Задания для самоконтроля. 1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания
1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.
2. Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педагогики, человеко- и обществознания.
3. Охарактеризуйте функции социальной педагогики и принцип дополнительности.
Литература для самостоятельной работы
1. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.
2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 5-21.
3. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ............................................................................................... 3
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ..................................................................... 5
ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ........................................................................................................................ 11
ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР.............................................................................. 17
ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.......................................... 19
§ 1. СТРАНА............................................................................................................................................................................................................ 19
§ 2. ЭТНОС.............................................................................................................................................................................................................. 20
§ 3. ОБЩЕСТВО..................................................................................................................................................................................................... 23
§ 4. ГОСУДАРСТВО.............................................................................................................................................................................................. 28
ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА...... 31
§ 1. РЕГИОН............................................................................................................................................................................................................ 31
§ 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ..................................................................................................................................... 34
§ 3. СУБКУЛЬТУРЫ............................................................................................................................................................................................. 36
§ 4. ТИП ПОСЕЛЕНИЯ......................................................................................................................................................................................... 40
4.1. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ...................................................................................................................................................................... 40
4.2. ГОРОД........................................................................................................................................................................................................... 41
4.3. МАЛЫЙ ГОРОД.......................................................................................................................................................................................... 44
4.4. ПОСЕЛОК.................................................................................................................................................................................................... 45
4.5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.............................................................................................. 46
ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................................................. 50
§ 1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................................................................................. 50
§ 2. СОСЕДСТВО................................................................................................................................................................................................... 54
§ 3. ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ........................................................................................................................................................................... 55
§ 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.......................................................................................... 58
§ 5. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................. 60
§ 6. КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ....................................................................... 63
§ 7. МИКРОСОЦИУМ........................................................................................................................................................................................... 65
ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...................................................................................................................................................... 69
§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА............................................................................................................................................ 69
1.1. БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ........................................................................................................................................ 69
1.2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................................................. 72
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ......................................... 77
§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ.............................................................................................................................................................................................. 82
§ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ.............................................................................................................................................................. 85
§ 4. ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.................................................................................................................................. 87
ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ............................................................................................................ 91
ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.................................................................................................................................................... 94
ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................................ 101
СОДЕРЖАНИЕ..................................................................................................................................................................................................... 105
Учебное издание
Мудрик Анатолий Викторович
Социальная педагогика
Учебник
Редактор Р.К.Лопина
Компьютерная верстка: Р.Ю. Волкова
Корректор Г.В.Абатурова
Подписано в печать 18.09.2000. Формат 60 х 90 /16. Гарнитура «Таймс». Бумага тип. № 2.
Печать офсетная. Усл. печ.л. 12,5. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №2917.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25.
Тел./факс: (095) 165-32-30; (095) 367-07-98, (095) 305-23-87.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.