потенциал в качестве мощного и эффективного инструмента усовершенствования методик обучения.

Развитие научно-технического прогресса и увеличение роли научных исследований ставит важную задачу объективного оценивания научных достижений. Постепенно от элементарной статистики публикаций, подсчета доли ссылок на публикации и т.п. методы наукометрики и библиометрики начинают обращаться к использованию более совершенных методов оценивания и моделирования научных исследований. В качестве одного из примеров подобных подходов можно указать на применение методов регрессионного анализа к оценке влияния инноваций на развитие экономики в целом, видимо, можно попытаться применить подобный подход и к оценке влияния целых направлений научных исследований на развитие экономики.

Другим примером является работа Сибирского В.К., в которой предпринята попытка статистического исследования динамики процесса цитирования. В этой работе отмечаются следующие закономерности. На первоначальном этапе вскоре после появления публикации явно прослеживается плавное, но довольно быстрое нарастание индекса цитирования. Этот первый локальный максимум является наиболее значимым – он характеризуется значительным превышением над средним значением и естественно вызван первичной реакцией на опубликованную научную работу.

Затем идет некоторое убывание индекса цитирования, которое может в отдельных случаях приводить к значительному его понижению, в том числе падению ниже среднего уровня. Однако спустя некоторое время после достижения низшего уровня отмечается опять некоторое нарастание индекса цитирования, приводящее к возникновению меньшего по абсолютной величине второго локального максимума. Как сам факт появления этого второго локального максимума, так и соотношение величин первого и второго максимумов представляют важный показатель существенности результатов данной научной публикации.

Безусловно, эти и другие методы библиометрии и наукометрии находятся еще в самой начальной стадии своего становления и развития, но столь же очевидно и то, что по мере совершенствования моделирование и оценивание научной деятельности способно стать полезным дополнительным инструментом учета объективной ценности научных исследований и их возможного влияния на развитие научно технического прогресса. Одновременно, таким образом, предоставляется возможность эффективного доступа к наиболее ценным информационным ресурсам и использования важнейших достижений эпохи цифровой революции.

К сказанному следует добавить, что переход на новые более совершенные технологии образования совершенно необходим не только для улучшения подготовки специалистов и повышения эффективной отдачи от научных исследований. Более того, тем самым достигается более тесная связь образования и науки, методы научных исследований естественно интегрируются в образовательные технологии. А следствием такой интеграции является повышение удельного веса инноваций в образовании и в экономике в целом. Проекты создания в нашей стране двух новых крупных ВУЗов поистине мирового уровня (Южного федерального университета и аналогичного ВУЗа в Красноярске) показывают, что руководство страны правильно осознает описанные закономерности и тенденции развития постиндустриального общества. Если еще и предприниматели начнут более интенсивно и целенаправленно поддерживать образование и науку, способствовать сближению фундаментальных, прикладных научных исследований с промышленными технологиями, с наукоемким и не только наукоемким производством, то отдача от инноваций приобретет должный размах, сами они превратятся в мощный рычаг преобразования нашей экономики.

Очевидно, что высшее образование только тогда может быть эффективным и конкурентоспособным, когда оно отвечает потребностям современной экономики и отчетливо воспринимает основные особенности современного этапа развития экономики. К таким основным особенностям следует отнести особую роль в новой экономике человеческого капитала, ограниченность многих материальных ресурсов, доминирование информационного ресурса, возрастание роли оптимизационных методов в управлении экономикой. При этом информационные ресурсы наряду с трудовыми, природными и финансовыми становятся одним из основных факторов развития. Информация и знания (как высшая форма ее организации), представляют собой разновидность экономических благ. Понятно, что соответственно экономика знаний приводит к перераспределению ролей основных факторов развития, насыщению новым смыслом основных понятий экономической теории, включая операцию обмена.

Именно операция обмена (основная экономическая операция) – это обмен предметов на некие эталоны стоимости. Таковыми могут быть выбраны либо какой-то товар, либо стоимостной эквивалент товара, а именно, деньги или какие-то активы. В традиционной индустриальной экономике в процессе обмена происходят изменения отношений собственности. Напротив знания являются весьма специфическим особым ресурсом и отношения собственности в процессе обмена знаниями (в отличие от обмена материальными ценностями) выступают в принципиально иной роли. При передаче знаний они не исчезают и не расходуются, они остаются и у прежнего владельца и одновременно с этим попадают в распоряжение (владение) к новому владельцу. В этом отношении знания представляют собой нерасходуемый (возобновляемый) ресурс. Более того, приобретаемые знания нередко придают новое качество материальным ресурсам и, таким образом, оценка их стоимости является весьма непростой задачей. Принципиальное важнейшее отличие экономики знаний от традиционной экономики тесно связано с указанными различиями операции обмена. Все это обусловливает необходимость значительных модификаций многих классических экономических моделей с целью приспособления их к экономике знаний.

