Грамота и письмо (закрепление)
Цель:
• закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и изученных буквах, их «работе»;
• закрепить правило 'записи предложения; когда пишется большая буква; знаки препинания (точка, вопросительный 'знак, восклицательный 'знак), их назначение;
• развивать у детей зрительные и пространственные представления о буквах;
·учить понимать и объяснять смысл пословиц:
·развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику;
·воспитывать усидчивость, аналитическое восприятие.
Ход занятия
1. Сегодня у нас занятие «Повторение».Есть такая пословица «Повторение - мать учения '» Почему так говорят'? Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы могут быть разными. Чтобы что-то хорошо запомнить, нужно это повторить. В учебе самое главное - повторение и т.д.)
- Проведем «мозговой штурм», повторим, что мы узнали на 'занятиях по грамоте!
- Что значит «слова звучат»? (Они состоят из звуков.)
На какие две группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные) Какие звуки называются гласными? (Которые можно тянуть и петь.)
- Что мы узнали о согласных звуках? (Они бывают твердыми и мягкими,
глухими и звонкими.)
- Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим.
буквы мы видим и пишем.)
- Перед какими гласными буквами согласные пишутся твердо? (а, О, у, ы, э)
- Какая гласная дает команду: «Читай мягко!»? (и)
-На какую букву нет слов в русском языке? (ы)
- Что такое предложение?
(Предложение – это связанные между собой слова, выражающие законченную мысль.)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
-Как называются части слова? (Слоги)
II . 1. Какие звуки обозначают эти буквы? Закрасьте кружки тем цветом,
каким мы обозначаем звуки этих букв.
А О У М И Э Ы
Почему кружок под буквой М вы закрасили синим и зеленым карандашом? (Потому что буква М обозначает два звука - твердый [м] и мягкий [м']
2. Посмотрите на картинки, назовите первый звук и соедините с буквой, на которую начинается слово.
3. В названиях этих картинок найдите одинаковые звуки и впишите буквы в клеточки.
Физминутка»
«Найди себе пару».
У двух детей на карточках одинаковые буквы (можно большую и маленькую). Дети свободно бегают по классу, по сигналу педагога находят себе пару. Повторить 2-3 раза (карточки перемешиваются и снова раздаются детям). III. 1. Вспомните правило чтения: чтобы прочитать слог, нужно посмотреть на гласную и согласную и произнести их слитно, на одном дыхании.
- Почему нужно посмотреть на гласную? (Потому что она показывает, как читать согласную: твердо или мягко.)
- Составьте слоги с буквой М и гласными, написанными рядом. Чтение слогов хором, в паре, по цепочке.
2. Вспомните правило записи предложения: первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слово от слова пишется на расстоянии (ведь произносим слова раздельно). В конце предложения ставится точка.
-Какие еще знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Вопросительный и восклицательный знаки)
- Что показывает вопросительный знак? (Что нужно спросить.)
А восклицательный? (Прочитать с радостью.) Прочитайте предложения.
--- Сколько предложений вы прочитали? (Три) Анализ каждого предложения: сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе'? Третье? Какой знак стоит в конце? (Прочитать повторно, с интонациями повествования и восклицания.)
3. Придумаем чистоговорки!
Дети с помощью учителя придумывают чистоговорки по словам и схемам, читают их.
IV. Помогите детям дойти до мамы. Идти можно только по тем буквам,
из которых состоит слово «мама»,
V. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.
VI. Итог. Как называлось наше сегодняшнее занятие? (Повторение)
-Верно ли говорят: «Повторение – мать учения!»?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
2 ЧАСТЬ
Занятие 21
Развитие речи. Звуки [н], [н']. В гостях у гномов.
Цель:
• познакомить детей со звуками [н], [н']; находить их место в слове (начало, середина, конец);
• формировать умение делать звуковой анализ слов, составлять звуковые модели слов, дифференцировать звуки по их качественным характеристикам;
• упражнять в образовании существительных родительного падежа, множественного числа; умение подбирать и использовать в речи слова-антонимы; словообразовании с помощью суффикса –ниц-;
·закрепить знания о родственных словах;
·формировать умение правильно строить простые и сложные предложения и употреблять их в речи; исправлять деформированный текст;
·развивать речевой аппарат, фонематический слух, внимание, память;
·воспитывать умение сравнивать, рассуждать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи; чувство дружбы и взаимопомощи.
Ход занятия
1. Ребята, я получила письмо. К нам обращаются за помощью добрые
гномы. Оказывается, жители сказочной страны гномов попали в беду: всех заколдовала злая волшебница Гингема. Дети, вы хотите помочь, друзьям? (Да, хотим!)
Помогая друзьям, мы вместе с ними будем изучать звуки [н], [н'].