Образовательные технологии. ____60 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий № п/п Виды учебной работы Образовательные технологии 1
____60 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
№ п/п | Виды учебной работы | Образовательные технологии |
1. | Лекция | Академические лекции с использованием визуальных технологий. |
2. | Практическое занятие | Семинарские занятия, творческие лаборатории, кейс-технологии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги,мастер-классы экспертов и специалистов. |
3. | ||
4. | Самостоятельная работа студента | Сценарно-режиссерская работа с использованием видеоматериала, праздничного календаря; сравнительный анализ и мониторинги современной праздничной индустрии; составление таблиц, тестов, праздничных программ; работа с источниками. |
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень вопросов к зачету (2 семестр):
1. Определение понятия «праздник». Проблемы терминологии.
2. Соотношение понятий «праздник», «традиция», «обряд», «ритуал», «обычай», «церемония». Охарактеризуйте связи названных понятий.
3. Обзор научных концепций происхождения праздников (описательная, мифологическая, заимствование, антропологическая, социальная, коммуникативная)
4. Сущность, воспитательное значение и социальный характер массовых праздников.
5. Периодизация, историография, классификация праздников.
6. Праздники, обряды и мифы восточных славян
7. Общее и отличительное между понятиями: «театрализованное представление» и «театрализованный праздник». Приведите примеры.
8. Археологическая классификация культуры: место и роль праздника в истории культуры.
9. Календарно-обрядовый праздник как знак культуры и знаки в календарном празднике.
10. Понятие морфологии праздника (структурной основы). Основные структурные единицы календарного праздника.
11. Типы магии в праздничной фактуре (приведите примеры функционирования типов магии в различных праздничных действах).
12. Знаковый мир праздника Кузьминки. Морфология Кузьминок. Основные темы. Сценарно-режиссерский ход праздника.
13. Морфология Коляды: хождения, формы святочного ряженья, гадания, святочное воровство.
14. История Нового года в России: знаковые аспекты новогоднего празднования, мифологические и сказочные персонажи.
15. Русский масленичный театр. Драматургия Масленицы. Историческая эволюция даты проведения праздника. Встреча и проводы масленицы как отражение закона соответствия начала – конца или первой и последней ассоциации.
16. Расшифруйте трехчастную модель встречи весны как пограничного праздника.
17. Праздничные действа весенне-летнего цикла в соответствии с законом «начало – конец». Основные знаковые действа.
18. Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту; соединение народных и православных традиций.
19. Смыслообразующие и художественные особенности празднования Велика дня.
20. Основные обрядовые действа Красной горки. Семантика красного цвета в традиционной культуре.
21. Поминальные традиции в русском праздничном календаре. Знаковый мир Радоницы.
22. Обрядовые действа Егорьего дня. Место и роль пастуха в обрядовых действах.
23. Морфология Русской березки. Сценарно-режиссерский ход праздника. Смысловая и художественная сопряженность с христианской Троицей.
24. Структурные единицы праздника Ивана Купалы; время, пространство, участники, основные обрядовые действа и их функция.
25. Петровки, Петров день – праздник, маркирующий порубежность в хозяйственной деятельности крестьян.
26. Осенние обрядовые действа. Морфология зажинок и дожинок.
27. Характер ряженья в календарно-обрядовых праздниках всего годового цикла (приведите примеры, в кого рядились, какую функцию ряженые выполняли).
28. Каким образом проявляет себя культ умерших предков в народных праздниках.
29. Обряды «окликания молодых»: время действия, характер, основной смысл. Роль молодоженов в календарных праздниках всего годового цикла.
30. Родильно - крестильные обряды в контексте теории перехода.
31. Знаковый мир русской свадьбы. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира.
32. Архаичность похоронного обряда. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм - основа формирования ритуала похорон.
33. Православный обрядово - праздничный календарь: логика хода, смысловые акценты, традиционность основных элементов.
34. Соотношение народного (календарно-обрядового) и православного праздничного календарей.
35. Соотнесение природного и социального в календарно - обрядовом празднике.
36. Знаковые аспекты поцелуйных игр в календарных песнях годового цикла.
37. Гендерные стереотипы в пространстве календарного праздника; наличие бинарных оппозиций мужчина – женщина; парень – девушка; мальчик – девочка; ролевые функции каждой группы.
38. Связь праздников с социально-экономическими и политическими условиями конкретных стран, с духовными потребностями общества.
39. Досуг: уточнение терминологии, понятие, сущность
Перечень вопросов к экзамену (3 семестр):
1. Основные направления развития античной празднично - театральной культуры.
2. Календарно - обрядовые праздники Древней Греции как отражение связи хозяйственной и праздничной деятельности.
3. Праздничный мир культа Дионисия; роль Дионисийских праздничных игрищ в создании и развитии театрального искусства Греции.
4. Олимпийские игры как своеобразный спортивно-художественный театр Древней Греции.
5. Создание римского календаря и календарных праздников; процессы упорядочивания праздничной календарной системы.
6. Формирование сложных театрализованных представлений в Риме как отражение идеологических устремлений правящего класса. Стержень политики «хлеба и зрелищ».
7. Общая картина праздничного мира эпохи средневековья в Западной Европе.
8. Церковные театрализованные действа как одна из форм укрепления христианского вероучения в эпоху средневековья.
9. Режиссура и постановочные приемы мистериальных действ на площадях и в церковных храмах средневековья.
10. Характер придворных постановок средневековья; разработка интермедий, арий, танцев, пантомимы; режиссура «междуяствия».
11. Развитие художественно-смысловой и сценарно-режиссерской основы маскарадных и карнавальных гуляний.
12. Праздничный площадной театр Средневековой России
X – XVIII вв. – время «заложения» фундамента многонациональной культуры страны.
13. Гармоничное сосуществование обрядово-зрелищных форм культуры и новых видов праздничного действа.
14. Художественная специфика фольклорно-игрового (площадного) театра.
15. Празднично - площадной театр как условный театр, театр представления, театр игровой инверсии окружающей действительности.
16. Богатство художественных приемов и средств площадного театра: оксюморон, метафора, омоним и т. д.
17. Классификация русских скоморохов; специализация каждой группы.
18. Основные виды празднично - площадного театра: балаганы, раек, кукольный театр, вертеп и др.
19. Новое «лицо» праздничного календаря эпохи Петра I; смена знаковой системы праздничного календаря.
20. Площадь как открытая система, впитывающая в себя элементы и формы различных традиций.
21. Сценарно-режиссерский ход викториальных праздников.
22. Три направления развития театрального искусства в петровскую эпоху.
23. Общая картина русских народных празднеств конца XVIII– начала XX вв.
24. Русская праздничная площадь как пространство соединения двух культур – аграрной и индустриальной.
25. Балаганы как центр праздничной площади, главная притягательная сила, «лицо» гулянья.
26. Батальные представления - русские навмахии; сценарно-режиссерские находки, актерская ансамблевая игра, оригинальное использование местности.
27. Характер парковых представлений; садово - парковые аттракционы, летние концертные залы и эстрады, дивертисментные представления.
28. Праздник и революция как отражение противоречий социальной истории.
29. Изменения характера празднования в период Великой Французской революции: соответствие тематики праздника содержанию исторического периода.
30. Правовые акты французского революционного правительства, касающиеся новых принципов и системы праздников.
31. Праздники Октябрьской революции: тематическое и жанровое многообразие.
32. Формы первых советских праздников: церемониалы революционных торжеств, шествия, митинги и др.
33. Проблема разработки зрелищных компонентов первых революционных действ через массовые инсценировки.
34. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы; бурное развитие художественной самодеятельности.
35. Советские массовые праздники в послевоенный период; парады, юбилеи республик и городов, певческие и музыкальные представления, фестивали и др.
36. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период в условиях переориентирования общественного сознания с коллективного на индивидуальное.
37. Научные концепции современного праздника; поиск ценностного поля, необходимого для жизнеспособности праздника.
38. Философия праздника как философия творчества и новизны
(С. Солдаткин).
39. Теория праздничных игровых технологий В. Григорьева, которые позволяют «втягивать» в праздничное действо большие группы людей.
40. Жизнеспособность календарно - обрядового праздника в контексте современной культуры.
41. Календарно - обрядовый праздник как проявление традиции в культуре.
42. Игровой универсализм народного (календарно – обрядового) праздника. Технология вовлечения зрительской аудитории в празднично - игровое действо. Приемы активизации
43. Смысловые и технологические связи явлений: культура → традиция → праздник.
44. Праздничная культура как пространство органичного функционирования фольклора.
45. Понятие синкретизма в игровом репертуаре календарного праздника.
46. Функциональная роль фольклора в праздничном пространстве ( на примере случайной выборки годового репертуара ).
47. Специфика организации досуга XXI века. Анализ современного опыта. Шоу-бизнес, индустрия развлечений. Аниматорское искусство в России и за рубежом.
48. Традиции, обряды, ритуалы, магические действа. Морфология праздника, знаковость, семиотичность, структурные элементы, закрепленные традицией.
49. Становление праздничного календаря России XXI века. Проблемы классификации.
50. Современная праздничная культура стран мира. Национальные праздники и традиции. Праздники Тюменского края.
51. Исторические тенденции и основные этапы развития праздничной индустрии.
( 4 «праздничных революции»)
52. Технология создания современного праздника. Праздникотерапия.
53. Технография сценария праздника. Основные требования.
54. И.Захаров. Организационные и содержательные аспекты праздника в современных условиях.
55. Современное состояние праздничной культуры России. Сравнительная оценка престижности, новизны, художественной формы праздника.
56. Массовый праздник как социальное, культурное, психолого-педагогическое явление.
57. Театрализованные представления как феномен зрелищной культуры, как форма зрелищного общения на празднике.
58. Многообразие видов театрализованных представлений и праздничных действ
59. Сущность понятий «Театрализованное представление», «Праздник», «Зрелище», «Шоу - программа».
60. Современные взгляды ученых на праздничную культуру. Значение и роль праздников.
61. Педагогическая сущность массового праздника.
62. Д. М. Генкин о педагогике массового праздника, о коллективной организации участников массового праздника, о воспитательном значении массового праздника.
Перечень вопросов к экзамену (5 семестр):
1. Современное понимание, состояние к тенденции развития театрализованных форм
досуга.
2. Театрализация как творческий метод, возможности и границы его использования в
досуговой деятельности людей.
3. Досуг как неотъемлемая часть культуры народа. Особенности организации досуга
как надстроечного явления в различные исторические эпохи.
4. Происхождение и развитие досуга в доисторический период. Производственные, се-
мейно - бытовые и народные календарные праздники и обряды языческих племен.
5. Театрализованные формы досуга в Древней Греции. Мифологические представления
древних греков о мире.
6. Народные театрализованные действа, игры, массовые состязания и представления
периода наивысшего развития древнегреческой полисной системы.
7. Театрализованные формы досуга в Древнем Риме периода рабовладельческой демо
кратии.
8. Театрализованные формы досуга времен императорского Рима - показатель упадка
культуры общества, общего распада рабовладельческого строя.
9. Характеристика феодализма. Отношение христианской религии к театрализованным
формам досуга (народным празднествам, обрядовым играм, представлениям - действам
гистрионов, поэзии вагантов).
10. Городские шествия, процессии и въезды периода относительной самостоятельности
городов. Эволюция литургических представлений. Мистерии.
11. Бурное развитие самодеятельного искусства (риторические камеры, мейстерзинге
ры, "братства" и др.). расцвет агитационно - пропагандистских сатирических представ
лений в недрах народно - праздничных, масленичных и карнавальных игр периода Ре
формации.
12. Театрализованные формы досуга периода французской революции. Качественно
новое в торжествах и празднествах этого времени.
13. Национальный характер и своеобразие театрализованных обрядов, представлений и
"игрищ" в народных календарных празднествах России XIV - XVII вв.
14. Развития скоморошества как театрализованного действа. Связь их творчества с на
строениями и чаяниями народа. Народный кукольный театр Петрушки.
15. Театрализованные формы досуга (потехи, ассамблеи, маскарады, выезды и пр.)
придворной аристократии и дворянства в XVIII в.
16. Социальные условия развития театрализованных форм досуга в народной среде в
XIX -нач. ХХ века. Ярмарки и гуляния как разновидности театрализованного действа.
17. Светское и духовное начало в организации театрализованных форм досуга общест
венно - политического содержания в России XIX - нач. ХХ века.
18. Театрализованные формы досуга в первые послереволюционные годы ("действа",
"мистерии", "инсценировки", "представления").
