Национальные особенности делового общения

Быстрые темпы интернационализации экономики Казахстана, ее глобализация, новые электронные средства коммуникации приводят к значительному расширению международных контактов, тесному взаимодействию между представителями деловых кругов разных стран и континентов. Знание и понимание национальных особенностей всех участников общения является сегодня важнейшим условием эффективного решения возникающих проблем. Как справедливо подчеркивают исследователи, способы жизнедеятельности людей, живущих в разных условиях, не могут оцениваться по шкале какой-либо одной страны.

У каждого народа сложились свои традиции делового общения, которые находят выражение в ритуалах, поведении, жестах, мимике, движениях, языке, образе мыслей и т.п.Каждый народ создал свою речевую систему правил речевого поведения. Своеобразие японского этикета: в разговорах японцы всячески избегают слова «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя сказать прямо, а только иносказательно, обиняками. К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечере в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносит какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте».И вот тут собеседник вместо «нет» с превеликой радостью скажет «да» и ухватиться за первое же предложение, которое ему подходит.

Особенностью русского языка является именно наличие в нем двух местоимений ты и вы, которые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной-неофициальной обстановки. Представим это в таблице:

Вы Ты
1. К незнакомому, малознакомому адресату 1. К хорошо знакомому адресату
2. В официальной обстановке общения 2. В неофициальной обстановке общения
3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату 3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату
4. К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату 4. К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату

В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым, с которым установлены дружеские отношения и обиходно-бытовые обращения на ты, перейти на вы.

Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

3. Работа в малых группах. Задание 1. Прочитайте информацию. Как нужно готовиться к беседе? Чему следует уделять внимание?

Подготовка к беседе

Залогом успешного проведения любого вида деловой беседы является тщательная подготовка к ней.

В процессе подготовки к беседе целесообразно наметить план будущего разговора. При этом надо иметь в виду, что беседа обычно строится по следующей схеме:

1. Начало беседы (установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»)

2. Изложение своей позиции и обоснование ее.

3. Выяснение позиции и обоснование ее.

4. Совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.п.)

5. принятие решений

При подготовке к деловому общению особое внимание следует уделить началу разговора, первой фразе, чтобы вызвать у оппонента положительную реакцию, заинтересовать его или нейтрализовать, смягчить его намерения.

Следует подумать, как завершить беседу. Обычно это слова благодарности за помощь и поддержку, интересные предложения, пожелания успехов и удач в дальнейшем сотрудничестве, благополучного разрешения всех проблем и т.п.

Задание 2.Проанализируйте ситуации с позиции схемы построения деловой беседы.

А.Научно-исследовательский институт должен послать сотрудника на стажировку в один из канадских институтов. По условиям возраст командируемого – не более 35 лет. Лучшая кандидатура – женщина 36 лет. Ей предложили самой отвезти документы в министерство.

Астана. Кабинет заместителя министра. N входит. Ей предлагают сесть.

— Слушаю вас.

— Мне предложили поехать на стажировку в Канаду. Я привезла документы. Вы их должны подписать.

На лице заместителя министра улыбка.

— Разве я могу их не подписать?

— Но дело в том, что кандидат на поездку должен быть не старше 35 лет, а мне уже 36.

— Сделаем исключение. Стажируйтесь. Удачи и успехов!

Документы были подписаны.

Б. Сотрудник N допустил в работе серьезный просчет. Его вызывает директор предприятия. N понимает причину приглашения. Но несколькими днями раньше у них был разговор о создании проекта новых разработок. Предложено было привлечь к составлению проекта S. Вот этой ситуацией и воспользовался N.

Кабинет директора. Входит N, оглядывает кабинет и с удивлением говорит:

— А где S? Он еще не пришел?

— Почему он должен прийти? – с неменьшим удивлением спрашивает директор.

— Разве вы вызвали меня не для обсуждения нового проекта? Я думал, вы хотите узнать о том, что мы с Sуже сделали.

Таким образом N показал свою заинтересованность, выполнением полученного задания, предполагая, что именно оно интересует директора. Действительно, разговор пошел о проекте новых разработок, от которых зависела судьба предприятия.

Во время деловой беседы директор убедился, как много сделал N, как он старается отличной работой искупить свою вину. Поэтому в конце разговора, напомнив N о его проступке, директор ограничился дружеским внушением, хотя намеревался вынести строгий выговор

В.Ознакомьтесь с ситуацией. Обязательно ли официальное обращение на вы в данном примере? Нарушается ли в данном случае речевой этикет? Допустимо ли это? Подумайте и ответьте:

Иногда в передачах по телевидению, когда между известным телеведущим и не менее известным политиком, ученым, государственным деятелем ведется разговор на общественно значимую тему и ведущий, начиная его, как бы советуется с аудиторией, может ли он обращаться к собеседнику на ты, поскольку они связаны давней дружбой и для них такое обращение привычнее, после чего собеседники переходят на ты.

Задание 3. Ознакомьтесь с данной информацией. Подготовьтесь к беседе на тему «Для чего нужны БАД?»

Наше здоровье во многом зависит от состояния печени – жизненно важного органа, участвующего практически во всех видах обмена веществ и выполняющего защитную функцию организма. Неблагоприятная экологическая обстановка, нерациональное питание, вредные привычки – все это увеличивает нагрузку на печень и отрицательно сказывается на состоянии ее клеток. Поэтому клетки печени нуждаются в дополнительной защите и ресурсах для их естественного обновления.

Забота о состоянии печени – это забота о собственном здоровье.

«Расторопши экстракт. Алатікен сығындысы» (биологически активная добавка к пище)- надежный защитник вашей печени. Расторопша была известна еще в Древнем Риме своим использованием при пищевых отравлениях. В настоящее время расторопша достаточно исследована и широко применяется во многих странах мира. Уникальная, характерная только для расторопши, комбинация флавоноидов называется силимарином. Силимарин – один из известных на сегодняшний день комплекс природных соединений, защищающий клетки печени и помогающий поддерживать ее функции. Он выводит токсические вещества, как поступающие извне, так и образующиеся в самой печени в результате метаболизма.

Свойства силимарина, защищающие печень, обусловлены его антиоксидантной функцией и способностью укреплять мембраны клеток. Избыточное накопление продуктов перекисного окисления липидов является одним из ведущих механизмов снижения жизнеспособности клеток печени (гепатоцитов). Это приводит к снижению прочности липидного слоя клеточных мембран. Силимарин препятствует накоплению гидроперекисей липидов и тем самым повышает защиту клеток печени. Кроме того, стабилизируя клеточную мембрану гепатоцитов, силимарин замедляет поступление в них токсичных веществ. Силимарин также поддерживает обмен веществ в результате чего еще более активно осуществляется поддержка функций печени.

Рекомендации по применению: взрослым по 1 таблетке в день во время еды. Продолжительность приема – 1 месяц. Допускается длительное применение (до 3-х месяцев).

(Фармацевтическая компания ЗАО «Эвалар»)

Задание 4.Прочитайте. Соответствует ли название текста его содержанию? Если да, то почему? К какому типу деловой культуры можно отнести Казахстан? Обоснуйте ответ.

Наши рекомендации