Практическое занятие №8 Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. (2 часа)

Цель: теоретическое освоение темы: Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении, формирование практических умений использования и анализа современных форм, средствобучения и воспитания в соответствии с направленностью педагогического процесса в СОУ

Задачи:

- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с помощью современных форм и средствобучения и воспитания в соответствии с направленностью учебно-воспитательного процесса; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия:формы обучения и воспитания, средства УВП, направленность УВП

Методические материалы:наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1Определение понятий: формы УВП , средства УВП, направленность УВП

2 Направленность УВП в специальном образовательном учреждении

3 Индивидуальная форма обучения и воспитания: особенности ее применения в УВП специального образовательного учреждения

4 Индивидуально-групповая форма обучения и воспитания: особенности ее применения в УВП специального образовательного учреждения

5 Групповая форма обучения и воспитания: особенности ее применения в УВП специального образовательного учреждения

6 Классно-урочная система, ее особенности в специальной школе

7 Принципы отбора средств

8 Средства УВП в специальном образовательном учреждении

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте понятия формы УВП , средства УВП, направленность УВП

1. В каких случаях в специальном образовании предусмотрена индивидуальная

форма обучения?

2. Каковы возможности индивидуально-групповой формы работы?

З. Чем отличается урок в специальной школе от урока в массовой

общеобразовательной школе?

4. Каковы принципы отбора средств обучения в специальном образовании?

5. Охарактеризуйте язык как средство обучения детей с особыми образовательными потребностями.

6. Каковы возможности искусства как средства коррекции и развития?

7. Каково место наглядных средств в специальном образовании?

8. Дайте характеристику основным группам технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.

СРС

1 Сделать презентацию по теме занятия.

Рекомендуемые темы:

· Возможности искусства как средства коррекции и развития

· Технические средства обучения и компенсации

· Наглядные средства в специальном образовании

· Технические средства обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде презентации.

Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
  2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
  3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
  4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

Б) дополнительная

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.

4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.

5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.

6. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996

7. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.

8. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. — 1994. — №6

9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.

10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

11. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.

12. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.

13. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

14. Психолого-педагогическая диагностика/Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.

15. Руленкова Л.Н. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода: Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. — М., 1999.

16. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.

17. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.

18.Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie

Наши рекомендации