Конспект занятия в 1 классе

Тема урока «Это моя жизнь»
Форма урока Урок с просмотром и обсуждением мультфильмов
Цель урока Сформировать позицию ребенка, выделить главные составляющие образ жизни ребенка.
Задачи урока 1. Показать классу мультфильм «Это моя жизнь». 2. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. Нарисовать образ своей жизни.
Необходимые материалы Ноутбук, колонки, мультфильм «Это моя жизнь».
Возраст участников 7-8 лет
Количество участников 25-30 человек
Ход проведения 1. Приветственное слово психолога. 2. Показ мультфильма «Это моя жизнь». 3. Актуализация темы и идеи просмотренного мультфильма. 4. Обсуждение с детьми их жизненной позиции, будущего пути, того кем они являются или кем хотят стать. 5. Детям предлагается нарисовать в центре листа себя и стрелочками вокруг обозначить то, что ребенка окружает. 6. Презентация желающих своего рисунка. 7. Завершающее слово психолога.
Содержание мероприятия Ссылка на мультфильм: http://www.youtube.com/watch?v=yNmac-mrQQw. После просмотренного мультфильма психолог предлагает классу рассказать о том, из чего состоит их жизнь и проанализировать, что же является главным. Слова в конце " мне дядя сказал, что я должен стать молодцом или холодцом. Но я хотел бы мне было дано выбирать кем стать, то я хотел бы стать, тем кто я есть." Суть в том, что человеку уже уготована его участь с самого рождения. И он обязательно станет, тем кто он есть. То есть холодцом. Но не зря сказали, что "молодцом" это к тому, что можно пойти против системы и избежать изначально уготованную участь. Парадокс, но судьба каждого человека зависит только от пути выбранного самим человеком.
Тема урока Впереди у нас – пятый класс!
Форма урока Большая психологическая игра
Продолжительность 90 минут
Цель урока Выявить уровень психологической готовности детей на этапе перехода из начального звена в среднее
Задачи урока • Диагностика социальной зрелости; умения выстраивать отношения со сверстниками. • Диагностика мотивационной сферы; отношения к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений; умения занять ответственную позицию школьника. • Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки. • Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
Необходимые условия Большое помещение, проектор, ноутбук, экран, маркерная доска
Необходимые материалы • заготовка символа класса в виде книги, на обложке которой написано название игры и размечено место для символа класса, может быть частично нарисован символ; • чистый лист ватмана; • заготовки цветных карточек, на которых написаны различные качества; • десять чистых цветных карточек; • карточки с парными названиями животных; • два платка или повязки для глаз; • карточки с напечатанными фразами; • набор карточек с буквами; • стенд; • большие стулья (по количеству участников) и 10 маленьких; • карточки с загадками; • листы формата А4 (по количеству участников); • цветные карандаши и фломастеры; • музыкальное сопровождение
Возраст участников 9-10 лет
Количество участников 25-30 человек
Ход проведения Ведущий. Сегодня нам с вами предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда? Дети отвечают, что им предстоит собраться в пятый класс. Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? Сейчас мы с вами будем путешествовать по дороге в 5 класс. На ней мы поместим ваши ожидания и качества вашего класса, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте начнем собирать чемодан вашего класса и решим, что мы возьмем с собой. Какие мы должны быть в пятом классе, чтобы нам жилось интересно и весело? Дети включаются в выполнение поставленной перед ними задачи. Они могут называть различные качества, а ведущий должен фиксировать их на бумаге. Как правило, ребята ожидают от пятого класса: добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива. Ведущий. Вы назвали очень много различных качеств, которые вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит выяснить, какие. Вам предстоит пройти через испытания, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам вы преодолели препятствие. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать паззл, на котором будет написано качество, которое вам в этом помогло. В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса. Перед тем как начнется наша игра, нам нужно на нее настроиться. Для этого предлагаю провести игру-разминку «Зоопарк». Сейчас каждый из вас получит лист бумаги, на котором написано название животного. По моей команде: «Начали!» вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого прочитали на своем листе. Ваша задача найти того, кто изображает ваше животное, и встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя. Ведущий и помощники быстро раздают всем ребятам маленькие листочки, после чего в течение 1 минуты каждый из детей решает, как он будет изображать свое животное. После того как ребята нашли свою пару, ведущий сообщает классу правила следующей игры. Ведущий. Мы с вами немного поиграли, вы все пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания. Первое испытание: игра «Машинки» Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта игрушечная машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды. Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто – машинкой, проведем жеребьевку. Один представитель от каждой пары подойдет ко мне и возьмет лист бумаги. Если на листе будет написана цифра «1», значит, вы хозяин, а ваш партнер – машинка. Ну а если ваш лист окажется пустым, то значит, вы – машинка, а ваш партнер – хозяин. Во время игры вы сначала побываете в одной роли, а затем в другой. В ходе игры мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение машинки с предметом. Выигрывает тот хозяин, чья машина сумеет без аварий проехать свой путь. Каждой паре надо быстро решить, кто будет ее представителем, и он отправляется вытягивать жребий. Помощники во время проведения жеребьевки подготавливают к игре помещение, расставляют в хаотичном порядке стулья в центре зала. Ведущий. Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машинки? Почему? Дети и взрослые высказывают свое мнение. В ходе обсуждения называется ребенок, который, по мнению многих, лучше всех сумел провести свою машину по дороге. Ведущий. Какое же качество всем помогло справиться с этим испытанием? Дети могут назвать такие качества, как умение слушать и выполнять задание, ориентироваться в пространстве, взаимопонимание. Ведущий подводит предварительный итог. Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств – взаимопонимание, и поэтому ваш класс получает первый паззл. Решите, пожалуйста, кто из вас станет его хранителем. Дети должны быстро посовещаться и решить, кто будет хранителем паззла. В этот момент взрослым важно отметить, кому из детей оказано доверие. Второе испытание: игра «Покажи фразу» Ведущий. Для следующей игры вам надо выбрать троих ребят – самых сообразительных и артистичных – на роль ведущих. На обсуждение дается 1 минута. Класс начинает обсуждать, кого выбрать на роль ведущих. Взрослым важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают. Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы. Задача ведущих – изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы (см. приложение 3, игра «Покажи фразу»). Если вдруг ребенку не удается выполнить задание, он имеет право попросить помощи у ведущего. На данном этапе важно обратить внимание на то, насколько удачно ведущие справляются с заданием, кто из детей быстро и правильно понимает показанное. Ведущий. Как вы думаете, какое качество нам помогало пройти это испытание? Участники могут ответить, что им помогли сообразительность и смекалка. Ведущий. Вы правильно назвали еще одно важное качество – смекалку, и поэтому получаете второй паззл. Решите, кто будет его беречь до конца нашей игры. Класс выбирает хранителя второго паззла. Третье испытание: игра «Вопрос – ответ» Ведущий. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. Если не знаете ответа, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Ваша главная задача – набрать наибольшее количество баллов. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку. Ведущий должен постараться понять, все ли дети уяснили. Как и что нужно делать (см. Приложение 3, игра «Вопрос – ответ»). В ходе игры ведущий должен четко зачитывать загадки, а дети быстро отвечать. Во время игры взрослые могут наблюдать за тем, насколько дети включены в работу, отмечать ребят, которым удается быстро и правильно справляться с предложенным заданием. Ведущий. Скажите, пожалуйста, сколько баллов вам удалось набрать в этой игре? Ребята сообщают, сколько баллов сумел набрать класс при выполнении задания. Ведущий. Вам удалось набрать столько-то баллов. Это очень хороший результат. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогали? Дети могут высказать следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость. Ведущий. Совершенно верно, справиться с этим испытанием вам помогала находчивость. Получите еще один паззл и выберите его хранителя. Класс выбирает очередного хранителя паззла. Ведущий. Но у нас остались еще два пустых паззла. Сейчас вам необходимо обсудить и решить, какие еще есть важные качества, о которых мы сегодня не говорили, но которые вам понадобятся в пятом классе. На обсуждение дается ровно 3 минуты. Ученики, получив очередное задание, начинают его обсуждать. Взрослым необходимо наблюдать за ходом дискуссии: умеют ли дети слушать друг друга, кто из детей является лидером. Четвертое испытание: игра «Расшифруй» Ведущий. Для того чтобы вы могли понять, о каком важном качестве вы забыли, предлагаю пройти через еще одно испытание. Сейчас класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача – в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-либо качество. Класс получает набор карточек с буквами. Взрослые наблюдают за работой группы. В результате класс должен собрать слово «любознательность». Ведущий просит кого-то из детей записать его на чистом паззле. Затем класс выбирает хранителя паззла. Шестое испытание: игра «Мяч» Ведущий. Следующее испытание поможет вам вспомнить, какое важное качество вы не назвали. Сейчас вам нужно встать в круг и по команде «Начали!» без помощи рук передавать по кругу мяч. Если мяч во время передачи падает на пол, то он возвращается к первому игроку и игра начинается заново, и продолжается до тех пор, пока мяч не пройдет по всему кругу. В ходе выполнения этого задания дети должны выйти на понятие «старательность» и записать это слово на чистом паззле. Ведущий. В ходе нашей игры вы сумели набрать достаточно много паззлов с названием качеств, которые понадобятся вам в пятом классе. А теперь нужно попробовать сложить из паззлов символ класса. Дети пытаются сложить из имеющихся паззлов символ класса. Ведущий. Как вы думаете, что у вас получилось? Совершенно верно, это действительно открытая книга, она и является символом вашего класса. Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретете за время школьной жизни. Давайте теперь оформим карту вашего класса, прикрепив к ней ваш символ, а ниже, на карте, я прошу каждого из вас поставить свою подпись. Дети вместе со взрослыми оформляют карту класса. В конце первой части игры ведущий проводит традиционное обсуждение. В нем принимают участие дети, педагоги и психологи. Ведущий. Что вам запомнилось в сегодняшней игре? С какими чувствами вы уходите? Взрослые и дети садятся в круг и по очереди рассказывают о том, что им больше всего понравилось, какие моменты запомнились, что нового они узнали о себе и классе. Сценарий игры (вторая часть) Вторая часть игры является логическим продолжением первой, поэтому цели остаются прежними. Ведущий заходит в класс или приглашает детей пройти в актовый (тренинговый) зал. Ведущий. Сегодня мы продолжаем игру «Впереди у нас – пятый класс». Вспомните, что происходило в первой части. Дети рассказывают о том, как они собирались в дорогу в среднее звено и выясняли, какие важные качества им нужно взять с собой из начальной школы. Ребята вспоминают испытания, которые им пришлось преодолеть, и качества, которые им помогали. Ведущий. Итак, мы продолжаем обсуждать тему перехода из начального звена в среднее. На доске или стенде прикрепляется карта класса с его символом – открытой книгой, где записаны качества, которые дети возьмут с собой. Рядом вывешивают чистый лист ватмана. Ведущий включает негромкую, спокойную музыку. Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить. Ведущий под музыку (желательно в микрофон, если игра проводится в зале) медленно и спокойно произносит следующий текст. Ведущий. Представьте, что вы пришли первого сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь представьте, что вы сидите на уроках: что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, о чем вас спрашивают, чего требуют. Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы будем возвращаться обратно в настоящее, в четвертый класс. Я буду считать до пяти. На счет «пять» вы медленно откроете глаза и окажетесь в вашем классе. А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить. Ребята (по желанию) рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене. Но среди учеников могут оказаться и такие, у которых не получилось себя представить. Поэтому лучше проводить релаксацию в помещении, где есть возможность каждому ребенку выбрать для себя удобное место и положение. Затем ведущий раздает детям по листу бумаги и набору цветных карандашей. Ведущий. Все вы получили чистые листы, которые надо разделить карандашом на две равные части. На первой части листа надо написать: «Я в настоящем», а на второй – «Я в будущем». Вам предстоит нарисовать себя сначала в настоящем, а потом в будущем. Затем необходимо подумать и написать около рисунка «Я в будущем» те изменения, которые с вами произойдут. В ходе выполнения этого задания ведущему необходимо обратить внимание детей на то, что они должны описывать не только внешние изменения, но и внутренние, т. е. какими качествами они будут обладать в среднем звене. Во время выполнения этого задания звучит спокойная музыка, которая сопровождала предыдущее упражнение. Музыка звучит до тех пор пока дети рисуют. Ведущий. Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу всех сесть в круг, а рисунки положить в центр, так чтобы они были всем хорошо видны. Даю вам несколько минут на то, чтобы рассмотреть работы друг друга, можно задавать вопросы, если вам будет что-то непонятно. Ребята рассматривают рисунки друг друга и задают вопросы. Ведущий. Кто хочет рассказать о том, каким он себя увидел в настоящем и будущем и какие с ним произойдут изменения в пятом классе? Ребята по желанию рассказывают о своих рисунках и тех изменениях, которые с ними случатся. Ведущий должен уточнять у детей, чего они ждут от себя в пятом классе. Ведущий. А теперь я прошу вас записать около рисунков свои ожидания. Чаще всего дети пишут о том, что ждут от пятого класса хороших оценок, добрых учителей, интересного материала, веселой и разнообразной школьной жизни. Взрослым очень важно отметить для себя все ожидания детей. Ведущий. А сейчас мы все вместе будем приклеивать ваши рисунки на чистый лист ватмана. Посмотрите, какая у нас получилась большая карта. Теперь с ее помощью вы имеете уникальную возможность видеть, какие вы есть и какими хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в средней школе. Скажите, что вам запомнилось в нашей игре? Дети садятся в круг и по очереди делятся своими впечатлениями. Личный опыт Эта игра позволяет психологам и педагогам увидеть, насколько ребята психологически готовы к переходу в среднее звено, получить важную информацию о классе, увидеть, как дети взаимодействуют друг с другом, как решают поставленные перед ними задачи, какие занимают позиции в группе, а также собрать дополнительный диагностический материал, который можно использовать на психолого-педагогическом консилиуме, родительских собраниях и при планировании психолого-педагогической работы с классом в будущем учебном году.
Содержание мероприятия Эта игра позволяет детям впервые серьезно задуматься и обсудить вопрос о том, что ждет их в средней школе. Ребята собираются в дорогу в пятый класс и решают, какой багаж умений и навыков, приобретенных в начальной школе, им необходимо взять с собой в среднее звено. Проходя через испытания, дети присваивают себе лично и всему классу качества, которые пригодятся им в следующем году. В ходе игры дети составляют карту своего класса и определяют его символ.
Примечание  
     

Конспект игры-испытания «Минное поле»

Тема урока «Минное поле»
Форма урока Командная игра-испытание
Цель урока 1. Налаживание системы внутрикомандного взаимодействия через принятия решений в стрессовой ситуации.
Задачи урока 1. Развитие внимания и логики 2. Развитие навыков работы в команде, принятия ответственных решений в ограниченное время
Необходимые материалы Листы бумаги А4, скотч, ручка с блокнотом
Возраст участников От 12 лет
Количество участников 25-30
Ход проведения 1. Ознакомление с правилами игры-испытания 2. Выбор командира 3. Выполнение задания 4. Рефлексия
Содержание мероприятия Перед классом на полу выложено поле из листов А4 (3*7) Классу необходимо перебраться с одной стороны на другую по минному полю Существует определенный алгоритм движения игроков (его придумывает психолог сам) : они могут двигаться только прямо, вбок, по диагонали и через одну. (Какой будет алгоритм зависит от ведущего, можно использовать любую вариацию из всех возможных чередований). Если классу слишком легко, то для второго человека может быть задан абсолютно иной алгоритм движения (например всегда через одну клеточку). Если один человек из проходящих наступает на «мину»,то весь класс возвращается на исходную позицию, независимо от того, сколько человек успело перебраться.

Наши рекомендации