Практическое занятие №7 Технологии и методики обучения в специальном образовании. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Технологии и методики обучения в специальном образовании, формирование практических умений использования современных технологий и методик обученияпри построении коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с помощью современных технологий и методик обучения; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу, использовать особенности приемов и методов формирования детской деятельности, как важных компенсаторных средств развития детей с ОВЗ.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:технология, метод, методика,обучение, воспитание
Методические материалы:раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации, таблицы, памятки.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1 Понятия технология, методы обучения, методы воспитания
2 Специальная образовательная технология
3 Специфика методов обучения детей с отклонениями в развитии
4 Особенности применения методов воспитания
5 Факторы отбора и применения методов обучения и воспитания
6 Современные технологиии методики обучения в специальном образовании
Вопросы для обсуждения
1. Что такое «специальная образовательная технология»?
2. Дайте содержательную характеристику понятиям: методы обучения, методы воспитания
3. В чем состоит специфика отбора и комбинации методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии?
4. Каким методам отдается преимущество в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста? Почему?
5. Охарактеризуйте современные технологиии методики обучения в специальном образовании
СРС
1 Составить таблицу
«Традиционные и инновационные технологии и методики обучения в специальном образовании».
Название технологии/методики | Описание | Возможности применения в СОУ (I-VIII вида) |
Традиционные технологии и методики | ||
Инновационные технологии и методики |
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в таблице.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
- Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
- Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
5. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
6. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.
8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
9. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
10. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
11. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
12. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
13. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
15. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie