Физическая культура как одна из форм общей культуры человеческого общества

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра физического воспитания и спорта

Е.Д. Грязева

Канд. тех. наук, доцент Тульского государственного университета

В.Н. Егоров

Канд. пед. наук, профессор Тульского государственного университета

А.Н. Лотарев

Канд. пед. наук, доцент Тульского государственного университета

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

Физическая культура

Для всех направлений и профилей подготовки

Квалификация (степень) выпускника: бакалавриат,

специалитет

Форма обучения:очная

Тула 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры физического воспитания и спорта факультета физической культуры, спорта и туризма

протокол № 5 от « 5 » мая 2011 г.

Зав. кафедрой Е.Д. Грязева

Содержание

Лекция 1. 4

Тема: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. 4

Лекция 2. 23

Тема: Социально-биологические основы физической культуры.. 23

Лекция 3. 51

Тема: Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. 51

Тема: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. 61

Лекция 4. 67

Тема: Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. 67

Лекция 5. 97

Тема: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 97

Тема: Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. 104

Тема: Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений. 115

Лекция 6. 127

Тема: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом 127

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. 139

Тема: Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. 149

Библиографический список.. 154

Лекция 1.

Тема: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

План:

1 Физическая культура как одна из форм общей культуры человеческого общества.

2. Индивидуальные ценности физической культуры и процессы, связанные с их приобретением.

3. Основные виды, разновидности и функциональные особенности физической культуры.

4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

5. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Физическая культура как одна из форм общей культуры человеческого общества

Понятие «культура» (от лат. cultura – воспитание, образование, развитие почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (А.М. Прохоров, 1980).

Для более углубленного понимания сущности культуры необходимо выделить ее наиболее характерные черты: во-первых, культура – это формирование человеком в процессе своего физического развития определенного стиля поведения путем усвоения разнообразных культурных ценностей. Данный фактор является решающим в отличии человека от животных.

Общую культуру личности определяют ряд признаков:

а) качество и разнообразие знаний, умений и навыков;

б) степень самосознания и самовоспитания;

в) степень взаимосвязи индивидуального и общественного в сознании человека;

г) характер отношения к людям, к окружающей природной и культурной среде.

Совокупность данных признаков определяет уровень общей культуры личности, способности быть творцом культуры. Во-вторых, культура – это процесс передачи накопленного опыта, арсенала знаний, умений, навыков по специфическим каналам в ходе исторического развития общества. В-третьих, культура – это совокупность определенных ценностей, которые принимаются, по крайней мере, большинством человеческого общества.

В процессе исторического развития общества сложились три тесно взаимосвязанные формы культуры: материальная, духовная и физическая.

Материальная культура общества – это созданная всеми разновидностями труда человека окружающая его искусственная среда. К ее ценностям можно отнести здания, сооружения, инструменты, оборудование, транспорт, связь, различные технологии, сорта культурных растений, породы домашних животных и др.

Духовную культуру общества олицетворяют такие ценности как экологическая, профессиональная, религиозная и другие виды морали и этики; гуманитарные, естественнонаучные, информационные и другие позитивные научные знания о мире; эстетически направленная культура в виде художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, радио, телевидения и др. Эта форма общественной культуры проявляется в понимании человеком не только всей совокупности культурных ценностей, но и знании правил совместной жизнедеятельности, которые при систематическом выполнении становятся привычками социального поведения.

Физическая культура общества сформировалась в результате продолжительной деятельности человека в этой сфере. Ее ценностями являются:

· теоретико-методические научные знания о закономерностях психофизического совершенствования человека;

· основные (различные по форме и содержанию физические упражнения) и вспомогательные средства (оздоровительные силы природы: солнце, воздух и вода, а также совокупность гигиенических факторов);

· направления применения перечисленных знаний и средств в рамках различных видов и разновидностей физической культуры;

· позитивные показатели, характеризующие степень сформированности физической культуры людей: общий уровень психофизических кондиций, уровень спортивных достижений, размах спортивных зрелищ и т.п.

Как уже говорилось ранее, все три формы общественной культуры имеют тесную взаимосвязь, в том числе по степени тождества, составляющих их элементов. Так, отдельные элементы материальной культуры: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь, средства информации, приборы для нужд спортивной науки, являются неотъемлемой частью физической культуры. Взаимной основой духовной и физической культур являются важнейшие культурные ценности: научные знания, практические умения и навыки, этические привычки, эстетические вкусы и многое другое, что составляет общую культуру человека. Кроме того, степень успехов и достижений человека в сфере физической культуры зависят главным образом от него самого, поэтому процесс занятий физическими упражнениями вырабатывает в нем самостоятельность, инициативность, собранность, уверенность в своих силах, дисциплинированность и др. Важно, что эти личностные качества переносятся на все другие виды деятельности человека, становясь основой его духовной сферы. Такому человеку значительно легче справляться с возникающими кризисными ситуациями, достигать намеченных жизненных целей. Поэтому справедливо утверждение, что физическая культура преобразует как телесную, так и духовную сферы личности. И чем совершеннее становиться человек, тем выше поднимается уровень культуры общества в целом.

Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий. В истории человеческого общества не существовало времен и народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью.

Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой.

В период капитализма физическая культура была поставлена правящим классом на службу укрепления основ своего политического господства.

В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

В условиях современного общества физической культуре принадлежит ведущая роль в совершенствовании человеческих способностей. В процессе занятий физической культурой осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных умений и навыков, формируются основы здорового образа жизни. Систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем.

Наши рекомендации