Особенно важное значение указанные особенности приобретают в применении к процессу обучения. Дело в том, что именно образование придает процессу передачи знаний и формирования новых знаний у учащегося принципиально новый характер. Знания, полученные и сформированные в процессе получения образования, проявляют усиленный мультипликативный эффект. Этот «мультипликатор» не всегда легко оценить, но даже качественные соображения показывают, что в целом он значительно превосходит по своей эффективности, так называемый мультипликатор Кейнса в экономике. Только эти знания обеспечивают проявление природных способностей (талантов) человека и полное их раскрытие. Они же являются своего рода рычагом, существенно увеличивающим способности человека, его адаптивные характеристики и возможности совершенствования имеющихся и приобретения новых навыков и умений. Иными словами, таким образом, происходит интенсивный рост человеческого и особенно интеллектуального капитала. В свою очередь именно увеличение этих факторов определяет конкурентоспобность и эффективное развитие современной экономики.

Еще в рамках индустриальной экономики, которая изначально являлась национальной по своей природе, но уже перерастала по мере своего развития национальные границы, зарождались основные тенденции глобализации. Но только новая постиндустриальная экономика носит принципиально глобальный характер. Основные тенденции глобализации таковы, что наиболее развитые страны уменьшают экономические и торговые барьеры для выхода на глобальный рынок капиталов и по существу формируют этот новый по своей природе рынок. Они поддерживают технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продажи товаров и услуг на глобальном рынке. Естественно, что для работы на таком рынке в условиях интенсивного использования ИКТ и функционирования экономики знаний необходимо готовить новых специалистов. Совершенно ясно, что и сам процесс получения высшего образования, обучения таких специалистов немыслим без интенсивного использования ИКТ, в том числе методов дистанционного образования и e-learning.

Поэтому сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что образование это фундаментальный фактор развития общества, основанного на знаниях. С другой стороны, освоение высоких технологий, достигших стадии практического использования и достаточной эффективности, влечет за собой изменения в организации труда, управления, требованиях к квалификации работников, системе образования. Острой проблемой становится формирование системы подготовки кадров, обеспечивающей страну специалистами по всем направлениям развития информационных технологий. Переход к информационному обществу потребовал массовой подготовки населения к жизни в условиях широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, включая Интернет. Устаревание знаний, полученных в процессе среднего, среднего специального и высшего образования, стало слишком быстрым. В этой связи получила развитие и требует дальнейшего совершенствования система непрерывного образования.

Выясним в связи с этим характерные черты экономики знаний. Эта новая экономика характеризуется развитием, которое обеспечивается действием нескольких новых факторов (знания, инновации, ИКТ) наряду с теми, которые действуют в индустриальной экономике (трудовые, денежные и природные ресурсы). Хотя эти прежние факторы, определявшие природу традиционной индустриальной экономики, и сохранили свое значение, в условиях новой экономики необходимо учитывать и такие, ранее не существовавшие возможности, как ускорение внедрения информационных и технологических нововведений и использование возобновляемого, точнее нерасходуемого ресурса в виде знания. При характеристике экономики знаний нередко преобладает мнение о второстепенной, подчиненной роли реального, сектора экономики или что еще чаще встречается - противопоставление индустриальной экономики и экономики знания. Между тем экономика знания в своей основе даже более индустриальная, чем предыдущая стадия, так как требует дополнительного производства новой ИКТ-техники, а производство традиционных промышленных товаров ускоряется под действием инновационных технологий. Причем ИКТ сектор должен не просто присутствовать в структуре народного хозяйства, а быть интегрирован в национальную экономическую систему и обеспечивать ее развитие.

Отмеченные выше соображения и некоторые другие, о которых будет сказано подробнее немного позднее, показывают также, что в экономике знаний ведущая роль принадлежит личности, ее знаниям и умению, способности координировано работать в коллективе, воспринимать новые знания и методы работы, использовать ИКТ и овладевать новыми ИКТ и их применениями. Это приводит к трансформации во многих развитых странах многих социальных, внутрифирменных и организационных структур. Все сказанное приводит к необходимости формирования новой модели высшей школы и выработки иной, отличной от сложившейся ранее стратегии развития высшей школы и образования в целом.

