Этика как наука. отрасли этического знания. предмет и разделы социальной этики.

ЛЕКЦИЯ 1.

ЭТИКА КАК НАУКА. ОТРАСЛИ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ.


План лекции

Исторические изменения в подходах к предмету изучения этики.

Отрасли этического знания.

Предмет общей этики.

Предмет деловой этики, ее цели и задачи.

Основные разделы деловой этики.

Вступление. Деловая этика обладает как общими с общетеоретической, общефилософской этикой особенностями, так и специфическими характеристиками. Главной проблемой при рассмотрении специфики, структуры и предназначении деловой этики является вопрос о соотношении этики как целостной системы знания и деловой этики как одной из ее составных частей. Этот вопрос находит свою конкретизацию в определении места деловой этики в сложной структуре современного этического знания и выяснении того, как она связана с другими ее структурными элементами и разделами.

1.1. Исторические изменения в подходах к предмету изучения этики. Этика как наука возводит начало своей истории в Древней Греции, а затем в той или иной форме развивается до появления собственно дисциплины этики. Возникновение этики происходило параллельно с процессом формирования и развития философии в VI-V в. до н.э. в период кардинальных духовных изменений, обозначенных Карлом Ясперсом периодом «осевого времени». Само название предмета этики в переводе с древнегреческого означает слово «этос» как совместное место проживания (стойбище, логово, жилище). Затем смысловое значение этого слова сместилось на характеристику поведения людей в соответствующих местах, а также на образ мыслей и чувств, вызывающих соответствующее поведение. По своей сути, этос всегда есть совместная жизнедеятельность людей, регулируемая обычаями, традициями, нормами. От термина «этос» образуется слово «этикос», дающее начало понятию «этика», которое было введено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Именно Аристотель считается основателем этики как самостоятельной области знания: о чем свидетельствуют названия трех его работ: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика, «Большая этика». По Аристотелю, этика – это учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Этические знания должны реализовываться в поступках. Аристотель выделяет этику в качестве самостоятельного раздела в структуре философии, относя ее практическому виду философского знания. Он полагал, что этику необходимо изучать не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно. Практическую направленность этики Аристотель видел также в том, что она служит задачам формирования достойного гражданина государства, т.е. политике. Этика, по Аристотелю, призвана ответить на вопрос о том, что и как мы должны делать, чтобы быть достойными гражданами своего государства.

Исторически определение предмета этики менялось. Окончательное становление этики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И Канта (1724-1804). Главным понятием этики становится понятие долга, предметом – область «должного». Выполнение долга должно основываться, согласно Канту, на категорическом императиве, а именно: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Кант считал, что человека нельзя использовать как средство, ибо человек разумен и обладает достоинством. Только следование долгу делает поведение человека нравственным. Моральным является такой поступок, который совершается исключительно из уважения к долгу, нравственному закону внутри нас. Поэтому этика И.Канта получила название этики долга. Моральный долг, по учению Канта, это волевое состояние свободного и разумного существа. В его основе, а значит, и в основе морали, лежит добрая воля. Условием нравственного поступка, реализации доброй воли является свобода, или автономия воли.

В 20 веке этическое знание приобретает новую историческую форму. И связано это прежде всего с возникновением необходимости специфических способов гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения целостности общества. В силу этого возрастает роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Актуальность приобретает применение этической теории к анализу соотношения морали и экономики, морали и политики, морали и искусства, морали и религии и т.п. Этика – это практическая философия, изучающая происхождение, специфику и закономерности функционирования и развития морали и нравственности. Этика дает обоснование необходимости морали, раскрывает всеобщую ее основу и специфическое содержание. Объектом изучения этики является мораль (нравственность) как особый способ духовно-практического освоения человеком мира, имеющий в качестве своего фундамента различение добра и зла.

1.2. Отрасли современного этического знания. В настоящее время этика в структурном отношении представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Перечислим лишь некоторые из этих отраслей: общая, социальная, хозяйственная, деловая, политическая, биомедицинская, юридическая, экологическая, профессиональная этика, этика науки, этика управления, этика бизнеса, информационная этика, этика воспитания. В силу специфики нашего курса мы остановимся лишь на общей этике и такой ее отрасли, как деловая этика. Как любое развивающееся явление этика постоянно изменяется, что приводит к появлению новых ее отраслей. -В настоящее время не существует законченной классификации отраслей этики: в ней могут возникать новые области. Однако подчеркнем главное: общим для всех отраслей этического знания является то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы морали и нравственности в различных условиях жизнедеятельности личности. Ядром современного этического знания и фундаментальной основой всех его отраслей и разделов является общая этика.

1.3. Предмет общей этики. Общая этика есть систематизированное знание о морали как особом духовном феномене. В рамках данной науки раскрывается природа, специфика, структура и функции морали, а также основные нравственные ценности и проблема моральной свободы. Этика изучает человеческое поведение, осуществляемое сознательно и добровольно. Она не изучает автоматические реакции людей на внешние воздействия (например, действия во сне или под гипнозом). Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться безнравственными. Аналогично, поведение человека может соответствовать законам права, но быть безнравственным. Поэтому этика предписывает, как должен себя вести человек, чтобы отвечать требованиям нравственности. Важно видеть практическую направленность этической науки, которая на протяжении длительной истории своего существования выявляла основания для различения добра и зла, фундаментальных основ и ориентиров нравственной жизни человека и общества. Обращаясь к вопросам о счастье и смысле жизни, о чести и достоинстве, о совести и гордости, о честности и справедливости, о верности и предательстве и многим другим практическим вопросам, этика в каждую конкретную историческую эпоху обосновывала вполне конкретные идеалы нравственно совершенной личности.

В самом общем виде в этике как практической философии можно выделить два ее типа: общетеоретическую и прикладную этику. Теоретическая этика (или теория морали) есть учение о сущности морали, основных принципах и категориях морали, о ее структуре, функциях и закономерностях. Теоретическая этика: а) дает объяснение происхождению и эволюции морали; б) доказывает, почему человек должен быть нравственным, какие основания он может использовать для обоснования нравственного содержания своих поступков. Прикладная этика: а) изучает непосредственно практические вопросы совершенствования нравственных отношений во всех сферах жизни общества; б) разрабатывает практические рекомендации для нравственного воспитания и самовоспитания.

Своеобразной формой связи теоретической и прикладной этики выступает нормативная этика, в которой дается обоснование нравственных норм. Это обоснование развертывается в двух пересекающихся направлениях: а) изучение специфики моральных норм, их структуре, типологии, что позволяет составить представление о назначении моральных норм, степени их предпочтительности и достоверности; б) обоснование конкретного содержания норм морали и кодексов нравственного поведения.

Деловая этика не может быть сведена к прикладной этике. Выделение деловой этики как относительно самостоятельного раздела этической науки является объективным процессом, связанным, с одной стороны, с дифференциацией различных сфер профессиональной деятельности и специфики их нравственного регулирования, а с другой – внутренней органической связью этих сфер. На современном этапе развития этического знания, деловая этика (как одна из форм профессиональной этики), все больше отделяясь от общетеоретической этики не должна от нее полностью отрываться, чтобы не потерять своих корней и фундамента. Поэтому вопрос о том, какое место занимает деловая этика в системе современного этического знания, должен решаться на единой теоретической, прикладной и нормативной основе общей этики.

1.4. Предмет деловой этики, ее цели и задачи. Деловая этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи деловой этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Деловая этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Основой деловой этики является понимание труда как основополагающей нравственной ценности. Именно через отношение человека к своему труду, через его мотивацию обнаруживают себя главные нравственные качества личности.

Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Деловая этика учит следовать эталонам нравственности, принятыми за норму поведения людей в профессиональной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Деловая этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей в той или иной профессии.

Деловая этика изучает соответствие моральных норм работника деятельности и целям организации и выступает в качестве инструмента анализа и решения нравственных проблем, возникающих перед человеком в профессиональной деятельности. Современная деловая этика должна основываться на трех важных положениях: 1) в качестве изначально важного процесса выступает создание как материальных, так и духовных ценностей во всем многообразии своих форм; 2) создание этих ценностей должно рассматриваться как реализация общественно значимых целей; 3) приоритет в разрешении конфликтов в деловом мире должен отдаваться интересам межличностных отношений, уважению чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека.

Деловая этика занимается разработкой морали, ее принципов и ценностей в сфере труда с учетом специфики нравственных отношений в каждой конкретной сфере профессиональной деятельности. Профессиональные качества специалиста получают в деловой этике моральную оценку. Однако деловая мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Поэтому для понимания специфики предмета деловой этики будем исходить из того, что современные этические принципы делового поведения опираются на аксиомы мировой этической мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Итак, предметом деловой этики выступает мораль определенной профессиональной группы.

Цели и задачи деловой этики: 1) Раскрытие уровня должного деловой морали: концептуальное обоснование нравственных установок поведения людей, занятых в определенной профессии. 2) Выявление и анализ нравственного смысла профессии и разработка соответствующей этому смыслу системы ценностей, принципов и норм поведения.3) Этические кодексы как один из элементов системы саморегулирования. 4) Раскрытие уровня сущего деловой морали: анализ реальных нравственных проявлений в конкретной профессиональной деятельности, выявление причин отступления от профессиональных норм и требований.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что изучает общая этика?

ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕОРИЯ ДЕЛОВОЙ МОРАЛИ

План лекции

Иногда понятия мораль и нравственность употребляют как синонимы, но существует традиция (идущая от Гегеля) разделять их значение. Согласно этой традиции, нравственность (от слова нравы) — поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Что такое мораль и нравственность в деловой этике? Категории этики выступают ступенями познания общих закономерностей и процессов морали.

Нравы - это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийная практика поведения. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, так, что общепринятое уже не имеет статуса непререкаемого авторитета, а должно получить рациональное обоснование. Нравственность человека является условием вхождения человека в социум, оно требует оригинальности, творчества, интенсивного рационального мышления, индивидуального выбора. Но возникает вопрос о должном поведении индивида, о связи идеальных моделей поведения с насущными потребностями и интересами общества и личности. Существует ли объективный критерий добра и зла? От ответа на поставленные вопросы зависит обоснование моральной оценки поступков личности, единства морального сознания и практики.

Мораль в отличие от нравственности особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы), личностного, самостоятельного начала, с появлением свободно мыслящих личностей, способных к сознательному решению и выбору. Мораль — одно из наиболее сложных понятий, над которым бились лучшие умы, создававшие различные образы морали. Сложность с определением морали состоит в том, что такое определение не может быть простым обобщением фактов. Мораль всегда больше, чем совокупность фактов, подлежащих обобщению. Она выступает как основа систематизации этических категорий, которые находят свое проявление в индивидуальном и общественном моральном сознании той или иной эпохи. Полного соответствия этических категорий с понятиями морального сознания не существуют. Этим объясняется несовпадение морали и нравственности. Нравы могут не соответствовать требованиям категорий морали. В этом случае более обоснованно говорить о ценностной природе морали, об особенностях моральных чувств и их роли в жизненной позиции человека, а также о доброй воли или ее отсутствии как основе нравственности.

Отличие этики от этикета. При этом необходимо отличать этику от этикета. Деловой этикет, как и этика, регулируют поведение людей должным образом. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Его правила, по своей сути, не имеют моральной природы, но выражают определенные манеры поведения. Также необходимо выделить принципиальное различие морали и права. Правовые нормы имеют такие механизмы принуждения, как суд, полиция, осуществляющие наказание. Моральные нормы опираются лишь на добровольное их признание и исполнение.

Основные свойства морали

· Императивность деловой морали (от лат. Imperativus – повелительный). Нравственная норма есть всегда требование. В этом измерении деловая мораль предстает как совокупность требований, которыми должен обязательно руководствоваться человек в своей профессиональной деятельности (кодексы профессиональной чести, профессиональные этикеты).

· Обобщенный характер моральных требований. В этой особенности морали проявляется отсутствие в ее требованиях готовых решений на все жизненные проблемы. Обобщенность содержит лишь общее позитивное направление в поведении («делай добро») человека, которое каждый конкретизирует применительно к особенностям жизненной ситуации. По критерию обобщенности моральные нормы отличаются: а) от обычая, который регламентирует все детали поведения; б) от права, которое стремиться сформулировать свои статьи предельно четко и строго.

· Личностная форма моральных требований, т. е. их обращенность к самой личности. Моральные нормы приобретают социальную значимость лишь в том случае, если они становятся собственным убеждением человека. Эта особенность деловой морали находит свое выражение в личностном самоопределении человека. В этом случае индивид не просто овладевает профессией, но и поднимается над ней, осваивая новые социальные роли, когда окружающие его считают хорошим инженером, врачом, педагогом и уважаемым человеком – высоконравственной личностью.

· Всеобщность и универсальность морали как онтологическая характеристика морали, выражается в ее требованиях, адресованных всем, не ограниченных рамками данного сообщества и данной культуры. Нет таких явлений в жизни человека, которые не выступали бы объектом моральной оценки. Мораль включена во все сферы жизни человека и общества. Это свойство морали также отличает ее от обычая и права, которые регулируют не все, а лишь определенные сферы деятельности человека. Данное качество морали наиболее полно раскрыто Кантом в его учении о категорическом императиве.

