II. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают составленные пословицы о дружбе:
Учащиеся читают составленные пословицы о дружбе:
• Старый друг лучше новых двух.
• Друга легче потерять, чем найти.
• Друзья познаются в беде.
— Давайте вспомним правила дружбы.
1. Не нарушай прав своего друга.
2. Не дерись, не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
3. Если друг не прав, объясни ему его ошибки.
4. Не задавайся, не хвастайся. Научи друга тому, что умеешь сам.
5. Радуйся вместе с другом его успехам.
III. Дыхательная и речевая разминка
1.Дыхательная разминка.
Упражнение «Устал»
— Исходное положение ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе встаньте на носки, поднимая руки вверх в стороны. На выдохе резко наклонитесь вперед со словом «ух!--. Не разгибаясь, еще трижды наклонитесь, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!»
Упражнение «Чайник закипел».
2. Речевая разминка.
— Произнесите следующие буквосочетания:
IV. Подготовка к восприятию произведения
Учитель читает стихотворение.
Экологическая грамматика
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь к нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
С. Гаврилова, И. Холод
— Планета Земля — это большой общий дом, в котором живет множество разнообразных существ. Послушайте рассказ и ответьте, можно ли жить в таком огромном доме и не зависеть от окружающей среды.
На беpeгу небольшого озера расположилась деревня. Люди любили свое озеро. Оно кормило их рыбой, поило водой, увлажняло почву. Крестьяне собирали с полей хорошие урожаи, ходили в лес за грибами, ягодами, на охоту. В лесу было много зверей.
Но пот пришла беда. Озеро ушло в землю. Не стало рыбы, потом перестали родить поля, засох лес, пропали звери и птицы. А через некоторое время опустела и деревня. Люди разбрелись по свету.
2. Беседа.
— Почему засох лес, перестали родить поля, не стало рыбы?
— Почему пропали звери и птицы в лесу?
— Почему люди разбрелись по свету?
V. Работа с текстом стихотворения В. Орлова «Письмо ровеснику»
1.Лексическая работа.
• Ровесник — человек одинакового возраста с кем-либо.
2. Чтение произведения учителем (с. 36).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Почему стихотворение так называется?
4. Анализ произведения.
— Почему нужно беречь и защищать нашу землю?
— Как вы понимаете выражение «Земля нам подарила хорошего немало»?
— Почему поэт говорит, что земля «единственная мама», а мы ее дети?
— Как выражается любовь поэта к природе?
— К чему призывает поэт?
— Назовите главную мысль стихотворения.
— В течение всей жизни человек пользуется богатством природы, щедрого и, казалось бы, неистощимого источника, не задумываясь о том, какой вред он может нанести. Человек осушил болота, в канавы превратил реки, вырубил леса. Подобные действия могут обернуться и оборачиваются общей экологической бедой.
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение вполголоса;
б) чтение «цепочкой» по одному слову; но одной строчке.
6. Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)
Физкультминутка.
VI. Работа с текстом рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
1.Лексическая работа.
• Сосунок — ребенок грудного возраста, а также детеныш млекопитающего, еще сосущий матку.
2. Чтение произведения учителем (с. 39).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какие чувства вызвал рассказ: умиление, радость, печаль, досаду?
— Что необычного в этом рассказе?
4.Анализ произведения.
— Найдите в тексте описание зайчат. Какие слова использовал автор?
— Почему зайчата не могли есть?
— Какое животное накормило малышей?
— Почему кошка согласилась покормить зайчат? Какое чувство проявило животное? (Материнскую любовь. Кошка потеряла своих котят и переживала, поэтому она приняла зайчат за своих малышей.)
— Можно ли назвать это чудом?
— Какова главная мысль произведения?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение, вслух;
б) чтение «по цепочке»;
в) чтение молча (про себя).
VII. Работа в группах
Работа по папке.
Работа над группой слов по методике Лысенковой набор № 1.
Итог урока.
Домашнее задание.
Стр. 38 – 37 наизусть.
Урок № 65
Тема: ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»
Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, шепотом, регулируя громкость и скорость чтения; развивать умение восстанавливать правильный порядок частей; совершенствовать умение находить слова и выражения, с помощью которых можно охарактеризовать действия персонажей произведения; активизировать познавательную деятельность, содействовать расширению знаний о животных.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент