Формирование здорового образа жизни у школьников 15-16 лет на уроках физической культуры

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра теории и методики

физической культуры и спорта

Направление 44.03.01 –

Педагогическое образование,

профиль «Физическая культура» IV (ОДО)

КЕРЕСЕЛИДЗЕ ГИОРГИ ОЛЕГОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

Д.П.Н., профессор

Г.М. Юламанова

Дата представления______________________________

Работа допущена к защите ________________________

дата и подпись заведующего кафедрой

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………….…………………………………………………...…..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ.....5

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ………..……………………………………………………………10

1.3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….……19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………….……………………………………30

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…….............………..……………....……….24

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….......……………………...…..28

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…….…………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….33

Введение

Актуальность исследования: не требует доказательств тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию таких качеств школьника, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию учащийся усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект (2,3,23).

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья (4,8).

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

В качестве основной задачи выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности (6,13).

Причиной повышенного внимания к здоровью школьников являются: недостаточная двигательная активность; низкий объем знаний, умений и навыков в области двигательной активности, а также низкий уровень информированности по формированию здорового образа жизни подростков. Учитывая вышеперечисленные недостатки, авторы В.И. Лях и Г.Б. Мейксон разработали «Комплексную программу по физическому воспитанию для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ» (1996), которая включает в себя общее понятие о здоровом образе жизни и его слагаемые, о которых указывалось выше.

Гипотеза исследования:предполагалось, что процесс формирования здорового образа жизни у школьников 15-16 лет, будет проходить более эффективно, если в учебно-воспитательный процесс внедрить составленный комплекс мероприятия упражнений.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование здорового образа жизни у детей 12-13 лет.

Предмет исследования: составленные комплексы мероприятий, направленные на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет.

Цель исследования: определить эффективность разработанных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет, занимающихся на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Составить мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет, занимающихся на уроках физической культуры.

3. Экспериментально доказать эффективность составленных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет на уроках физической культуры.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1 Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек.

2 Предпосылки формирования ЗОЖ: понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами; необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников; недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни; реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка; необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.

3 Средства для формирования здорового образа жизни школьников: педагогически грамотно организованные уроки по физической культуре; поднятие авторитета по занятиям физической культуры в глаза школьников; экспертиза качества уроков ФК в условиях реализации концепции развития школы; спортивные праздники; легкоатлетический кросс; участие в соревнованиях, турнирах, конкурсах; работа спортивных секций, групп ОФП; проведение физкультминуток для 1-4 классов; формирование навыков З.О.Ж.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической и исследовательской литературы;

2. Педагогический эксперимент;

3. Контрольное тестирование;

4. Метод математической обработки результатов;

1. Анализ научно-методической и исследовательской литературы был применен с целью получения сведений о состоянии вопроса в теории и практике физической культуры, дана характеристика упражнений и методов физического воспитания на уроках физической культуры.

2. Педагогический эксперимент являлся основным методом исследования и проводился с целью обоснования эффективности комплексов упражнений, направленных на совершенствование общей физической подготовленности детей. По результатам предварительных контрольных соревнований (сентябрь 2016) было сформировано две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), по 10 участников в каждой. Педагогический эксперимент проводился в МОУ СОШ №18.

3. Педагогическое наблюдение проводилось в форме контрольного тестирования.

Проводилось в форме контрольного тестирования в два этапа с интервалом в шесть месяцев. Проводились следующие упражнения: Прыжок в длину с места (см); Челночный бег 3 х 10 м. (сек); Наклон вперед из положения сидя на полу (см); Сгибание/разгибание рук на перекладине (раз).

4. Метод математической обработки результатов.Все полученные нами результаты были обработаны методами математической статистики с вычислением средней арифметической (x) и ошибки средней (m) по общепринятым формулам на персональном компьютере с использованием прикладного пакета анализа данных программы MS Excel 2010. Также вычислялась достоверность различий групповых средних по критерию t-Стьюдента для связанных и несвязанных выборок. Различия считались достоверными при р<0,05 [21].