В чем же специфика проявления универсальности деловой морали? Прежде всего в ее существовании во всех видах межличностных отношений и практике взаимодействия людей любой профессии. Определение своего места в мире профессий, раскрытие личностного потенциала для достижения вершин профессионализма невозможно без развития профессионально важных нравственных качеств. Системообразующим фактором этого процесса выступает такая важная нравственная ценность, как добро. В зависимости от того, насколько она связана с процессом профессионального становления личности, с ее интересом и склонностью к профессии, формируется ответственность личности за свое профессиональное становление и утверждение собственной позиции в мире профессий.

Антиномии морали

Кроме перечисленных простых свойств морали, существуют и противоречивые ее особенности (антиномии). Антиномии (в логике) – это такое противоречие между суждениями, каждое из которых может быть логически доказано. Антиномии в морали – это противоречивые ее свойства, каждое из которых имеет большую вероятность быть обоснованным.

· Антиномия добра и зла. Деловая мораль представляет собой сферу наиболее обобщенного выражения положительной и отрицательной значимости явлений в их связи с профессиональными интересами людей. Добро и зло взаимоопределяют друг друга, и вся профессиональная деятельность человека может рассматриваться сквозь призму непрерывного выбора между тем и другим началом. Через призму добра и зла осуществляется оценка мотивов, поступков, профессиональных качеств человека, а также различных деловых ситуаций в деятельности организации. С помощью данных категорий раскрывается нравственная ценность человеческих поступков и выраженных в поведении деловых отношений. В деловом общении люди опираются на представления о добре и зле, выработанные общественным мнением и подкрепленные социальным опытом.

· Антиномия должного и сущего. Сущее как фактическое положение дел не совпадает с должным как нравственно-идеальным бытием. Это несовпадение является имманентным свойством морали, без него она не существует. Этика как теория морали и нравственности исходит из фундаментального различия сущего и должного. Как должное мораль и нравственность включают в себя требования, подлежащие исполнению. Выражая связь с профессией, мораль приобретает практический характер. Это есть сфера сущего в морали. Именно в форме конкретного поведения людей мораль функционирует в их профессиональной деятельности, обнаруживая себя через определенные сочетания их деловых качеств. Однако должное не может быть полностью исключено из делового поведения. Мораль - это не просто то, что есть, она есть и то, что должно быть. Данное противоречие выступает основой стремления человека к восстановлению единства (а не абсолютного тождества) должного и сущего

· Антиномия нравственной необходимости и свободы. Мораль опирается на свободную волю человека, на способность личности к свободному выбору и самоопределению. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, человек самостоятельно делает выбор своего поведения, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Свободная воля является безусловным основанием и пространством деловой морали. Особо подчеркнем мысль о том, что моральная свобода выборов мотивов и поступков не является свободой от ответственности за выполнение профессиональных норм и требований.

· Антиномия личных и общественных интересов. Мораль, согласно А.А.Гусейнову, есть общественная форма отношений между людьми. Посредником любого нравственного отношения между людьми выступают другие люди, от отдельного индивида до человечества как такового. Нормы морали побуждают, обязывают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности» они определяют для человека сферу запретного поведения. Цель регуляции морали – это разрешение противоречий между социальным и индивидуальным бытием человека. Мораль обеспечивает единство должного как социального поведения индивида и его сущего как индивидуального поведения. В морали в первую очередь выделяется ее направленность на единение людей. Ценностным центром морали выступает идеал единства и потребность каждого человека реализовывать в своем поведении содержание этого идеала.

Основные функции морали

Для понимания природы морали важную роль играет выявление основных функций, которые она выполняет:

· Оценочная функция (эта функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и т.д.).

Специфика оценочной функции морали в том, что: а) оценка производится через призму основных понятий морального сознания: добро и зло, честь и достоинство, совесть, долг и др.; б) оценка осуществляется через сопоставление сущего с должным: в) универсальный характер моральных оценок для всех действий человека (чего нельзя сказать, например, о праве, политики; г) моральные оценки опираются на убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

· Познавательная функция, которая тесным образом связана с моральной оценкой: когда мы оцениваем свои собственные и чужие поступки сквозь призму добра и зла, мы получаем определенные знания о себе и других людях. Однако познавательная функция морали реализуется несколько иначе, нежели познание в науке: в ней большую роль играют чувства, вера, интуиция, нежели разум. Если человек не различает добро и зло, то он становится не способным оценивать результаты решения моральных проблем, с которыми он сталкивается по критерию добра, блага. Отсутствие у человека представлений о добродетелях не позволяет ему в полной мере идентифицировать себя с высоконравственными личностями.

