III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 8).
– Познакомимся с новой сказкой про сороку и рака.
а) Чтение по цепочке (коммуникативные УУД).
– А вот и знакомая сорока прилетела послушать сказку.
б) Чтение сказки в парах по абзацам.
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
– Кажется, у сороки голова идет кругом. Интересно, почему? А вы догадались? Посмотрите на иллюстрацию (с. 8). (Сюжет сказки движется по кругу.)
в) Работа по вопросам учебника.
Познавательные УУД:логические–установление причинно-следственных связеймежду наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.
– Объясните, почему докучные сказки легко запомнить? (Элемент сказки повторяется, поэтому ее легко запомнить; сюжет сказки движется по кругу – это делает сказку бесконечной.)
– Старший репей просит Машу и Мишу рассказать сказку. Но ребята растерялись, они не знают законов докучной сказки. Как раз вовремя появился ученый кот (иллюстрация). Он достал из Ручья сюрпризов законы докучной сказки. Вот они. Давайте их расшифруем.
1. Знак «Сюжет сказки движется по кругу».
2. Знак «Элементы сказки повторяются».
3. Знак «Сказка бесконечная».
– Если Маша и Миша будут соблюдать все законы, то...
Репей шипы свои выставил колкие,
Шипы у него, как иголки.
Мы шипов его избежим,
Докучной сказкой репей усыпим.
Физкультминутка
Я НА СКРИПОЧКЕ ИГРАЮ
Я на скрипочке играю –
Тили-тили-тили.
(Ученики имитируют игру на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке –
Тили-тили-тили.
(Прыжки на месте.)
Повторить 2–3 раза.
– Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?
2. Работа по учебнику (с. 9).
Личностные УУД: самоопределение – выполнение задания, ориентирующего на оказание помощи сквозным героям Маше и Мише в сочинении сказки.
а)Работа в парах (коммуникативные УУД).
– Кто поможет Маше сочинить докучную сказку?
– Назовите главных героев сказки. (Белочка и Дятел.)
– Чем занимается Белочка? (Сидит на сосне и щелкает орешки.)
– Что делает Дятел? (Дятел долбит ствол сосны.)
Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями.
– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 9). Опираясь на рисунок, который у Маши, сочините свою докучную сказку.
б) Чтение сказки по ролям (коммуникативные УУД).
Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки.
Например:
– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк-щелк.
– Дятел долбит ствол сосны: тук-тук.
– Белочка щелкает: щелк-щелк, щелк-щелк.
– Дятел все долбит: тук-тук, тук-тук... И так без конца!
в) Работа в парах.
– Рассмотрите рисунок, который у Миши, помогите ему сочинить сказочку.
– Назовите главных героев сказки. (Медведь и Пчела.)
– Что делает Медведь? (Медведь лезет по липе за медом.)
– Что делает Пчела? (Пчела жужжит и отгоняет его от дупла.)
– Составьте докучную сказочку.
г) Чтение сказки по ролям (коммуникативные УУД).
Например:
– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.
– А Пчела жужжит и отгоняет: вж-ж, вж-ж.
– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.
– А Пчела жужжит.
– Медведь лезет: выше, выше.
– А Пчела жужжит, жужжит: вж-ж, вж-ж. И так без конца!
Назовите части в докучной сказке, составленной Мишей. (1-я часть со слов «Медведь...», 2-я часть – «И так без конца!».)
3. Работа по тетради (с. 6, № 4).
– Что объединяет ваши рисунки? (Все картинки расположены по кругу и повторяются.)
IV. Обобщение изученного.
Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.
– Репейники остались довольны Машей и Мишей и вашей работой, ребята. Родник сюрпризов заслушался докучными сказками так, что перепутал слоги в словах, которые хотел вам сказать.
ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ
Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй дороги, дети.)
Ветра нет, уснул лесок.
Шепот, шелест наших ног.
Шорох листьев по коре.
Тихо в теплом сентябре.
Хрустнет ветка под ногой –
Улыбнемся мы с тобой
И отправимся домой.
Маша считает, что репейники многому нас научили. Кто согласен с Машей? Чему мы научились? Что узнали?