Тема №59. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений.
2. Цель: формирование понятия об особенностях структуры предложений. Рассказать об особенностях точной речи, точности словоупотребления.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
-особенности структуры предложений
Студент должен уметь:
-выявлять особенности точной речи, точночть словоупотребления
4. Основные вопросы темы:
1. Точность речи. Точность словоупотребления.
2. Роль предложения в тексте. Правильное построение предложений.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.Таким образом, точность речи определяется: - знанием предмета,- логикой мышления,- умением выбирать нужные слова.Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:- употребление слов в несвойственном им значении;- не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;- смешение паронимов, омонимов.Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:— (на катере) Вы на следующей пристани ...?— (на электричке) Вы на следующей станции ...?— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке ...?Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходится сходить по ступенькам. Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.5. Методы обучения и преподавания:работа с текстом,работа в малых группах, деловая игра, ситуационная задача
1. Работа с текстом.Прочитайте текст.С помощью каких предложений достигается точность речи.
Гайморит (highmoritis; анат. sinus Highmori гайморова пазуха + -itis; синоним верхнечелюстной синусит) — воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной (гайморовой) пазухи. Различают острый и хронический гайморит. У детей чаще встречается острый гайморит.
Одонтогенный гайморит. Возникновение одонтогенного гайморита может быть объяснено анатомической близостью дна верхнечелюстной пазухи (нижней ее стенки) к верхушкам корней зубов верхней челюсти. Так, корень второго малого коренного и корни первого и второго больших коренных зубов отделены от дна верхнечелюстной пазухи тонким слоем костной ткани. Иногда дно верхнечелюстной пазухи граничит с корнями третьего большого коренного, а спереди — с корнями первого малого коренного зуба и даже клыка. Корни указанных зубов могут выстоять в пазуху, отделяясь от ее полости только надкостницей и слизистой оболочкой. Воспалительные процессы в области верхушек корней этих зубов могут распространяться и на слизистую оболочку верхнечелюстной пазухи. Прорыв гноя в верхнечелюстную пазуху возможен и при нагноении зубной кисты верхней челюсти. Воспалительные процессы вокруг ретенированных зубов, а также остатки корней зубов могут служить источником инфекции. Нередко одонтогенный гайморит развивается в результате перфорации дна верхнечелюстной пазухи во время удаления зуба (так называемый перфоративный гайморит). Иногда перфорация может сопровождаться проталкиванием зуба или его корня в верхнечелюстную пазуху. Клиническая картина одонтогенных гайморитов без сообщения верхнечелюстной пазухи с полостью рта мало чем отличается от риногенных гайморитов. Одонтогенный гайморит нередко может сопровождаться острой зубной болью, чаще во втором малом и первом большом коренных зубах верхней челюсти, что приводит к ошибочному диагнозу и неоправданным вмешательствам, вплоть до удаления зуба. При наличии свищевого хода больные обычно жалуются на то, что жидкая пища при нормальном положении головы попадает в полость носа.Диагноз одонтогенного гайморита ставят на основании анамнестических данных, осмотра, риноскопии, рентгенографии.Лечение острого и хронического одонтогенного гайморита без нарушения целости дна верхнечелюстной пазухи не отличается от лечения риногенного гайморита. Проводится при участии стоматолога. При перфоративном процессе показано оперативное вмешательство (пластика свищевого хода). Профилактика одонтогенного гайморита основана на своевременной санации полости рта.
Задания к текту. Выпишите медицинскую терминологию. Переведите на родной язык.
2. Работа в малых группах. Задание 1.Составить предложения на медицинские термины.
Задание 2.Напишите текст о будущей специальности.
Задание 3.Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета его семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетаемости и др.). Исправьте, где это необходимо, предложения.
Образец. Импорт этой страны составляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве. Здесь нарушение семантической сочетаемости из-за смешения слов импорт (‘ввоз товара’) – экспорт (‘вывоз товара’). Правильно: Экспорт этой страны
1. В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный. 2. Он стоически сопротивлялся ударам судьбы. 3. Глупый это обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то. 4. Строительство кинотеатра, начатое в мае, форсируется усиленными темпами. 5. Гринев – полный контраст Швабрину. 6. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. 7. Речь многих студентов конспективна. 8. Удобрения были вовремя транспортированы на поля. 9. Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания. 10. Этим летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Москву.
Задание 4.Определите стилистическую функцию, в которой выступают слова-паразиты в художественных текстах.
1. Этот мальчик с первого раза, так ска-ть, произвел на меня большое впечатление. В любые, самые элементарные композиции, так ска-ть, он умудрялся внести что-то свое… Я твердо знаю, так ска-ть, что человек способенна открытие нового только тогда, когда он в совершенстве знает старое. И я постоянно с ним бился, доказывая это, а он все время внутренне, так ска-ть, ну, как бы… усмехался. 2. – А на дворе, где я приставал в городе-то, слышь ты, - отвечал мужик, - с пошты приходили два раза спрашивать, нет ли обломовскихмужиков; письмо, слышь, к барину есть. 3. Он, в общем конечно, понимал, что старуха – тоже человек. В общем, долго мучился угрызениями совести… Ну, в общем, пришел он к ней и говорит… 4. Это, на прошлом собрании мы, это, уже говорили на эту тему. Так зачем, это, еще раз, это, все обсуждать?
Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, содержащийся в его названии. С помощью каких слов достигается точность речи? Как они называются? Составьте глоссарий терминов из текста.