Образовательные программы как отражение Госстандарта образования. Школьные учебники и пособия, требования к ним
1). Содержание образования получает свою конкретизацию в учебных программах. Учебная программа- нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету.
Учебные программы могут быть:
-типовыми(разрабатываются на основе требований Госстандарта, утверждаются Министерством общего и профессионального образования),
-рабочие программы разрабатываются, исходя из требований Госстандарта, с учетом особенностей учебного заведения, содержат в себе федеральный компонент,
национально-региональный компонент, школьный компонент.
-авторские учебные программы учитывают требования Госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы рассмотрения тех или иных теорий.
В построении учебных программ сложились два способа:
- концентрический- изучение материала с повторением его на более высоком теоретическом уровне (русский язык - имя существительное),
- линейный — глубокое изучение без возвращения (педагогика).
Структура учебной программы:
- -объяснительная записка (цель, задачи дисциплины, ведущие научные идеи),
- содержание учебного предмета (тематический план, содержание, требования к знаниям, умениям, самостоятельные, практические работы).
- методические указания по оценке знаний, умений, навыков.
2). Содержание учебного материала излагается в учебнике.
Учебник выполняет двеосновные функции:
- является источником знаний;
- выступает средством обучения.
Требования к учебнику: (ВЗЯТЬ УЧЕБНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЕГО)
- соответствие уроню науки, техники,
- содержание учебника строится с учетом программы по данному предмету.
- изложение материала должно быть логичным, последовательным, доступным;
- связь теории с практикой;
- выделение главной мысли, вывода;
- хорошее оформление учебника (шрифт, иллюстрации и т.п.)
Методика работы с учебником.
Работа ученика с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы эта работа была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:
1.Самостоятельная и коллективная работа с учебником — необходимые элементы уроков, а не только домашней работы.
2. Для организации деятельности учеников на уроке необходимо тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ними. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей; в младших классах оно не должно превышать 10 минут за урок.
3. Важнее научить детей анализировать и структурировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.
4. Учебник — не только текст. Эффективная работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т. п.).
5. Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).
Виды учебников:
-утвержденные Министерством образования,
-рекомендованные М.О.,
-авторские,
-электронные.
Одновременно разрабатываются:
- учебные пособия (может содержать дополнительный материал, не включенный в программу),
-методически разработки (в помощь учителю - разработки уроков').
-дидактический материал и др.
требования к учебным пособиям ничем не отличаются от требований к учебникам.
Наряду с традиционными всё шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеоматериалы, компьютерные обучающие программы.
Вывод: Содержание каждого урока определяет учитель в соответствии с программой и учебником. От хороших учебных книг зависит очень многое, главное – по ним учитель должен реализовать требования государственного стандарта.