Практическое занятие №12 Современные технологии обучения в специальном образовательном учреждении (СОУ). Методы и приемы оценивания педагогической деятельности. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Современные технологии обучения в специальном образовательном учреждении (СОУ). Методы и приемы оценивания педагогической деятельности; формирование практических умений моделирования организации УВП вспециальном образовательном учреждении с использованием современных технологий обучения, формирование практических умений анализа и оценки педагогической деятельности.
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с с использованием современных технологий обучения в соответствии с направленностью учебно-воспитательного процесса; формирование практических умений анализа и оценки педагогической деятельности; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:технология, мультимедия, информационные технологии, электронный образовательный ресурс,
Методические материалы:наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям презентации, схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1 Обзор определений понятий «педагогическая технология», «образовательная технология»
2 Основные качества современных педагогических технологий.
3 Научные основы педагогических технологий.
4 Классификации педагогических технологий
5 Конкретные «образовательные технологии»
· «Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
· Метод case study ("разбор конкретных ситуаций”)
· Метод проектов
· Информационные технологии и ЭОР
· Технология метода обучения в сотрудничестве.
· Инновационная технология саморазвития личности.
· Здоровьесберегающие технологии
· Проблемное обучение, групповая работа, учебный диалог
6 Методы и приемы оценивания педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения
1 Дайте содержательную характеристику понятию «педагогическая технология», «образовательная технология»
2 Научные основы педагогических технологий
3 По каким основаниям классифицируются педагогические технологии? лассификации педагогических технологий
4 Опишите приведенные выше педагогические технологии, обоснуйте необходимость их использованияв специальном образовательном учреждении.
5 Охарактеризуйте известные вам методы и приемы оценивания педагогической деятельности.
СРС
1 Сделать обзор понятия педагогическая технология по книге: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2 Провести оценивание педагогической деятельности педагога
Схемы анализа: Немов Н. В. Школа достижений: начало пути к успеху / Н. В. Немов; под ред. М. А. Ушаковой. М., 2002.
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам провести оценивание педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
6. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
7. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.
9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
11. Немов Н. В. Школа достижений: начало пути к успеху / Н. В. Немов; под ред. М. А. Ушаковой. М., 2002.
12. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
13. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
14. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
15. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
16. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
17. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie
18. Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/587844/
Раздел 3
Практическое занятие №13 Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска». (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска», формирование практических умений моделирования взаимодействия с системой Медико-социально-педагогического патронажа в целях оказания ранней комплексной помощидетям группы «риска»
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать взаимодействие с системой Медико-социально-педагогического патронажа в целях оказания ранней комплексной помощидетям группы «риска»; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу