О методике работы с текстом Конвенции ООН
1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу проясняется смысл статьи. Главное — не буква, а дух закона, надо вычленить те цели, ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества, без них невозможны не только свобода, добро и справедливость, но и выживание человеческого рода.
2. Читая статью, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях Реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных «ведений для конкретных лиц, возрастных групп.
3. Формы разъяснения должны быть доступны, актуальны, в ходе изучения статей Конвенции необходимо иллюстрировать их смысл конкретными фактами, наглядным материалом.
4. Для осуществления конкретных статей, реализации Конвенции необходимо активное участие самих субъектов права, социальные инициативы
отдельных социальных групп и общественных организаций, как взрослых, так и детских.
Таким образом, для успешной реализации Конвенции на местах необходимо придерживаться принципов: знание, понимание, осуществление.
Конвенция лишь предлагает некие минимальный стандарты — общую этическую и юридическую схему. Делом каждого конкретного государства было paтифицировать Конвенцию, создать национальный Программы действий до 2000 года, подготовить собственную законодательную базу для ее реализаций и один раз в два года готовить объективные отчеты в Комитет ООН.
24июля 1998 года в России принят Федеральный Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нашей страны.
Федеральный Закон
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства - важным этапом в жизни человека.
Выделяются следующие приоритеты:
- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
- развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;
- воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Документ содержит пять глав:
I глава — общие положения, основной смысл государственной политики в интересах детей.
II глава — основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации — раскрывает законодательные основы гарантий прав ребенка, механизм содействия ребенку в реализации его законных прав и интересов, меры по их защите.
III глава — организационные основы гарантий прав ребенка — роль каждого звена государственной структуры и мероприятия по осуществлению гарантий прав.
IV глава — гарантии исполнения настоящего Федерального закона — порядок разрешения споров при in полнении настоящего закона.
V глава — заключительные положения – сроки вступления в силу отдельных статей и Закона в целом, необходимость приведения всей законодательной системы государства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
При изучении и использовании текста Закона на практике желательно обратить внимание прежде всего на основные понятия, которые определяют смысл социальной политики государства.
Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), в наших документах может быть назван несовершеннолетним, привлекает внимание социального педагога прежде всего потому, что он находится в проблемной жизненной ситуации. Направления работы в плане социального педагога могут быть определены в соответствии с тем, проблемы какой социальной группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся объектом его внимания. Фактически каждый ребенок может попасть в такую группу, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств и он не может; преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
При этом социальный педагог обеспечивает условия для социальной адаптации данного ребенка как внутреннего процесса принятия норм общественной жизни и поведения, преодоления последствий психологической или моральной травмы. В этой ситуации социальный педагог создает условия для становления ребенка как субъекта социальной жизни.
Социальный педагог занимается и социальной реабилитацией ребенка, как внешним процессом, проводит мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем окружающих. Социальный педагог создает условия для становления педагогически целесообразной социальной среды.
Социальному педагогу необходимо знать, кто по закону обеспечивает социальное обслуживание и жизнеобеспечение детей? Чем занимаются социальный службы и социальная инфраструктура? Какое место здесь занимает система образования?
Все правовые документы социального педагога должны быть ориентированы на цели государственной политики в интересах детей (ст. 4). Мотивация обращения в те или иные органы власти социального педагога может быть подкреплена материалами Закона (ст. 5).
Статья 7 поможет социальному педагогу в решении вопроса о полномочиях и ответственности различных общественных структур за содействие в реализации, защите прав и законных интересов детей.
1. Органы государственной власти — содействует ребенку в реализации и защите его интересов и прав через принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение методической информационной работы, поощрение ребенка и тех, кто способствует осуществлению его прав и законных интересов.
2. Родители и лица их заменяющие содействуют осуществлению самостоятельных действий ребенка по осуществлению своих прав и законных интересов.
3. Педагоги и другие специалисты несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, но только в рамках, которые определили им компетентные органы государственной власти и в соответствии с Законодательством РФ.
4 Общественные и некоммерческие организации могут тоже осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, могут получить в этом методическую и иную помощь от органов исполнительной власти.
Далее социальный педагог может ознакомиться с тем, какие устанавливаются минимальные стандарты и меры по осуществлению гарантий прав ребенка (ст. 8-14); изучить, какие особые меры гарантирует государство для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15), сроки вступления в силу действия тех или иных органов местного самоуправления (ст. 17); какова государственная поддержка общественных организаций (ст. 18), государственный заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20), а также порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (ст. 21).
Для успешной реализации данного Закона, необходимо сделать его достоянием педагогов, детей, родителей.
На основе текста Закона можно корректировать Устав образовательного учреждения, планы СПР, регулировать отношения между семьей и школой.
Закон должен быть соотнесен с Законодательными органами, текстом Закона «Об образовании», другими Законами и подзаконными актами.
- Закон об образовании.
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Опыт защиты детей
В России 400 неправительственных организаций, которые снимаются проблемами детства. Эти организации оказывают материальную, юридическую, идеологическую помощь семье и детям, больницам и санаториям для детей-инвалидов, помогают детям, бежавшим от войны.
В клубы объединяются родители детей-инвалидов, детям-инвалидам помогают Российское общество Красного Креста, Российский Детский фонд, Фонд «Культура и будущее России», Фонд милосердия и здоровья, Фонд охраны матери и ребенка, Фонд помощи детям военнослужащих, Ассоциация планирования семьи, Благотворительный фонд «Нет алкоголизму» и др.
Создаются неправительственные организации, которые включают детей в общественную жизнь, организуют их в свободное время. Осуществляют это Союз пионеров, Федерация детских организаций (международный статус), Федерация детских организаций «Юная Россия».
Сейчас в Москве насчитывается 20 тыс. скаутов, создано 360 клубов скаутов, при правительстве Москвы — Скаутский совет.
Президентская программа «Дети России» выполняет несколько программ. Так, по этой программе создано около 200 приютов для временного пребывания безнадзорных детей, центры для несовершеннолетних матерей, 100 территориальных центров помощи семье и детям, 8 центров временного пребывания детей, оставшихся без родителей. Разрабатывались новые условия устройства детей-сирот в детские дома и школы-интернаты. Из федерального бюджета на эту программу было выделено 443 млрд. руб.
В организации защиты детства в масштабе России большую работу проводит Российский Детский фонд. Фонд был создан в 1987 г. и целый ряд мероприятий Детского фонда сыграли важную роль в судьбе многих детей.
Одно из направлений его работы в защите детей-сирот — это создание семейных детских домов. Подсчитано, что воспитание детей в семейных детских домах выгоднее. Главное, это дает возможность индивидуального воспитания, внимание к каждому ребенку, предоставляется возможность по-настоящему решать судьбу детей-сирот. Отпадают огромные расходы на содержание зданий, отопление, электричество, газ, зарплату сторожам, нянечкам, директору, бухгалтерам.
Семейный детский дом
Опыт детских домов по 100-150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах. Воспитателю на группе 25 человек трудно дойти до каждого ребенка, его интересов, задатков и способностей. В лучшем случае он знает детей, организовывает жизнь коллектива группы, но заниматься с каждым ребенком в отдельности не может. Такие учебно-воспитательные учреждения не справляются со своей основной задачей.
Решить эту проблему пытаются возникающие семейные детские дома, где несколько лет, до совершеннолетия, ребенок находит приют. Чаще это форма защиты ребенка от родителей, лишенных родительских прав.
Приемные родители подписывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты труда, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в этой семье. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.
Поддерживаются связи с биологическими родителями, чтобы после реабилитации вернуть ребенка в родную семью. Биологические родители предупреждаются, что после их излечения (от наркомании, алкоголизма и трудоустройства) ребенка вернут в семью.
Эти дети чаще страдают от недоедания, насилия, отсутствия ухода, болезней и т. д. Ребят физически закаливают и укрепляют, им оказывается медицинская и психологическая помощь. С ними снимаются.
При изучении ребенка приемные родители обращаются к социальному педагогу, с ним посещают старую семью. Социальный педагог помогает семье войти в контакт с другим подобными семьями.
