Методика повторения учебного материала при изучении интегративного курса «Окружающий мир».
Оно выполняет важные образовательные и развивающие функции:1. закрепляет и систематизирует знания,2. развивает умственные и духовные силы ребенка,3. формирует. навыки учебного труда,4. позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса,5. . устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что в итоге обеспечивает восприятие его ребенком как некоторой целостной структуры.Традиционно повторение проводится в начале урока —7 мин, лишь в исключительных случаях он может продолжаться до 15 мин. два вида повторения: устное и фиксированное. Каждое из них может быть организовано и как фронтальное, и как индивидуальное. 1.При устном фронтальном повторенииосновным методом является беседа. Она позволяет получить обратную связь от многих учащихся класса, поддерживать довольно высокую их активность, Однако такой вид повторения дробит учебный материал на мелкие части, что затрудняет его обобщение. Оно не формирует у учащихся важный навык учебного труда Сущность индивидуального устного повторениязаключается в том, что дети на предложенный учителем вопрос или задание должны ответить связным рассказом. Не все дети могут сосредоточиться на ответе одного ученика и внимательно его выслушать. Труднее этот вид повторения и для самого ученика, т. к. требует большой сосредоточенности. положительные стороны. Во-первых, такое повторение положительно влияет на развитие мышления ребенка, приучает его связно, в определенной логической последовательности излагать свои мысли. Во-вторых, при таком повторении учебный материал представляется в более целостном виде, чем при фронтальном повторении, что облегчает его обобщение. Учебный материал, предназначенный для повторения, разбивается на 2—3 или 4 законченные части. К каждой части формулируется вопрос или задание. Затем надо дать учащимся время на обдумывание содержания ответа. Только после этого конкретный ребенок может быть вызван для ответа. При этом дети могут пользоваться рабочей тетрадью и, по усмотрению учителя, — учебником. 2. фиксированное повторение, которое, как и устное, может быть фронтальным или индивидуальным. При фиксированном повторении дети отвечают на заданные вопросы на листочках бумаги или на доске с помощью условных знаков, рисунков, схем. Учащиеся могут что-то подчеркнуть в готовом тексте, подписать детали уже готового рисунка, заполнить таблицу, письменно перечислить предметы или явления и т. п. Возможны вопросы и задания, составленные в виде тестов. Вычеркните лишнее: роса, медведь, подорожник, сосулька, камень, паук, береза, ива, туча, снежинка.
№47 Понятие “формы обучения” при изучении интегративного курса «Окружающий мир», их классификация. Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма обучения» нет единого подхода. Н. М. Верзилин считает, что «форма преподавания — это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, природе и т. п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения». В теории и практике обучения природоведению сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Но вместе с тем они имеют и общие черты. 1.Решение определенных познавательных воспитательных и развивающих задач. 2.Отбор определенного содержания учебного материала, с точки зрения которого каждое занятие представляет собой нечто целостное. 3.Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых зависит от целей содержания занятий. 4.Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий. 5.Оптимальный темп хода занятий и рациональное использование отведенного времени. 6.Возможно полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей.
№48Урок как основная форма обучения, его признаки и структура.
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: — имеет строго обозначенные рамки учебного времени; — на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; — каждый урок отводится на изучение одного предмета; — урок имеет дидактическую структуру; -урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса; -творцом, организатором и руководителем урока является учитель (педагог); — урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание. Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времениПримерная структура каждого типа урока по ФГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний:1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление.7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению8) Рефлексия (подведение итогов занятия)2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Первичное закреплениев знакомой ситуации (типовые)в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению7) Рефлексия (подведение итогов занятия)3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Актуализация знаний.с целью подготовки к контрольному урокус целью подготовки к изучению новой темы5) Применение знаний и умений в новой ситуации6) Обобщение и систематизация знаний7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия)4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Обобщение и систематизация знанийПодготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).5) Применение знаний и умений в новой ситуации6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7) Рефлексия (подведение итогов занятия)Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу5. 5.Структура урока контроля знаний и умений1) Организационный этап2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура4) Рефлексия (подведение итогов занятия)6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5) Рефлексия (подведение итогов занятия)7. Структура комбинированного урока.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия)Структура урока ОНЗ.1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.