Проблемы информационного обеспечения государственной молодежной политики
В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т.д.
Молодежь во все времена оставалась и остается двигателем прогресса, и за ней стоит будущее нашей страны. Развитие молодежного потенциала сегодня остается ведущим направлением Государственной Молодежной Политики, и очень важно, чтобы до молодежи дошла достоверная и своевременная информация. Но проблема на сегодня заключается в том, что при всей глубине структуры информационных служб, молодежь все равно остается неинформированной в сфере ГМП.
Проблемам молодежи посвящены работы многих ученых. Так К. Манхейм изучал роль и задачи молодежи в обществе, Фельдман Р.(Молодежь и социальные службы. Энциклопедия социальной работы.), Лисовский В. (Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики) уделяют первостепенное значение теоретическим аспектам молодежной политики, Е.И. Холостова и А.С. Сорвина (Социальная работа: теория и практика) также уделяют много внимания молодёжи и ее проблемам.
Деятельность по информационному обеспечению ГМП в РФ, информированию молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в целях преодоления ТЖС, поддержку молодых семей, молодёжных, детских общественных объединений и других прав в области государственной молодёжной политики осуществляют Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ [1].
В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан посредством создания информационных систем, центров информации для молодёжи, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных СМИ, библиотек, музеев, других учреждений культуры и иными способами, предусмотренными федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодёжной политики в РФ.
Приоритетным направлением молодёжной политики оставалось создание системы информационного обеспечения молодёжи, что является основной задачей соответствующей подпрограммы президентской программы «Молодёжь России» [2].
На сегодняшний день в Тюменской области существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде.
Согласно исследованиям, молодёжь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома [3]. Реализацию ГМП невозможно представить без участия различных социальных служб, работающих с молодыми людьми. Молодежь должна иметь возможность получать информацию о том, в какую социальную службу они могут обратиться в определенной жизненной ситуации. На мой взгляд, наиболее эффективным средством информирования в данном случае является Интернет, поскольку: молодые люди - самые активные пользователи Интернет-ресурсов; сеть Интернет позволяет разместить достаточно большой объем информации и предоставлять целый ряд услуг в интерактивном режиме - «виртуальная служба для молодежи».
«Виртуальная служба для молодежи» должна содержать информацию не только о том, где молодой человек может получить образование или развлечься, но и информацию по следующим вопросам:
- нормативно-правовое и программное обеспечение ГМП в РФ и Тюменской области;
- социальные службы (не только их перечень и местоположение, но и краткую информацию об основных направлениях деятельности).
Кроме того, молодой человек должен иметь возможность обратиться с вопросом, касающимся любой жизненной ситуации - психологические, социальные, юридические и иные проблемы, выступить с какой-либо инициативой по вопросам реализации ГМП, то есть должна быть обратная связь.
Однако как бы ни была на сегодня отлажена система информатизации, молодежь все равно плохо информирована в сфере ГМП. Результаты моего исследования показывают, что 70% опрошенных практически ничего не знают о ГМП. В различных сферах молодежь информирована по-разному, но в целом информированность очень низкая - 30%. Об этом свидетельствуют данные, полученные при подсчете ответов. На вопрос о том, хорошо ли опрашиваемые информированы в области ГМП 70% ответили, что нет; 30% - средне. 88,5% - не знают о существовании специализированных служб информации для молодежи в г. Тюмени, 10,5% - знают. 40,5% - знают кто занимается информированием молодежи о ГМП, 59,5% - не знают. О существовании различных программ знает лишь 10%, 30% - слышали пару раз, остальные 60% вообще никогда не слышали. И то те, кто знают об их существовании, назвали программу «Обеспечение молодых семей жильем» (30%) и различные гранты (10%). О существовании молодежных организаций в Тюменской области знает лишь 30%; о конкурсах - 80%.
Для повышения эффективности информатизации молодежи, проводя исследование, я предложила открыть сайт с полной информацией в сфере ГМП, рассчитывая, что молодежи будет удобней найти информацию в Интернете. Эта гипотеза подтвердилась: молодежь будет рада открытию такого сайта. В вопросе о том, что нужно привнести в сферу ГМП 40% ответили - открыть свой сайт. По желанию молодежи этот сайт должен отражать всю информацию в рамках ГМП.
Подводя итоги, хочу сказать, что молодёжь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов, поэтому молодежь – это будущее России, и изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах - ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями и дополнениями) [Электронный источник]/ Режим доступа: http://base.garant.ru.
2. Проект Федеральной Целевой Программы «Молодежь России 2012-2016» [Электронный источник]/ Режим доступа: http://www.newparlament.ru.
3. Данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения. [Электронный источник]/ Режим доступа: http://wciom.ru/.
К.Ю. Шлык