В свою очередь система высшего образования играет не менее важную рольв развитии информационной экономики. Это касается:

1) обеспеченияэкономики специалистами необходимой квалификации. По данным мониторинга экономики образования, работать по полученной специальности планирует не более 50% студентов системы профессионального образования (41% - НПО, 47% - СПО, 50% - ВПО).

2) созданиянового знания и доведения его до внедрения в производство. Задача России к 2015 году – довести соответствующее финансирование до 2,0 процентов ВВП, в то время как страны ЕС к 2010 году доведут ассигнования до 3,5 процентов.

3) получениядоходов от экспорта образовательных услуг, технологий. По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше. На долю России приходится 3 процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан. Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании — 12. Как видно, значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере.

4) повышенияконкурентоспособности на международном рынке образования, инноваций, НИОКР, что является существенным вкладом высшей школы в национальную экономику.

Рассмотренные аспекты взаимозависимости системы высшего образования и экономики знаний, и связанные с этим проблемы, свидетельствуют о сохранении тенденции«догоняющего развития»российской экономики.

Из этого явно вытекает необходимость выбора и реализации стратегии инновационного прорыва в отличие от тенденции «догоняющего развития», которая в применении к задачам, стоящим перед нашей страной уже в основном исчерпала свои возможности. Несмотря на неблагоприятные стартовые позиции, Россия пока еще сохраняет возможности для такого прорыва. Для этого потребуется реструктурировать научный потенциал и использовать отечественные изобретения; обеспечить подъем высокотехнологичного сектора; модернизировать энергетический сектор; а также использовать резервы интеграции и глобализации. Ресурсы для прорыва — инновационное наполнение инвестиций, эффективное использование рентных доходов, инновационное частно-государственное партнерство, объединяющее предпринимателей, государство, науку и общество. В то же время не следует отрывать проблему создания инновационной экономики от такого важного компонента поддержки решения этой проблемы как модернизация. Модернизация тем более важна для России, что в последнее время перехода от социалистической экономики к экономике рыночной произошла утрата серьезных достижений в промышленном и научном секторах. Поэтому подготовка специалистов должна осуществляться с привлечением наиболее эффективных технологий обучения, способных одновременно содействовать модернизации экономики и развитию прорывных направлений.

Достижение достойного положения в кругу других развитых стран и быстрорастущих экономик возможно для России только при условии эффективного использования ИКТ, прежде всего в сфере образования и науки. В этом случае промышленность, торговля и общественные отношения неизбежно приобретут качественно новый характер, отвечающий экономике знаний. А сама экономика в целом приобретет свойства инновационной экономики. В результате вместо нынешнего положения, характеризующегося односторонней экспортно-ориентированной экономикой, перераспределяющей ренту от продажи природных ресурсов, Россия перейдет к состоянию важнейшего моста, связывающего Запад и Восток, в особенности Южно-азиатский регион и к перераспределению интеллектуальной ренты. Впрочем, создание подлинно инновационной экономики, эффективно использующей уже имеющийся интеллектуальный капитал и создающей новый интеллектуальный капитал, потребует очень большой и продолжительной работы в сфере образования и не только высшего, а начиная с самых младших классов начальной школы. Более того, в рамках национального проекта «Образование» все школы России получили программный комплекс «1С:Управление школой», предназначенный для автоматизации административно-финансовой и хозяйственной деятельности начального образовательного учреждения, со сроком бесплатной эксплуатации (школой) до 31 декабря 2019 года. Аналогичная разработка для ВУЗов РФ - «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» - продукт 2011 года. 27 октября 2011 года на выставке информационных и коммуникационных технологий Softool-2011 в Москве состоялась торжественная церемония награждения программных решений, представленных на конкурс "Softool: Продукт года".

Целями конкурса являются выявление, поощрение и продвижение наиболее значительных и перспективных ИТ-разработок, популяризация и стимулирование развития ИТ в России, а также поддержка российских ИТ-компаний, привлечение к ним внимания российских СМИ.

Учредителями конкурса являются Российская академия наук, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, издательство "Открытые системы" и компания "ИТ-экспо". Премия "Продукт года" учреждается как ежегодная российская национальная премия и вручается продукту-победителю конкурса "Продукт года" по результатам голосования экспертного совета конкурса.

В номинации "Технологии образования" первое место занял продукт "1С:Электронное обучение. Корпоративный университет".

Обе эти системы разработаны в фирме 1 С, возглавляемой Борисом Георгиевичем Нуралиевым.

Наши рекомендации