Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебная программа— это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежа­щих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе при­водится перечень тем изучаемого материала, даются рекоменда­ции по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы ти­повые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учиты­вают особенности познавательной деятельности детей с наруше­нием интеллекта.

Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материа­ла», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, кон-Центрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную после­довательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный ма­териал выстраивается последовательно, с остановками на отдель­ных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же Материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элемен­тами содержания изучаемого материала. Это не просто повторе­ние пройденного, а все более глубокое проникновение в сущ­ность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учеб­никах и учебных пособиях, представляющих собой серьезную ин­формационно-дидактическую модель обучения, помогающую учи-елю обучать, воспитывать, корригировать все психические про-

цессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это ин­формационно-дидактическая модель обучения, помогающая пе­дагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебни­ки нового поколения — с интересным содержанием, лаконич­ные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответству­ющие коррекционной направленности обучения.

Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с на­рушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом (см. 2.4). Каждый конкрет­ный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых по­нятий, носит базовый характер.

Вопросы и задания

1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленно­сти обучения.

2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VI11 вида?

3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью.

4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с наруше­нием интеллекта?

5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении.

6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последо­вательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета ин­дивидуальных особенностей учащихся.

8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Перечислите специфические дидактические принципы.

10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обу­чении.

11. Что вкладывается в понятие «образование»?

12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интел­лекта и нормально развивающихся школьников?

13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррек­ционной) школе VIII вида?

14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения.

15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от пла­на для подготовительного класса?

16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных

планах? „

17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам.

18. Какие направления составляют коррекционные технологии?

19' Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок обшеразвиваюших предметов, сгруппируйте их по направлениям.

20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида?

21. Какую функцию выполняют учебники и учебные пособия? Како­вы педагогические требования к ним?

Рекомендуемая литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле: учеб. пособие для учителей / Г. М. Дульнев ; под ред. Г. М. Дульнева, Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (оли­гофренопедагогика) / под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000.

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреж­дений VIII вида. — Сб.1. — М., 2000.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений VIII вида. Подготовительный — 1 —4 классы. — М., 2004.

Глава 3

Наши рекомендации