Общая характеристика научного исследования
Теория и методика ФВ как учебная дисциплина возникала и развивается на основе научных знаний. Получение научных знаний основывается на методологии научного исследования – совокупности принципов научного познания, определяющей, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания[29]. Его основным принципом является принцип диалектического подхода, требующий рассматривать процессы и явления, их различные стороны в целостности, развитии и изменении. Частными принципами здесь являются: принцип выявления общих условий, знаний и ситуаций, определяющих функционирование изучаемого объекта; принцип выявления общих личностных и групповых характеристик (половых, возрастных, статусных и т.д.); принцип выявления связи социальных, психических и биологических свойств личности или группы.
Практика в ФК и ФВ ставит перед личностью (группой) много вопросов, ответить на которые можно с помощью научного исследования. Научное исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить объективные данные об изучаемом объекте, явлении или процессе. Его цель – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений на основе открываемых законов, закономерностей или тенденций в форме теорий, концепций, правил, методик. Функциями научного исследования являются познание и разработка теорий, интегрирование знаний в определенной предметной области реального мира, передача знаний между членами общества и поколениями, разработка практических моделей развития изучаемого объекта, идеологическое оформление полученных знаний в виде концепций, оценок и суждений.
Научное исследование имеет внутреннюю и внешнюю структуру.
К его внутренней структуре применительно к ФК относятся следующие компоненты:
1. Субъект(кто проводит) исследования (например, НИИ ФКиС Республики Беларусь, профессорско-преподавательский состав в УВО, аспиранты, студенты и др.).
2. Объект (на кого направлено исследование)– любая группа людей со своими социально-демографическими характеристиками (полом, возрастом, состоянием здоровья, профессией и т.п.).
3. Цель и задачи. Цель – общий планируемый результат исследования по достижению нового или подтверждению имеющегося знания, его преимущественная ориентация на решение внутри научных или прикладных (практических) задач. Задачи – совокупность конкретных установок, этапность исследовательских действий, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.
4. Предмет исследования – определенная сторона или состояние изучаемого объекта, подвергающиеся исследованию (например, изучение динамики ФР и физической подготовленности у школьников старших классов общеобразовательной школы).
5. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения определенного явления или состояния объекта, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. К основным видам исследовательских гипотез можно отнести описательную – предположительное описание структуры изучаемого объекта (предмета) и объяснительную – предположение о причинах и их следствиях, характеризующих связи в объекте и предмете исследования.
6. Методы и средства, где метод – это способ получения необходимой информации, а средства– его инструментарий, то, при помощи чего будет собираться и обрабатываться научная информация.
7. Собственно активность субъекта– совокупность мыслительных, двигательных, физических, организационных и др. планируемых действий, логически связанных между собой в конкретном его методе и исследовании в целом.
8. Результат – содержание полученных научных знаний в соответствии с целью и предметной направленностью исследования.
Внешняя структура научного исследования состоит из его уровней и видов. К его уровням относятся теоретико-аналитическое, теоретико-эмпирическое, эмпирико-прикладное исследование.
Теоретико-аналитическое – анализ и обобщение теоретических вопросов изучаемого явления: основных и вспомогательных понятий, терминов, положений и т.д. в определенной области научных знаний. Например: понятий «физическая культура» и его производных – «оздоровительная физическая культура», «рекреативная физическая культура», «физическая реабилитация», «здоровый образ жизни», «физическое воспитание» и др.; их видов, средств, форм и т.д. Теоретико-эмпирическое – изучение организационных, методических, педагогических и др. вопросов ФК и ФВ. Например, изучение особенностей подбора средств и методов ФВ и оздоровления различных групп населения; специфики агитационно-пропагандистской работы в ФК и т.д. Эмпирико-прикладное исследование – анализ конкретных методик ФВ. Например, изучение занятий физическими упражнениями различной направленности с разными социально-демографическими группами населения; методов подбора и дозирования физической нагрузки, оценки их оздоровительной, социальной и экономической эффективности; специфики выбора форм занятий при различных видах ФВ и т.д.
К видам научного исследования относятся специально организованные процедуры, направленные на решение конкретных научных целей и задач. В частности:
1) пилотажное исследование (пробное, разведывательное) предназначено для проверки качества подготовки основного исследования и проводится по упрощенной программе;
2) основное – проведение исследования по полной программе, с полным объемом испытуемых, инструментария и организации;
3) описательное направлено на получение представления о структуре и динамике изучаемого явления;
4) аналитическое – это выяснение причин, лежащих в основе определенного состояния изучаемого объекта и предмета;
5) разовое направлено на получение информации о состоянии изучаемого объекта и предмета в момент его изучения (например, разовое исследование отношения студентов к занятиям физическими упражнениями);
6) повторное, предусматривающее изучение одних и тех же или различных социально-демографических групп несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся условиях (например, изучение учебно-воспитательной эффективности модульной системы оценки эффективности ФВ школьников определенного региона страны или всех по стране ежегодно на протяжении 5-ти лет);
7) полевое, которое проводят в естественных условиях;
8) лабораторное, которое проводится в искусственных, специально созданных условиях;
9) сплошное, проводимое на всех участниках изучаемого объекта (единицах генеральной совокупности);
10) выборочное, проводимое на специально отобранной части из всех представителей изучаемого объекта (генеральной совокупности);
11) региональное, направленное на изучение объектов отдельных регионов страны;
12) отраслевые, изучающие, группы людей в определенных отраслях и сферах их жизнедеятельности;
13) общегосударственные;
14) международные;
15) педагогические, психологические, социологические, медицинские, физиологические и т.д., или смешанные: социолого-педагогические, психолого-педагогические и т.п.
Научные исследования разного уровня и видов имеют специфические особенности, но все они обладают общими этапами и методами получения научной информации.