В таких домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни, здесь воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются всеми льготами воспитанников детских домов.
Существует несколько видов таких семейных домов. Так, в семейных городках в 10—12 домах живут в каждом доме по одной-две семьи. Приемные дети живут вместе с детьми воспитателей одной семьей. В городке находятся администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где проводятся культурные мероприятия, школа и детский сад.
Семейный детский дом в городе создается в блоке жилой постройки. На воспитание принимается не менее 6 детей. Направление четей в такие детские дома осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия
В последние годы произошли изменения в комплектовании детских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, чтобы не разлучать братьев и сестер по разным детским домам. Разрешается создавать разновозрастные группы с числом детей не более 8 человек, в одновозрастной группе —10 человек.
Следует рассмотреть такую форму помощи детям, как создание временных приютов. Первый современный социальный приют был открыт в Санкт-Петербурге. Это «Дом милосердия». Главным принципом в воспитательной работе педагогов этого приюта является привлечение детей к труду.
Учитывая, что поступающие дети не приучены трудиться, воспитание трудом не самый легкий путь, избранный педагогическим коллективом.
Приют — это не убежище от невзгод, здесь приучают ребенка к труду. Ребят постепенно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производительный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной. Время в приюте ограничено. Здесь перед социальным педагогом стоит задача: вовлечь и труд, приобщить к учебе и погасить конфликт с семьей.
В Санкт-Петербургском приюте «Дом Астрид» практикуется создание домашних групп. Повторяется опыт воспитательных домов дореволюционной России, когда детей-сирот определяли и попечительские семьи. В приюте существует положение о домашней группе. В городской газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к себе» даются объявления о таких детях с фотографией. Взявшие ребенка зачисляются в штат приюта ('/5 ставки за одного ребенка) плюс плата за одежду и питание. Дети уходят в семьи с огромным желанием, не прерывают связи с приютом, бывают на праздниках. Подростки в приюте вместе со взрослыми ремонтируют квартиры, подбирают обои, мастерят абажуры, шьют занавески. Все виды обслуживания в столовой, в прачечной, уборку двора, мытье лестниц, ремонтные работы оцениваются в баллах и фиксируются в «Трудовой книжке» в форме заработка. Заработанные деньги воспитанника хранятся в банке.
В Санкт-Петербурге действует приют ночлежного типа «Синяя ворона», в котором 30 ребят находят ночлег, питание, заботу. Они могут находиться в приюте временно.
В христианский девичий пансион «Энфимия» с приютом «Маленькая мама» приходят несовершеннолетние мамы. В приюте для мам созданы пошивочные мастерская, художественная студии, медицинские курсы, курсы домоводства и парикмахерного дела. Для мам оборудованы отдельные комнаты, а также игровые комнаты для малышей.
В Москве создано несколько приютов, несколько реабилитационных центров, фондов, ассоциаций, задача которых — социальная реабилитация детей и подростков. Открыты различные консультационные центры, а также приюты для подростков, которым нужна защита и помощь на непродолжительное время.
В Петрозаводске приют создан на одной территории с приемником-распределителем. В приемнике дети могут находиться до 15 суток, в приюте организована забота об их здоровье, предоставляется кров, питание, отдых. Воспитанники имеют право свободного прихода и выхода из приюта, получают консультации, им выделяют денежное пособие на билеты для проезда домой
Литература:
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
2. Бочарова, В.Г.Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1994.
3. Василькова, Ю.В.Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003..
6. Социальная педагогика[Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов
в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
План:
1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология.
2. Классификация социальных технологий.
3. Основные методы в работе социального педагога.
1. Понятие технологии.
Педагогическая технология. Социальная технология
Педагогическая технология— это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки Педагогическая технология помогает обучать, воспитывать и развивать детей результативно.
Основными признаками педагогической технологии являются диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Это означает, что педагогические технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.
Социальная технология– совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения.
Признаками социальной технологии являются:
- наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;
- алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;
- наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;
- непрерывность контакта с клиентом социальной работы;
- динамизм содержания, форм и методов социальной работы.