Отметьте, какие из слов являются многозначными, объясните их возможные значения.

Например: Лирика. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания . 2. Перен. То же, что лиризм.

Подберите к каждому слову несколько синонимов (не менее двух).

Например: храбрый – смелый, отважный, бесстрашный.

Объясните значения слов-паронимов.

Например: эффектный (впечатляющий) – эффективный (действенный).

Подберите к словам несколько антонимов, дополняя, если нужно, контекстом.

Например: чистый – грязный, спертый (дыхание), топорный (работа).

Объясните значения иноязычных слов и составьте со словами предложения.

Например: Превалировать – преобладать, иметь перевес. В его решениях превалируют интересы дела.

Объясните значения фразеологических выражений, составьте с каждым из них предложение.

Например: Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место кого-нибудь. Самолюбие всегда было его ахиллесовой пятой.

Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

Например: Он имел в значении общеизвестный факт. – Он имел в виду общеизвестный факт.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно выделить графически.

Найдите ошибки, обусловленные нарушением лексических норм, исправьте предложения.

Например: На месте преступления остались следы пальцев рук человека. – На месте преступления остались отпечатки пальцев. / На месте преступления остались следы пальцев рук.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно выделить графически.

ЧАСТЬ 5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

В данном блоке предлагается сделать комплексный стилистический анализ текста по плану:

1. Цель создания текста.

2. Вид речи.

3. Форма речи.

4. Языковые особенности (лексический, морфологический, синтаксический уровни языка).

5. Вывод о стилевой принадлежности текста.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

«НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

ВАРИАНТ 1

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Агония, звонит, исчерпать, балуешь, облегчить, пролила, бензопровод, досуг, вероисповедание, давнишний, вечеря, дефис, подключат, христианин, щавель, новорожденный, включит, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, фетиш, факсимиле, ходатайство.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Взади себя он увидел строящееся здание.

2) Трудолюбимый человек никогда не скучает и не сидит без дела.

3) Варя всегда учтительно относилась к окружающим.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Доцент, якут, тапка, кеды, комментарий, джинсы, туфля, румын, гольфы, мандарин, грузин, ботинки, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, плащ-палатка, торнадо, раздумья.

Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Моль, ранчо, миледи, домище, портфолио, канифоль, авеню, алоэ, болеро, жалюзи, Сочи, колибри, барокко, баррель, салями, портье, тюль, невежа, ООН.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Сто пятьдесят три, двести восемьдесят пять, шестьсот семьдесят три.

Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

2) Ихний дом стоял на краю обрыва.

3) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

4) Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

5) Базаров с гордостью заявляет, что мой дед ещё землю пахал.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Объясните значения омографов, составьте с ними словосочетания.

Атлас – атлАс, бЕлки – белкИ, вИдение – видЕние, брОня – бронЯ, Ирис – ирИс, клУбы – клубЫ, Уже – ужЕ.

Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Аккредитив, инвестиция, атавизм, облигация, рентабельность, патент, легальный.

Наши рекомендации