Организация исследования

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап(сентябрь 2016 г.) – проводился литературный поиск по теме исследования. Был определен объект и предмет исследования, сформулирована цель и поставлены задачи. На этом этапе было составлено планирование педагогического исследования.

2 этап (октябрь 2016 г.) – проводилось контрольное тестирование на базу МОУ СОШ № 18. Были проведены следующие контрольные упражнения: прыжок в длину с места (см); челночный бег 3 х 10 м. (сек); наклон вперед из положения сидя на полу (см); сгибание/разгибание рук на перекладине (раз).

3 этап (апрель 2017 г.) – проводилось контрольное тестирование на базу МОУ СОШ № 18. Были проведены следующие контрольные упражнения: прыжок в длину с места (см); челночный бег 3 х 10 м. (сек); наклон вперед из положения сидя на полу (см); сгибание/разгибание рук на перекладине (раз).

4 этап(май 2017) - обрабатывались и анализировались полученные данные проводимого исследования. Оформляется научно-исследовательская работа

Практические рекомендации

Полученные в результате исследования результаты позволяют рекомендовать учителям физической культуры следующее:

1. В качестве средств, способствующих более целенаправленному и эффективному развитию физической подготовленности необходимо создавать экспериментальные группы, на которых можно будет выявлять наиболее эффективные способы для оздоровления и улучшения физических способностей среди учащихся.

2. На этапах начальной подготовки уделять больше внимания рефлексии своих действий.

3. Для формирования устойчивого интереса и повышения мотивации у школьников к здоровому образу жизни и занятию спортом рекомендуются следующие средства: агитационно-пропагандистские мероприятия; подбор интересных физических упражнений; спортивные и подвижные игры; акцент на теоретические сведения; музыкальное сопровождение занятий; классные часы; беседы; методы наглядного и словесного воздействия; семейные спортивные праздники.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра теории и методики

физической культуры и спорта

Направление 44.03.01 –

Педагогическое образование,

профиль «Физическая культура» IV (ОДО)

КЕРЕСЕЛИДЗЕ ГИОРГИ ОЛЕГОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

Д.П.Н., профессор

Г.М. Юламанова

Дата представления______________________________

Работа допущена к защите ________________________

дата и подпись заведующего кафедрой

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………….…………………………………………………...…..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ.....5

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ………..……………………………………………………………10

1.3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….……19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………….……………………………………30

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…….............………..……………....……….24

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….......……………………...…..28

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…….…………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….33

Введение

Актуальность исследования: не требует доказательств тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию таких качеств школьника, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию учащийся усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект (2,3,23).

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья (4,8).

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

В качестве основной задачи выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности (6,13).

Причиной повышенного внимания к здоровью школьников являются: недостаточная двигательная активность; низкий объем знаний, умений и навыков в области двигательной активности, а также низкий уровень информированности по формированию здорового образа жизни подростков. Учитывая вышеперечисленные недостатки, авторы В.И. Лях и Г.Б. Мейксон разработали «Комплексную программу по физическому воспитанию для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ» (1996), которая включает в себя общее понятие о здоровом образе жизни и его слагаемые, о которых указывалось выше.

Гипотеза исследования:предполагалось, что процесс формирования здорового образа жизни у школьников 15-16 лет, будет проходить более эффективно, если в учебно-воспитательный процесс внедрить составленный комплекс мероприятия упражнений.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование здорового образа жизни у детей 12-13 лет.

Предмет исследования: составленные комплексы мероприятий, направленные на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет.

Цель исследования: определить эффективность разработанных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет, занимающихся на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Составить мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет, занимающихся на уроках физической культуры.

3. Экспериментально доказать эффективность составленных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей 15-16 лет на уроках физической культуры.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ.

Наши рекомендации