Факторы, влияющие на непрерывное и качественное образование
Непрерывное образование – сложное понятие, которое невозможно трактовать однозначно, ввиду необходимости соотносить его с различными аспектами социальной действительности. Однако, учитывая различный масштаб понимания непрерывности образования и обязательное наличие субъекта, меняющегося, совершенствующегося, обучающегося, приобретающего новый опыт, новые качества и новое отношение к окружающей действительности в процессе непрерывного образования, мы можем конкретизировать его. С этой целью, разобьем понятие непрерывное образование на две составляющие: непрерывность и образование.
Понятие непрерывности можно понимать, как некий процесс или свойство объекта, характеризующееся отсутствием промежутков в его протекании, переходе от одного качественного состояния в другое, в противоположность прерывности (дискретности), т. е. пространственно-временной разграниченности элементов и состояний объекта, свойство, устанавливающее определенную взаимосвязь и взаимообусловленность элементов и состояний объекта.
Понятие образования возможно определять как 1) категорию, обозначающую деятельность и результат обучения, и 2) как процесс развития. В первом случае образование есть получение систематизированных знаний, умений и навыков, обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных в результате обучения. Во втором, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, включающим в себя, знания, умения, творческую деятельность и эмоционально-ценностное отношение к миру. Но это же понятие можно понимать и как рождение, формирование, получение определенного вида, формы, образа, приобретение новых качественных характеристик: преобразование существующего состояния, обогащение мировоззрения.
Таким образом, можно сказать, что понятие непрерывности призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность. Основной путь получения образования это обучение и самообучение, т. е. это целенаправленная деятельность вовне, переосмысление окружающей действительности и своего места в ней, и внутрь – самообогащение, самопознание, саморазвитие. С одной стороны, таковая образовательная деятельность обусловлена необходимостью постоянного воспроизведения действительности в мышлении, с другой, спонтанностью мышления (от лат. spontaneus – добровольный, произвольный), т. е., самопроизвольным самодвижением человека в своей познавательной деятельности, интенцией (от лат. intentio – стремление) к познанию.
Непрерывное образование осуществляется на уровне индивидуальности, педагогической системы, образовательной системы и социума в целом. На уровне индивидуальности непрерывное образование осуществляется в рамках социализации, адаптации и интеллектуального самосознания человека, т. е.:
1) происходит последовательное усвоение определенной системы ценностей, норм, знаний под целенаправленным воздействием воспитательных и обучающих воздействий и стихийных, спонтанных процессов влияющих на формирование личности;
2) происходит постепенное формирование оптимального алгоритма познавательной деятельности индивида, приспособление внутренних потенциальных способностей и мотивов к внешним потребностям личности, смыкание теоретического знания с опытом его практического применения;
3) происходит становление менталитета индивида, т. е. формируется образ мыслей, совокупность мыслительных навыков, способов оперирования информацией, духовных установок личности, а также осознанное использование собственных способностей к генерированию новой порции знания на основе смыкания внутреннего информационного поля индивида с информационным полем сообщества.
На уровне педагогической системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития закономерностей, теории и методологии воспитания и обучения человека. Педагогическая система, это такая система, в рамках которой осуществляется педагогическая деятельность, т. е. целенаправленная деятельность педагогов (преподаватели, учителя, наставники, родители, учебные учреждения), заключающаяся в осуществлении управления процессом воспитания и обучения подрастающего поколения, становления его полноправным членом общества. Структура непрерывного образования педагогической системы состоит из следующих компонентов:
1) воспроизводство, изменение и трансформация потребности, тенденций общественного развития, культурных ценностей, мировоззренческих особенностей, требований, необходимых качеств, предъявляемых современному члену общества;
2) воспроизводство, изменение и развитие представлений о сущности знания, социально одобренной идеальной модели образованного человека и успешного специалиста, многообразных научных знаний, умений, навыков, опыта, ментальных привычек, накопленных человечеством и актуальных для становления будущего члена общества;
3) воспроизводство, изменение и развитие собственно педагогического знания, педагогического мастерства и опыта, т. е. законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, методов, принципов и способов учебно-воспитательного воздействия на учащегося, методики и методологии педагогической деятельности.
На уровне образовательной системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития образовательных институтов и характера взаимосвязей между ними, а также, объединения (синергии) усилий сообществ и индивидуальных усилий отдельных субъектов образовательной деятельности в решении проблем педагогической управляемости, самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования в условиях нестабильности, неустойчивости, быстроте обращения информации и требований общества к характеру образовательных услуг. В данном контексте структура непрерывного образования будет включать следующие компоненты:
1) воспроизводство, изменение и развитие образования как государственно-общественного института с учетом конкретно-исторических требований, сконцентрированных в совокупности социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях;
2) воспроизводство, изменение и развитие соответствующей инфраструктуры, которая способна удовлетворить потребности общества в культурном духовно-развитом человеке, качественном специалисте и образовательном процессе, отвечающем требованиям функциональности, управляемости и адаптивности;
3) воспроизводство, изменение и развитие образовательной системы, способствующей индивидуально-личностному самодвижению учащегося, раскрытию способностей, дарований, талантов, интересов, формированию особых психологических качеств, помогающих устранять в индивидуальных сознании и умениях, закостеневшие клише и стереотипы привычного мышления и сформировать индивидуальный алгоритм познания.
На уровне социума непрерывное образование включает воспроизводство, изменение и развитие представлений об образовании как главной общественной ценности, целенаправленной деятельности субъектов общества (институты, организации, социальные группы, сообщества, индивиды) по актуализации (от позднелат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный) индивидуальных субъектов в социальной действительности, и трансформации социальной действительности в соответствии с современными возможностями и потребностями человека. На данном уровне мы можем выделить следующие компоненты непрерывного образования:
1) воспроизводство образования как культурно-исторической ценности человечества и трансформация отношения к образовательной деятельности как к природосообразной, формообразующей, развивающей, преобразующей деятельности людей по самотворению и сотворению социальной действительности;
2) воспроизводство, изменение и развитие способностей и способов управления информационными потоками, отношения к информации, методам оперирования информационными данными, умения своевременно находить, отбирать, анализировать и преобразовывать информацию в реальные проекты (т. е. в реальные образы будущего), готовые для осуществления рационального действия;
3) воспроизводство, изменение и развитие навыков рефлексии, верификации и корректировки образовательной деятельности, выработки критериев успешности осуществляемой образовательной деятельности, оценки результатов внедрения теоретического знания в область практики его применения, многократного введения уже известных знаний и методов в область практического их использования для новых проектов на злобу дня.
Осознание новых возможностей и потребностей человека в решении задач образования привело к необходимости создания новых концептуальных подходов педагогической деятельности, методов и способов педагогического воздействия и нового образа педагогического эффекта. Информационное общество диктует человеку новое восприятие знания, способов получения знания, способов представления информации, необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования исследуемой ситуации (объекта, процесса, явления) в условиях быстроменяющейся нестабильной внешней среды. Таким образом, главной целью обучения становится формирование знаний, умений и навыков о получении новой порции информации, конструировании действительности для решения практических задач повышения функциональности, эффективности, управляемости разнообразных социальных структур и саморазвития человека. Решение такой цели требует нахождения новой точки отсчета в развитии мыслительной деятельности, интеграции научного знания, создания новой модели образованного человека как исследователя. «Простое “пассивное обладание” знаниями в разных областях характеризует эрудита, а не исследователя. Для ученого необходимо активное творческое владение ими, выражаемое в исследовательской их разработке» [Райнов Т. И. О типе разностороннего ученого // Вестн. МИАБ. 2003. № 1(13). С. 14]. Традиционная система образования ориентирована на получение учащимся знаний, умений и навыков. Таким образом, целью становится знание, а идеальным результатом – эрудиция, в то время как система непрерывного образования ориентирована на формирование индивидуального алгоритма познания, и целью такового является превращение информации и формирование устойчивого исследовательского навыка оперирования информацией, а результатом – новообразование.
Система непрерывного образования не может существовать, отбросив практику традиционной системы образования. В то время как традиционная система образования, в том виде, в котором она существует сейчас, не соответствует потребностям современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Поэтому можно говорить о необходимости реформирования образования, которое заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя традиционную систему образования, использующую ее опыт, при сохранении приоритета ценности новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. Таким образом, традиционная система образования будет выполнять функцию своеобразного солитона – структурно устойчивой, нерушимой единицы системы непрерывного образования, которая вбирает в себя новые знания, не изменяя при этом ни отношения, ни характера прежде накопленной информации. Система непрерывного образования на уровне создания новой порции знания будет выполнять функцию моделирования, конструирования образов будущего знания (вариантов интерпретации знания). Взаимодействие, коммуникация, сотрудничество системы непрерывного образования и традиционной системы образования осуществляется посредством свойств индивидуальной и социальной памяти, т. е., способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, осуществляя, таким образом, новообразование. Новообразование есть научно-оформленное знание, готовое к реализации на практике и воспроизводству в социальном опыте (проект, программа, стратегический план). Результатом такового взаимодействия традиционной системы образования и системы непрерывного образования служит:
1) на уровне человека – формирование индивидуальной исследовательской ментальности;
2) на уровне педагогической системы – формирование методов и способов моделирования и мотивирования исследовательских навыков и умений у учащегося и педагога;
3) на уровне образовательной системы – формирование дружественной инфраструктуры для развития и саморазвития исследовательских навыков и разработок;
4) на уровне социума в целом – формирование системы непрерывного образования как основной социальной ценности и средства актуализации социальных и индивидуальных потребностей и возможностей через исследовательскую деятельность.
Индивидуальность, педагогическая система, образовательная система и социум в целом являются субъектами непрерывного образования различного масштаба и специфики деятельности. Обозначим все эти субъекты понятием «человек как система». Такая система развивается циклически на основе превращения информации посредством процесса взаимоузнавания.
Свойство непрерывности образования характерно человеку как системе, ввиду потребности соответствовать требованиям современности, усовершенствования собственных функциональных качеств, повышения эффективности деятельности, является осознанной работой системы по самообучению, что характеризует ее как интеллектуальную систему, динамика которой осуществляется за счет многократного превращения информации, посредством свойств памяти, анализа, интерпретации и введения в область практики, а также самоактуализации через познавательную деятельность. Осознание собственной значимости для социума, сообщества, сферы непосредственного приложения усилий остается неполным без общественного признания таковой. Таким образом, процесс непрерывного образования – это всегда процесс взаимоузнавания, установления понятийно-смыслового и практико-целесообразующего соответствия внутренних и внешних потребностей и ожиданий. Непрерывность образования осуществляется при наличии обязательной внутренней направленности на процесс обучения, устойчивой познавательной мотивации. Мыслительная деятельность – это придание известным, разрозненным знакам, нового смысла, путем их интерпретации и объединения в определенную целостность, отвечающую требованиям научного знания и практической значимости, которая максимально эффективно может быть осуществлена при использовании герменевтического способа познания, предполагающего неоднократную проверку, корректировку и вариантность ее конечного результата.
В таком случае, важно осознать значимость непрерывного образования отдельного индивида для общественного развития. Так как непрерывное образование педагогической системы, образовательной системы и социума в целом, есть взаимосвязанный, комплексный, многоуровневый, диалектический процесс, центральным движущим звеном которого является непрерывное образование человека, мотивационно сориентированного на самовыражение через творчество, т. е. внутреннюю потребность создавать нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, осуществляя тем самым не только деятельность по преобразованию социальной среды, но и акт самотворения.
Всегда ли человек доволен своей жизнью? От чего зависит, ощущает ли он себя самодостаточным или неудачником? Всегда ли он задумывается над природой неудовлетворенности собственным существованием? Нет. Чаще человек подчиняется заведенным правилам жизни. Ему трудно что-то изменить, а иногда он ощущает полную беспомощность перед социальной определенностью. Человек довольствуется тем, что у него есть, тем статусом, который он смог достичь, теми способами и методами, которые ему предоставило общество, поэтому эффективность его деятельности напрямую зависит от характера социально-одобренной деятельности и образа результата этой деятельности. В результате мотивы подменяются стимулами, так как человек быстро понимает, что инициатива в работе не приносит никакого поощрения, а когда его пару-тройку раз стукнут по носу за то, чтобы он не выбивался из общей массы, то он принимает спокойную позу и покоряется требованию системы научиться дифференцировать свои внутренние мотивы действовать эффективно и внутреннюю потребность спокойно существовать без отрицательных стимулов, следуемых в награду за проявленную инициативу, т. е. без страха и упрека. Человек быстро понимает, как облегчить себе жизнь: меньше думать, но полагаться на опыт, а значит, двигаться по пути наименьшего сопротивления. При этом человек явно занимается самоуничтожением, но уверен, что действует в интересах самосохранения. Есть одно исследование, которое помогает понять насколько современное человечество утратило инстинкт самосохранения. В начале шестидесятых проводились опыты на животных, желая выяснить у человека наличие «инстинкта побега» (Мартин Селигман и др.). Эксперимент заключался в следующем:
1) в клетку помещали собаку;
2) подводили электрический ток к половине клетки, так что собака получала удар, как только ставила лапу на правую половину (собака быстро училась находиться только на левой половине клетки);
3) подводили электрический ток к левой половине клетки (собака быстро переучивалась находиться только на правой стороне);
4) затем ток подвели ко всему дну клетки, чтобы собака время от времени получала удары тока в любом месте (собака сначала была в недоумении, потом впала в панику, а затем смирилась, легла и стала терпеть удары током, не пытаясь их избежать);
5) дверцу клетки открыли (собака даже не думала бежать, она лежала, терпя электрические удары, хотя могла выйти из клетки).
Вывод из опыта заключался в том, что живое существо пережившее насилие, склонно приспосабливаться к нему, так что, когда насилие прекращается, здоровый инстинкт побега оказывается ослаблен настолько, что существо добровольно остается в неволе.
Вот почему так сложно вводить какие бы то ни было изменения, вот почему любые изменения натыкаются на сопротивление. Потому что введение любого изменения требует осознания его необходимости, а значит переосмысления ранее установленного порядка действий, а значит признание неправильности, неэффективности своей прежней деятельности, следовательно, изменения характера восприятия действительности, а значит изменения собственного образа мыслей, что ведет к самоизменению. Вот причина того, что человек «хочет сделать как лучше, а получается как всегда», он стратегически не состоятелен, потому как стратегический план эффективен только в случае соответствия со структурой, на которую он накладывается, а значит, последняя должна корректироваться для решения конкретных стратегических целей; т. е., создавая теорию, мы должны изменять не подходы к исследованию явления (объекта, процесса), а восприятие исследуемого объекта, приводя его тем самым в соответствие с требованиями времени, прогресса и поставленными в ходе исследования задачами.
Деятельность любой социально-экономической системы обусловлена стремлением повысить свою эффективность. С этой целью разрабатываются новые системы управления, выделяются новые виды управленческих дисциплин, позволяющих системе своевременно реагировать на нестабильную, изменчивую, непредсказуемую внешнюю среду. Образовательная система также является социально-экономической системой. Качество предоставляемой ею услуги и качество выпускаемого ею продукта должно соответствовать потребностям и требованиям общества и времени. Следовательно, образовательная система также должна искать адекватные методы и способы достижения своей цели: предоставления качественной образовательной услуги, и создания условий, способствующих формированию члена общества, отвечающего моральным, человеческим, общепрофессиональным, квалификационным требованиям, актуальным в настоящей социальной действительности.
Непрерывное образование, это не процесс развития, ввиду того, что его целью является не совершенствование как таковое, но стремление человека (системы) быть актуальным в существующей социальной действительности и приспособить социальную действительность внутренним потенциальным потребностям человека (системы), т. е. это осуществление интеграции индивидуального и всеобщего. Процесс непрерывного образования не бессознателен и не бесцелен, но направлен на определенное целедостижение, а значит, целеполагаем, следовательно, направлен на идеальный результат, что, в свою очередь указывает на его бесконечность, воспроизводимость, постоянное качественное изменение в его прерывности (окончании цикла и постановке новой цели).
Основными факторами, определяющими непрерывность образования человекосистемы, являются, с одной стороны, способность к управляемости, т. е. задача соответствия потребностям существующей действительности, определенному критерию качества; с другой стороны, постановкой идеально-предположенного результата, достижение которого возможно только через новообразование. Относительность результата приводит к возобновлению процесса целеполагания на базе достигнутого результата, а значит, на базе интегрированной системы.
Почему способности и таланты не всегда реализуются, но остаются на уровне потенции или увлечения? Потому что не подчинены цели. Почему ложные таланты могут достичь признания и славы? Потому, что цель определяет наличие таланта.
Возникают вопросы о том, может ли система осуществить свою цель, не интегрируя собственную структуру на базе существующей целостности; и может ли система остаться неизменной, если ставит целью повышение своей эффективности?
В том и заключается проблема непрерывного образования, что его задача сводится к простому накоплению знаний без осуществления их интеграции с уже ранее накопленными с целью многократного их введения в сферу деятельности для решения конкретных практических задач образования и самообразования.
Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Задайте вопрос о том, зачем человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т. д.) и вы получите разные ответы, относящиеся к жизненной ситуации в которой он сейчас находится, почти всегда ответы будут носить социально-экономический подтекст (улучшение материального положения, повышение статуса, престижа, продвижение по службе и т. д.) и весьма редко личностный (чтобы быть полезным обществу, чтобы внести свой вклад в науку, искусство, профессию, с целью самопознания, саморазвития и т. п.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение диплома, научной степени и т. д.). Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком оно понимается в современной науке, как «образование длиною в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее.
Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то, что можно назвать «с широко закрытыми глазами».