Гигиена образовательной деятельности детей
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
«Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»
методическое пособие
для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков
для студентов педиатрического факультета
ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.
Авторы:
Рецензент:
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
2011 г. Протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- гигиенические требования к проектированию общеобразовательных школ;
- гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школах;
- гигиенические требования к составлению расписания общеобразовательных школ.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- дать гигиеническую оценку проекту школы;
- дать гигиеническую оценку школьному расписанию.
Литература:
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 7, С. 308-312, С. 325-342. Гл. 3, С. 121-141.
- Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина. Гл. 2, С. 51-74.
- Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.
ГИГИЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Воспитание и обучение детей и подростков осуществляются в системе образовательных учреждений, к которым относятся дошкольные, общеобразовательные учреждения, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также учреждения дополнительного образования детей.
Система образования в нашей стране на всех ее уровнях находится в процессе реформирования. Более существенным моментом является реформирование средней школы, которое осуществляется на протяжении последних 10 лет. Оно характеризуется интенсификацией и рекордным увеличением учебной нагрузки не только в образовательных учреждениях нового вида — гимназиях и лицеях, но и в массовых школах. Постоянный рост учебной нагрузки учащихся в общеобразовательных школах России наблюдался длительное время, но особенно резко нагрузка возросла в 1968—1993 гг. (на 54 ч в неделю).
Анализ учебных нагрузок детей свидетельствует о том, что за каждый учебный год школьники должны освоить большой объем знаний, прочесть множество страниц учебников и литературных источников, запомнить значительное число определений и понятий. Так, в современном 7-м классе подросткам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 — литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Для сравнения: в Библии 1346 страниц, а роман Л.Н.Толстого «Война и мир» написан на 1278 страницах. Недельная нагрузка в 5—7-х классах в 90-е годы составляла от 45 до 56 ч.
В настоящее время объем содержания образования в российской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегрузки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся педагогических технологиях недоступен для значительной части школьников.
Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на 1 год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучающихся позволяет повысить достигнутый уровень образования. Увеличение срока обучения должно способствовать ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со способностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в вузах. Официальные представители многих стран с развитой системой образования полагают, что подготовка к поступлению в высшие учебные заведения должна проводиться до 18-летнего возраста, когда юноши и девушки реально готовы с должной отдачей заниматься в высшем учебном заведении.
Переход на 12-летнее обучение в школе в определенной мере может способствовать снижению социальной напряженности в стране. В настоящий момент разрушен централизованный механизм трудоустройства выпускников, создания ученических рабочих мест и занятости молодежи, острой стала проблема их социальной адаптации, что сказывается на усилении криминогенности в молодежной среде.
В большинстве стран мира в первую очередь с целью социальной защиты молодежи осуществляется 12- и 13-летнее среднее образование. Так, в Великобритании срок обучения составляет 10—13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Республике Молдова —12 лет, в Италии, Швеции, Германии — 13 лет. В целом менее 25 % стран мира сохраняют 10—11-летний срок полного среднего образования.
При увеличении продолжительности обучения на 1 год принята следующая структура общеобразовательного учреждения 4 + 6 + 2, что означает:
/ ступень — начальное общее образование (4 года);
II ступень — основное общее образование (6 лет);
III ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).
Это в целом совпадает со сменой возрастных периодов: детства, отрочества, юности.
I ступень обучения: продолжительность 4 года, возраст обучающихся — с 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам непрерывного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На начальной ступени школы на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Система образования должна стать механизмом развития личности и действенным фактором развития общества.
II ступень обучения: продолжительность 6 лет. Эта ступень обучения в школе остается обязательной для всех детей в возрасте до 16 лет, что обеспечит более высокий уровень социализации личности, будет соответствовать возрастному
рубежу расширения гражданских прав и юридической ответственности молодого человека. Такой подход облегчает как трудоустройство выпускников, так и осознанный выбор дальнейшего вида деятельности. Десятилетняя основная школа должна давать относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения в средней или высшей профессиональной школе. За этим стоят и экономические вопросы, так как за счет снижения сроков обучения в соответствующих профессиональных учреждениях, где стоимость обучения значительно выше, чем в школе, снижаются общие затраты на обучение.
III ступень обучения: продолжительность 2 года. Эта ступень строится по принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию «предуниверсарий».