Тема 5: Двигательные умения и навыки
Цель семинара: Углубить теоретические знания о процессах обучения. Получить сведения о практическом применении теоретических познаний в области психофизиологических механизмов процесса обучения
Литература:
Основная:
1.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.
2.Настольная книга учителя физической культуры./Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.:ФиС.- 1998. – 496с.
3.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.
4.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.
5. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005 -272 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.
Дополнительная (для индивидуальных заданий):
1. Боген М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС. – 1985. -
2.Учебники по видам спорта
3. Бернштейн Н.А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике (Классическое научное наследие. Физическая культура.) СпортАкадемПресс. 2001
Вопросы для подготовки:
1.Развитие двигательного действия в процессе обучения. Формирование способности к управлению движениями.
2.Двигательное умение. Характерные признаки. Значение.
3.Двигательный навык. Характерные признаки. Значение.
4.Двигательное умение высшего порядка. Характерные признаки. Значение.
5.Законы формирования двигательного навыка
Ответьте на контрольные вопросы:
а) Как Вы понимаете термин “стабилизация и пластичность навыка”?
б) Почему двигательный навык формируется постепенно и неравномерно?
в) Как происходит процесс разрушения навыка?
г) Что Вы понимаете под определением “перенос” и “интерференция” двигательного навыка? Приведите пример.
Домашнее задание:
1.Индивидуальные задания:
1.На примере из своего вида спорта покажите характерные ошибки на каждом из этапов обучения.
2.Проследите изменение соотношения использования принципов обучения на различных этапах обучения.
3. На примере своего вида спорта покажите признаки, характерные для разных этапов развития навыка.
4.Выделите основные опорные точки одного двигательного действия из Вашего вида спорта.
Используемая литература:
2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:
Упражнение________________________________________________
___________________________________________________________Техника____________________________________________________
___________________________________________________________
Амплитуда_________________________________________________
___________________________________________________________
Траектория_________________________________________________
___________________________________________________________
Динамика__________________________________________________
___________________________________________________________
Кинематика________________________________________________
___________________________________________________________
Компенсация_______________________________________________
___________________________________________________________
3.Впишите определение новых для вас понятий:
Биологические закономерности формирования навыка ____________
______________________________________________________
Педагогические закономерности формирования навыка ___________
______________________________________________________
Двигательное умение ________________________________________
___________________________________________________________
Динамический стереотип _____________________________________
___________________________________________________________
Двигательное умение высшего порядка _________________________
___________________________________________________________
Перенос навыка ____________________________________________
___________________________________________________________
Гибкость и пластичность навыка ______________________________
___________________________________________________________
Используемая литература:
4. Зарисуйте в тетради схему образования двигательного навыка
Используемая литература:
5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.
Лабораторное занятие
Цель:Углубить теоретические знания о процессах обучения. Получение сведений о практическом применении теоретических познаний в области психофизиологических механизмов процесса обучения
Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:
1.Дайте определения понятиям: “двигательное умение”, “двига-тельный навык”, ”двигательное умение высшего порядка”
2.Перечислить физиологические фазы формирования двигательного навыка
3.Перечислите разновидности умений высшего порядка
Ход работы:При просмотре обучающего урока необходимо найти закономерности становления двигательного умения и навыка
Домашнее задание:в тетради зафиксируйте все фазы и этапы становления на примере одного из учеников наблюдаемого класса
Резюме:
Тема 6: Методы обучения
Цель семинара: Углубить изучение методов обучения, вариантов их применения в процессе обучения
Литература:
Основная:
1.Матвеев Л.П. Теория и методики физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 28-50
2.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.
3.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.
4. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.
Дополнительная (для индивидуальных заданий):
1.Боген М. Обучение двигательным действиям. М.:ФиС. – 1985. -
Вопросы для подготовки:
1.Понятия "Метод","Методический прием", "Методика"
2.Общие требования к методам обучения
3. Характеристика методов использования слова
4.Характеристика методов наглядного восприятия
5.Характеристика практических методов обучения
а) Методы разучивания по частям и в целом
б) Другие методы
Ответьте на контрольные вопросы:
а) Чем отличается "Метод" от "Методического приема"? Привести примеры.
б) Какие требования предъявляются к современной терминологии?
в) В каких случаях показ ФУ может быть поручен ученику?
Домашнее задание:
1.Индивидуальные задания:
1.Схематично изобразите соотношение понятий "Метод", "Методический прием", "Методика"
2. Изобразите на схеме материал, касающейся практических методов обучения.
3. Схематично изобразите материал, касающейся методов слова.
4.Схематично изобразите материал, касающейся методов наглядного восприятия.
Используемая литература:
2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:
Урок______________________________________________________
___________________________________________________________
Структура__________________________________________________
___________________________________________________________
Анализ____________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________
3.Впишите определение новых для вас понятий:
Метод_____________________________________________________
___________________________________________________________
Методический прием________________________________________
___________________________________________________________
Методика__________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Используемая литература:
4. Зарисуйте схему "Методы обучения"
Используемая литература:
5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.