Характеристика учреждений высшего образования Гомельского региона Республики Беларусь
Учреждение высшего образования (далее – УВО) реализует образовательные программы высшего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательные программы послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, и взрослых.
Видами УВО являются классический университет, профильный университет (академия, консерватория), институт, высший колледж.
Например, в Гомельском регионе находятся 8 УВО, которые осуществляют подготовку кадров для различных отраслей народного хозяйства республики Беларусь. К ним относятся:
Белорусский государственный университет транспорта (http://www.belsut.gomel.by).
Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого (http://www.gstu.by).
Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины (http://www.gsu.by).
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (http://www.i-bteu.by).
Гомельский государственный медицинский университет (http://www.gsmu.by).
Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь (http://gii.by).
Гомельский филиал Международного университета "МИТСО" (http://www.gomel.mitso.by).
Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина (http://www.mspu.by).
Основными структурными подразделениями, обеспечивающими осуществление учреждением ВО образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, являются институт без права юридического лица, факультет, кафедра, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), учебно-методическое управление (часть, отдел).
Непосредственное руководство учреждением ВО осуществляет его руководитель (ректор, начальник). Руководитель государственного учреждения ВО назначается на должность и освобождается от должности в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а руководитель частного учреждения – назначается на должность и освобождается от должности министром образования Республики Беларусь по представлению учредителя.
Непосредственное руководство институтом без права юридического лица осуществляет его директор, факультетом – декан (начальник), кафедрой – заведующий (начальник) кафедрой.
Основным органом самоуправления УВО является совет, возглавляемый его руководителем, факультета – совет факультета, также возглавляемый его руководителем.
Кроме того, в УВО может создаваться попечительский совет и, по решению Президента Республики Беларусь, – иные органы самоуправления.
УВО может быть предоставлен статус ведущего учреждения ВО в системе высшего образования и (или) ведущего УВО в отрасли.
На базе ведущих учреждений высшего образования могут создаваться учебно-методические объединения (УМО) учреждений по профилям образования, направлениям образования, специальностям. Порядок их деятельности закреплен в постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011г. № 170 «Об утверждении Положения об учебно-методическом объединении в сфере высшего образования и Положения о Координационном научно-методическом совете учебно-методических объединений в сфере высшего образования».
Образовательный стандарт высшего образования (ОСВО) применяется во всех учреждениях высшего образования Республики Беларусь, реализующих образовательные программы первой ступени и второй (магистратуры).
Его необходимо использовать при разработке учебно-программной документации образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра (далее – образовательная программа магистратуры), учебно-методической документации, учебных изданий, информационно-аналитических материалов, систем управления качеством высшего образования.
ОСВО разрабатываются по каждой специальности (направлению специальности) и устанавливают соответствующие требования (рисунок 9).
Разработку образовательных стандартов высшего образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования и организациями – заказчиками кадров.
Образовательные стандарты высшего образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и(или) подотчетными Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования и для которых осуществляется подготовка кадров.
нормам и срокам получения высшего образования |
содержанию профессиональной деятельности |
компетентности |
содержанию учебно-программной документации |
уровню основного образования |
максимальному объему учебной нагрузки студентов |
уровню подготовки выпускников |
итоговой аттестации |
Образовательные стандарты высшего образования |
Требования к |
Рисунок 9 – Общий алгоритм разработки образовательного стандарта
Образовательные стандарты выступают в качестве инструментов поэтапной модернизации высшего технического образования. Конечная цель этой модернизации – это обеспечение и поддержание высокого качества образования, соответствующего требованиям общества на данном этапе его развития.
Исходный этап в реализации образовательных стандартов заключается в их проектировании. В Республике Беларусь проектирование образовательных стандартов специальностей высшего образования началось в 1997 году и продолжается до настоящего времени.
Оно базировалось на солидной общей базе стандартизации в области образования, созданной ранее, и бесценном опыте создания соответствующих нормативных методических документов во времена Советского Союза
При разработке образовательных стандартов специальностей высшего образования в Республике Беларусь пройдены следующие этапы.
I – 1997 – 1998 г.г. – Разработка Макета образовательного стандарта первого поколения для специалистов и самих стандартов специальностей. Они введены в действие в 1998 г. При разработке использовался опыт высшей школы в СССР и опыт разработки первых образовательных стандартов в Российской Федерации.
II –. 2006 – 2007 г.г. – Разработка Макета образовательного стандарта второго поколения для специалистов и самих стандартов специальностей. Они введены в действие в 2007 – 2008 г.г. Использовался опыт применения образовательных стандартов первого поколения и наработки в этой области в Российской Федерации.
III – 2011 – 2012 г.г. – Разработка Макета и самих образовательных стандартов специальностей второй ступени высшего образования (магистратуры). Введены в действие в 2012 г. Использовался опыт разработки образовательных стандартов второго поколения для специальностей и действовавшие нормативные материалы по магистратуре.
IV – 2012 г. – Разработка обновленного Макета и пилотных проектов образовательных стандартов первой ступени высшего образования. Использовался опыт разработки Макетов магистратуры и образовательных стандартов второго поколения для специалистов.
V – 2013 г. – Разработка обновленных образовательных стандартов специальностей первой ступени высшего образования и введение их в действие.
Обновленные Макет и соответствующие образовательные стандарты специальностей первой ступени высшего образования
имеют следующие особенности.
Терминология приведена в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании».
Структура обновленного Макета образовательного стандарта
I ступени высшего образования и стиль изложения приняты аналогичным Макету магистратуры.
Введен раздел, касающийся возможностей продолжения образования после получения документа о I ступени высшего образования.
Введена кодификация академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Предусмотрено описание компетенций по дисциплинам. Кроме требований, что должен «знать» и «уметь» выпускник после освоения соответствующей дисциплины, введено требование «должен владеть», предполагающее способность выпускника выбирать метод решения задачи, ориентироваться при решении нетиповых (нестандартных) задач, задач в условиях неопределенности и многовариантности и т.п.
Уточнены академические и социально-личностные компетенции, общие для различных специальностей.
Возможность замены аудиторных занятий (до 40%) управляемой самостоятельной работой (по усмотрению учреждения высшего образования (УВО)).
В типовой учебный план введена графа «Коды формируемых компетенций», которые должны быть определены в графах по циклам дисциплин обязательного компонента.
Применительно к производственным практикам и дипломному проектированию в типовом учебном плане также должны быть прописаны формируемые компетенции.
В типовом плане предусмотрено, что компетенции по компонентам УВО и дисциплинам по выбору студента определяются УВО в учебных программах дисциплин.
Объем обязательных аудиторных занятий установлен в пределах 24-32 часа в неделю. Для дисциплин по выбору студента может отводиться до 50% времени, отводимого на компонент УВО. Для студентов-заочников увеличена возможность учебных занятий с лицами из числа профессорско-преподавательского состава в объеме не менее 200 часов в год.
Сформированы общие требования к диагностированию компетенций и дан обширный (на выбор разработчика образовательного стандарта) перечень форм диагностирования. Предусматривается создание и развитие фонда оценочных средств.
В большинстве случаев проектирование образовательных стандартов осуществляется формально, по шаблону.
Следующий, более ответственный этап – реализация на практике образовательных стандартов. Несмотря на то, что первые стандарты были введены в действие еще в 1998 году, в сфере их фактической (а не формальной) реализации остается еще много проблем, особенно с учетом компетентностного подхода. Эти проблемы носят системный характер. Рассмотрим некоторые из них.
1. Пока не выработан механизм контроля за соблюдением стандартов. Это прежде всего относится к оценке, в том числе количественной, заявленных в стандарте компетенций выпускника. Наряду с традиционными (экзамены, зачеты) нужны новые методы, средства, формы диагностирования не только знаний и умений, но и компетенций на различных этапах учебного процесса.
2. Обновленный Макет образовательного стандарта и сформированные по нему сами стандарты не предоставляют заказчикам продукции учреждений высшего образования в полной мере оценивать компетенции выпускника, т.к. в стандартах описываются только те компетенции, которые формируются при освоении дисциплин обязательных компонентов учебного плана. Вместе с тем, значительная часть профессиональных компетенций должна обеспечиваться дисциплинами по компонентам УВО и дисциплинам по выбору студента. Это противоречие в некоторой степени можно смягчить, если при распределении на работу выпускника в практику ввести его презентацию, одним из элементов которой была бы самооценка приобретенных компетенций.
3. При реализации образовательных стандартов наблюдается инерционность преподавателей, отсутствие заинтересованности, отсутствие стимулов применять инновационные образовательные технологии, и часто нежелание вообще что-либо изменять.
Можно сделать попытку изменить эту ситуацию, введя в программы магистерской и аспирантской подготовки, а также в программы повышения квалификации преподавателей материалы, связанные с принципами компетентностного подхода и инноваци-онными образовательными технологиями.
4. Целесообразно усовершенствовать механизм диагностирования компетенций. В частности, полезно распространить опыт проведения государственного экзамена в форме выполнения комплексных квалификационных заданий, когда проверяются не только знания, умения и навыки решения типовых задач, но и способность принимать (выбирать) решения в нестандартных ситуациях, приближенных к практическим условиям, в том числе в условиях неопределенности и многокритериальности. Для сравнительной оценки уровня подготовки специалистов по одной и той же специальности в различных УВО было бы полезным провести эксперимент сдачи государственного экзамена по одним и тем же комплексным квалификационным заданиям.
5. Учебные программы дисциплин в части реализации компетентностного подхода должны быть тесно увязаны с требованиями образовательных стандартов. В программах должны прописываться формируемые или развиваемые компетенции при освоении данной дисциплины, темы, в которых формируется та или иная компетенция и средства диагностирования каждой компетенции. Опыт составления таких учебных программ имеется.
6. Часто серьезно стоит проблема завышения оценок преподавателями, особенно на фоне наблюдающегося снижения уровня теоретической подготовки, различного уровня подготовки студентов, обучающихся за счет бюджетных средств и на платной основе, недостаточных условий для развития внутренней мотивации студентов к хорошей учебе. В этих условиях недостаточно эффективно используется хорошо зарекомендовавшая себя 10-балльная шкала оценок, используемая в Республике Беларусь. Особенно эта ситуация заметна при диагностировании учебных достижений студентов-заочников.
7. Сравнение образовательных стандартов Республики Беларусь и Российской Федерации показывает, что стандарты России носят более рамочный характер и предполагают конкретизацию при разработке основных образовательных программ вуза (фактически – стандарта вуза). В Беларуси конкретизация осуществляется непосредственно в образовательном стандарте. Другими словами, в стандартах России дается большая свобода вузу при формировании образовательной программы.
8. В обновленном Макете образовательного стандарта предусмотрено требование формировки компетенций, которые студент должен приобрести во время производственных практик. Вместе с тем, эффективность практик в технических вузах во многих случаях оказывается недостаточной. В результате – компетенции, связанные с практическими навыками работы, у выпускников оказываются не на должном уровне.
9. На пути реализации компетентностного подхода при организации учебного процесса возникают серьезные затруднения, связанные с проблемами общения и обмена опытом преподавателей со своими коллегами и специалистами других стран из-за крайне ограниченного количества стажировок, физического участия в научно-технических конференциях, совещаниях, семинарах. Особенно это касается молодых преподавателей.
Таким образом, можно констатировать, что переход на обновленные образовательные стандарты означает новый этап развития образования – практическую реализацию компетентностного подхода в обучении. На первый план выдвигается задача разработки для каждой дисциплины методической системы, которая соответствовала бы модели формирования профессиональной компетентности выпускника.
Компетентностный подход
Современная система обучения ориентируется на компетентностный подход, который означает, что в процессе обучения ставится цель сформировать у студентов набор компетенций, позволяющих ему легче самореализоваться в современном обществе.
Поэтому Белорусский государственный университет транспорта активно разрабатывает и реализует мероприятия по достижению целей в области качества и выстраивает модель системы качества, которая направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и иных видов деятельности.
В последнее время широко используется в образовательном процессе компетентностный подход. Это обусловлено стремлением к повышению качества образования и конкурентоспособности специалиста.
Под компетентностным подходом понимается метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования.
Компетентностная модель выпускника университета транспорта является инновационной совокупной мерой оценки качества специалиста в заданной профессиональной области, выражающей не только сумму его определенных знаний и умений, но и способность применять их на практике, создавать новые конкурентоспособные услуги, осознавать перспективы технического, экономического и социального развития общества.
В Макете образовательного стандарта высшего образования Республики Беларусь, определен состав ключевых компетенций специалиста, включающий академические, социально-личностные и профессиональные компетенции.
В соответствии с терминологией СМК, приводится определение понятия «компетентность» – выраженная способность применять свои знания и умения и «компетенция» – знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач. [СТБ ИСО 9000-2006].
Компетентностный подход заключается в развитии у студентов набора базовых компетенций, которые будут определять успешность их адаптации в обществе.
Для обеспечения качества подготовки студентов, в соответствии с требованиями, предъявляемыми организациями-заказчиками, и образовательными стандартами, разработаны инновационные подходы и реализуются практико-ориентированные направления подготовки будущих инженеров и специалистов.
На кафедрах используются личностно-ориентированный, индивидуальный подход к каждому студенту, целью которого является полноценное развитие личности студента в процессе профессиональной социализации. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение с учетом индивидуальных особенностей студента: интеллектуальных, физиологических особенностей; образовательных потребностей; ориентацию на разный уровень сложности программного материала; выделение студенческих групп по знаниям, способностям.
С целью реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используется широкий арсенал всевозможных приемов, форм и методов обучения. Так, например, наряду с традиционными, используются инновационные формы и методы обучения: проблемные лекции, лекции с разбором ситуаций, творческие задания (в том числе с различным уровнем сложности); методы проблемного обучения в виде деловых игр и тренингов.
Преподавание учебных дисциплин на кафедрах можно рассматривать как непосредственную реализацию компетентностного подхода в системе профессионального образования через формирование академических, социально-личностных, информационных и профессиональных компетенций будущих инженеров и специалистов технического профиля в условиях модернизации высшего образования.
Важнейшим критерием качества образовательного процесса в современном понимании является развитие у выпускника способности применять сформированные компетенции для эффективного решения разнообразных социально-профессиональных задач, в том числе высокой степени сложности и неопределенности. Этому способствует использование в учебном процессе широкого набора разнообразных приемов, методик и технологий, базирующихся на инновационной основе и способствующих активизации самостоятельной работы студентов, проблемно-исследовательской, практико-ориентированной, прикладной направленности образовательного процесса, продуктивному характеру учебной деятельности студентов, применению ими формируемых компетенций для решения разнообразных задач.