В связи с этим возникает проблема истины в этике, решение которой связано с коренными вопросами теории морали. Моральные нормы имеют двойственный характер: они несут определенную информацию о сфере нравственных отношений. Главное их назначение – не в описании явления, а в предписании должного поведения, его соответствия добру. Поэтому моральные нормы не могут быть проверены путем обычного сопоставления с реальными фактами. Истина и добро характеризуют различные функции моральных норм и не должны противопоставляться друг другу. Добро и как положительная оценка сущего, и как нравственный образец, как требование должного порождает моральную истину. Таким образом, познавательный момент в морали подчинен ее оценочной функции.

· Мировоззренческая функция. Ядром морали выступает отношение человека к миру, а именно: оценка мира дается не просто как объективно существующей реальности, а в связи с человеком и его местом в мире. Необходимо отметить, что далеко не все в моральном сознании относится к мировоззрению, так как оно предполагает понятийно-осознанный взгляд человека на мир, его обобщенную оценку и самооценку. Гораздо ближе к мировоззренческому уровню морали находится мировосприятие и миропонмание. Это обусловлено тем, что в мировосприятии преобладает роль нравственных чувств, которые не выходят за рамки непосредственного опыта индивида. Миропонимание основывается на опыте других людей, усиливая временное восприятие жизни через переживание ее смысла.

· Воспитательная функция. Основное содержание этой функции определяет идея самосовершенствования и нравственного развития личности. Человек –существо самосозидающее, он сам является строителем своего нравственного бытия. С помощью морали человек имеет возможность свободного выбора значимых для себя и других ценностей для формирования в структуре своей личности добродетелей. Как подчеркивал Аристотель, добродетели существуют в нас не от природы, и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, они воспитываются. [Аристотель, Сочинения, т.1.с. 78].

· Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций. Отметим, в чем заключается специфика данной функции. Во-первых мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике. Во=вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования в четком следовании нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека.

Вывод. Следует отметить, что выделение определённых функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т. д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие её воздействия не только на нахождение глубокого смысла своей профессии, но и жизни в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

ЛЕКЦИЯ 3

СТРУКТУРА МОРАЛИ

План лекции.

3.1. Моральное сознание и его компоненты: рациональный, эмоциональный, волевой.

3.2. Понятийная структура морального сознания: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство.

3.3. Нормативная структура морального сознания: требования, правила поведения (этикет), нормы, принципы, идеалы.

3.4. Нравственная деятельность. Структура нравственного поступка.

3.5. Нравственные отношения и их специфика.

Вступление. Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним ещё и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам. В целом в структуре морального сознания можно выделить большое число содержательных элементов. Таковыми могут выступать нравственные ценности и идеалы; представления о нравственности, морали, о конкретных нравственных нормах и т.д.; отношение к себе как субъекту этических отношений; нравственные стратегии дичности; нравственная оценка различных социальных явлений и т.д. В этой связи перед нами стояла задача – перейти от разрозненного изучения нравственных феноменов морального сознания к их структуре. Этим объясняется постановка соответствующих вопросов, посвященных структуре морального сознания в тексте лекции.

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Эмоциональный компонент морального сознания включает совокупность нравственных переживаний человека. Эмоции окрашивают всю жизнедеятельность человека. Специфика нравственных чувств заключается в их направленности на свой специфический объект – межличностные отношения. Эти чувства формируются во взаимном общении людей. В нравственных чувствах происходит переживание соответствия или несоответствия поступка, ситуации нормам морали. Ядром нравственных эмоций являются чувства совести, долга, достоинства, чести. Нравственные чувства формируются под влиянием осознанных моральных установок социальной среды, с которой активно взаимодействует личность. Поэтому нравственные чувства не могут возникать на досознательном уровне. В чувствах концентрируется нравственный опыт человека. Благодаря стимулирующей функции нравственных чувств наши намерения превращаются в конкретные поступки.

Эмоциональное отношение к людям, способность к сопереживанию выступает механизмом нравственной регуляции поведения, способствует усвоению норм морали. Нравственные чувства входят в моральные качества личности. Они позволяют человеку не только понять мотивы других людей, но и сопереживать им эмоционально. Нравственные чувства вызывают идентификацию с другой личностью, ее радостями и страданиями. Одна из причин безнравственности отсутствие эмпатии, способности поставить себя на место другого. Однако недостаточно рассматривать только эмпатию, способность к сопереживаю как одно из условий усвоения человеком принципов морали. Необходим учет всех компонентов эмоционального интеллекта: и понимания чужих эмоций, и способности контролировать свои эмоции и т.п. Отсутствие самоконтроля, даже при развитом чувстве эмпатии, не обеспечивает нравственное поведение личности. Поэтому особая роль в детерминации нравственного сознания принадлежит волевым качествам личности.

Волевой компонент морального сознания, благодаря которому нравственный мотив реализуется в действии вопреки давлению объективных обстоятельств. Обоснованием этого тезиса является понимание воли как способности к саморегуляции, что делает человека свободным от внутренних и внешних препятствий при достижении поставленной цели. Индивид благодаря воле способен тормозить пробуждение мотивов и осуществление поступков, противоречащих его представлению о должном, его системе нравственных ценностей.

Существует взаимосвязь между моральными и волевыми качествами. С одной стороны, воля вводит в жизнь человека нравственное измерение. С другой, нравственные качества способствуют проявлению силы воли. Однако сама по себе сила воли не делает поведение нравственным (или безнравственным). Главное здесь в том, что нравственной оценке в волевом поведении подлежит его мотив, а не проявление волевого усилия. (Ильин, 2009).

Таким образом, воля и эмоции являются обязательными компонентами морального сознания. Однако они нередко действуют в противоположных направлениях. Так, в некоторых случаях возникающие эмоции оказывают на поведение дезорганизующее влияние, тогда воля выступает в роли регулятора, компенсируя последствия возникшей эмоции. В других случаях эмоции стимулируют деятельность в такой степени, что проявление воли становится не нужным.

В самой же нравственной деятельности человек выступает как активный носитель и «проводник» нравственных норм и ценностей, что наиболее ярко проявляется в моральном поступке. Чтобы это понять, раскроем его структуру.

Структура нравственного поступка. Элементарной «клеточкой» морального поведения выступает поступок. Это практическое бытие морали. В соответствии с критериями моральности поступком является действие, совершаемое по доброй воле, по внутреннему побуждению. В качестве его мотива выступает долг, совесть, чувство собственного достоинства и другие собственно моральные феномены. Этическая концепция ценности поступка связана с его структурой, которая состоит из взаимодействия следующих компонентов: 1) замысел (намерение или постановка цели); 2) мотивация (внутренне обоснование замысла); 3) выбор (поиск адекватных намеченных цели средств: 4) принятие решения (готовность реализовать замысел); 5) моральное деяние (собственно поступок) и степень свободного волеизъявления человека (без свободы нет морального измерения в поступке); 6) объективная результативность и ценность поступка; 7) оценка поступка и самооценка. Главное здесь в том, что поступок не есть единичный акт поведения. Возможность к положительному поступку готовится всей линией поведения человека, общим уровнем нравственного развития личности. Специфика моральной оценки поступка в том, что она должна быть системной, т.е. оценивать поступок в единстве всех его структурных компонентов: мотивы, средства для достижения целей, степень проявления свободной воли и ответственности за ее последствия.


3.5. Нравственные отношения

Актуальными в настоящее время являются вопросы нравственной регуляции различных видов взаимоотношений. В современной науке различают: 1) деловые, функциональные отношения; 2) личные, индивидуальные привязанности: а) товарищество, обусловленные принадлежностью к одному и тому же коллективу; б) дружба, основанная на индивидуальном выборе и личной взаимной симпатии. Деловые отношения подчинены достижению внеиндивидуальной цели – производственной, учебной и т.д. Эти отношения регулируются кодексами деловой этики. Дружба также регулируется определенной системой нравственных правил. Однако ей присуща идея исключительности в признании индивидуальных качеств личности, допускается возможность нарушения и превышения некоторых общепринятых нравственных норм и правил в деловых отношениях.

Мораль существует не только в форме сознания и деятельности, но и в форме отношений человека к другим людям, к обществу в целом и к самому себе.. Нравственное отношение, как отмечает В.Н.Сагатовский, «означает, что есть добро и как его творить». Нравственные отношения относятся к особому виду социальных отношений. В качестве субъектов этих отношений могут выступать и общности, социальные группы, организации, поскольку они активно проявляют себя в моральной жизни общества. Однако непосредственным субъектом нравственных отношений является личность.

Во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, прежде всего добро и зло. Эти процессы особо значимы в сфере отношений между людьми, в которых нравственным факторам принадлежит главная регуляторная роль.

Во-вторых, нравств

Наши рекомендации