Государственная программа развития образования в Республике Башкортостан.
ВОПРОСЫ
К итоговой государственной аттестации по педагогике специальности 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании
на 2011 – 2012 учебный год
1. Педагогика – наука о воспитании и образовании человека.
Содержание: Педагогика как наука, предмет, объект, задачи педагогики. Основные категории педагогики. Структура педагогической науки. Система педагогических наук.
2. Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи зарубежных и отечественных мыслителей о воспитании.
Содержание: Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов. Вопросы воспитания и обучения в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Гербарта, Дистервега. Развитее педагогической науки в России. К.Д. Ушинский о воспитании.
Система образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
Содержание: Становление и развитие системы образования в России и Республике Башкортостан. Документы, регулирующие деятельность системы образования в РФ и РБ. «Закон об образовании РФ и РБ».
Государственная программа развития образования в Республике Башкортостан.
Содержание: Программа развития образования в Республике Башкортостан на 2009 – 2013 гг. основные тенденции, задачи и направления по развитию системы образования в Республике Башкортостан. Цели, приоритеты и принципы развития образования в Республики Башкортостан на 2009 – 2013 гг.
5.Педагог, профессия, личность. Подготовка педагогических кадров в России и Республике Башкортостан
Содержание: Характеристика педагогической деятельности. Профессиограмма. Функции педагога. Личностные качества и педагогические умения педагога. Подготовка кадров в РФ и РБ. История Уфимского педагогического колледжа № 1.
6.Методы научно-педагогического исследования и их использование в работе педагога.
Содержание: Понятие, сущность, система методов научного исследования. Теоретические и эмпирические методы, их характеристика. Принципы отбора методов.
7.Детский коллектив и его воспитательные функции.
Содержание: Понятие «детский коллектив». Функции коллектива. Этапы становления коллектива. Методика создания и формирования коллектива.
8.Дидактика как наука о сущностях и закономерностях учебного процесса.
Содержание: Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.
Предмет, задачи, функции. Возникновение и развитие теории обучения и образования. Место и задачи обучения в системе непрерывного образования. Основные понятия. Закономерности и принципы учебного процесса.
9.Содержание образования и педагогические основы его совершенствования.
Содержание: Понятие «содержание образования». Факторы, влияющие на разработку содержания образования. Теория формирования содержания образования. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования. Документы, регламентирующие и отражающие содержание образования (федеральный государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники).
10.Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура.
Содержание: Понятия. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характерна учебно-познавательной деятельности учащихся. Определение целевого компонента обучения. Понятие о движущих силах учения.
11.Обучение как целостный педагогический процесс.
Содержание: Сущность целостного педагогического процесса. Понятие, закономерности принципы целостного педагогического процесса. Компоненты, структура, этапы педагогического процесса.
12.Основные дидактические концепции.
Содержание: Теоретические основы дидактических концепций. Основные положения, особенности и отличия, использование в современных системах обучения.
13.Закономерности и принципы обучения.
Содержание: Теоретические основы закономерностей и принципов обучения. Система дидактических принципов, их характеристика.
14.Методы целостного педагогического процесса.
Содержание: Подходы к классификации методов целостного педагогического процесса, наглядные средства в учебно-воспитательном процессе. Технические средства, их квалификации.
15.Средства целостного педагогического процесса.
Содержание: Классификация средств целостного педагогического процесса, наглядные средства в учебно-воспитательном процессе. Технические средства, их классификация.
16.Формы организации целостного педагогического процесса.
Содержание: Общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса. Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология уроков. Многообразие форм обучения.
17.Планирование учебного процесса и подготовка учителя к его реализации.
Содержание: Виды планирования в учебной работе. Содержание. Структура, принципы.
18.Контроль и оценка знаний в системе знаний в системе общего образования.
Содержание: Диагностика и оценка учебных достижений школьников. Понятие обучаемости и обученности. Оценка и отметка. Критерии оценивания.
19.Воспитание в структуре целостного воспитательного процесса.
Содержание: Сущность и особенности воспитательного процесса. Воспитание как целостный процесс. Движущие силы воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.
20.Цель и целеполагание в воспитательной работе.
Содержание: Становление и развитие целей воспитания. Взаимосвязь ценностей и целей воспитания. Задачи воспитания. Система целей и задач. Этапы целеполагания. Современные концепции воспитания.
21.Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.
Содержание: Особенности воспитательного процесса. Системы. Структура воспитательного процесса. Содержание процесса воспитания. Диагностика воспитанности.
22.Методы воспитания, их классификация.
Содержание: Понятие, подходы к классификации, характеристика методов воспитания, их выбор.
23.Функции, основные направления и формы деятельности учителя – классного руководителя.
Содержание: Задачи и функции классного руководителя. Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя. Организация КТД.
24.Динамика становления детского коллектива.
Содержание: Теоретические основы развития коллектива. Понятие, признаки, структура. Законы жизни коллектива, этапы становления коллектива. Методика создания и формирование коллектива.
25.Семья в системе социализации и воспитания личности.
Содержание: Семья как социальный институт. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи, школы и социума.
26.Управление современной школой.
Содержание: Документы, регулирующие деятельность школы. Научные основы планирования педагогического и воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. Деятельность педагогического совета и методических объединений. Органы самоуправления школой.
27.Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов РБ.
Содержание: Этнопедагогика и современная школа. Национально-региональный компонент в образовательных документах. Рекомендации видных деятелей педагогики и использование идеи этнопедагогики, опыта народного воспитания в формировании подрастающего поколения.
28.Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога
Содержание: Педагогическое мастерство, его роль в формировании личности педагога. Элементы педагогического мастерства. Профессионально-значимые личные качества педагога.
29.Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие в педагогическом процессе.
Содержание: Стили, модели общения, культура общения педагога.
30.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования.
Содержание: Базисный учебный план. Типовые учебные планы. Учебный план школы, учебные программы. Учебники, их характеристики.
31.Инновационные процессы в образовании.
Содержание: Понятие инновационных процессов. Использование современных технологий в образовании (адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные и др.).
32.Виды обучения.
Содержание: История вопроса, характеристика основных видов обучения.
33.Целостный педагогический процесс.
Содержание: Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Сущность педагогического процесса как целостного явления.
Составила преподаватель педагогики Маширенко Г.В.
«Утверждены» «Утверждаю»
Предметной комиссией Зам. директора по учебной работе
протокол № __ от ______________20 г. __________Тухватуллина Е.Г.
«___» __________ 200_ г.
ВОПРОСЫ