19. Создание красного календаря в Советской России. Значение, придаваемое театрали
зованным действам правительством, в первые послереволюционные годы.
20. "Игрища", агитсуды, "живые газеты" как наиболее распространенные виды театра
лизованного действа в период гражданской войны.
21. Театрализованные формы досуга трудящихся 20х - ЗОх годов (митинги, тематиче
ские гуляния, музыкальные и певческие праздники, олимпиады, смотры художествен
ной самодеятельности, физкультурные парады).
22. Рождение советского карнавала как самостоятельной театрализованной формы ор
ганизации досуга. Особенности художественно - образного решения политкарнавалов.
23. Представления "Синей блузы" и театры рабочей молодежи (ТРАМ) как проявление
самодеятельной активности молодежи на фронте искусства в условиях диктатуры про
летариата.
24. Театрализованные формы досуга 50х - 60х годов (театрально - спортивные пред
ставления, праздники песни, инсценировки, тематические концерты).
25. Роль советских обрядов и ритуалов в театрализованных формах досуга последних
десятилетий.
26. Всенародные юбилейные торжества и празднества в театрализованных формах до
суга 60х - 80х годов.
27. Место агидбригадных представлений, литературно - музыкальных композиций, те
матических вечеров и концертов в театрализованных формах досуга СССР предпере-
строечного десятилетия.
28. Влияние изменившихся политических процессов на организацию театрализованных
форм досуга в период перестройки.
29. Специфические особенности современной режиссуры театрализованных представлений.
30. Специфика организации досуга XXI века. Анализ современного опыта. Шоу-бизнес, индустрия развлечений. Аниматорское искусство в России и за рубежом.
31. Традиции, обряды, ритуалы, магические действа. Морфология праздника, знаковость, семиотичность, структурные элементы, закрепленные традицией.
32. Становление праздничного календаря России XXI века. Проблемы классификации.
33. Современная праздничная культура стран мира. Национальные праздники и традиции. Праздники Тюменского края.
34. Исторические тенденции и основные этапы развития праздничной индустрии.
( 4 «праздничных революции»)
35. Технология создания современного праздника. Праздникотерапия.
36. Технография сценария праздника. Основные требования.
37. И.Захаров. Организационные и содержательные аспекты праздника в современных условиях.
38. Современное состояние праздничной культуры России. Сравнительная оценка престижности, новизны, художественной формы праздника.
39. Массовый праздник как социальное, культурное, психолого-педагогическое явление.
40. Театрализованные представления как феномен зрелищной культуры, как форма зрелищного общения на празднике.
41. Многообразие видов театрализованных представлений и праздничных действ
42. Сущность понятий «Театрализованное представление», «Праздник», «Зрелище», «Шоу -программа».
43. Современные взгляды ученых на праздничную культуру. Значение и роль праздников.
44. Педагогическая сущность массового праздника.
45. Д. М. Генкин о педагогике массового праздника, о коллективной организации участников массового праздника, о воспитательном значении массового праздника.
46. Национальные театрализованные представления и праздники. Современная праздничная культура стран мира. (страна по выбору студента)
47. Развлекательная культура России 21 века. Шоу – бизнес, индустрия развлечений.
48. Анимация как профессия. Специфика анимационной деятельности.
49. Анимационный сервис в России и за рубежом. Основные направления и формы анимационной деятельности.
50. Классификация и краткая характеристика современных и традиционных праздничных анимационных мероприятий ( карнавал, раут, банкет, мистерия, раус, церемония, шоу-представление, фестиваль – конкурс и другие.)
51. Специфика режиссуры малых форм ( миниатюра, скетч, зримая песня и т.д.).
52. Новейшие формы, средства, методы, технологии праздничной индустрии. Синтез средств художественной выразительности в ТП.
53. Методика организации и проведения театрализованного представления.
54. Классификация и особенности режиссуры современных креативных театрализованных шоу-представлений.
55. Технология составления сценария театрализованного представления. Драматургические особенности построения сценария. Сценарно-режиссерский ход в ТП.
56. Современные взгляды ученых и практиков на праздничную культуру и театрализацию.( 3 этапа изучения праздников в России). Комплексное культурологическое исследование праздничной культуры России.
57. Современное состояние праздничной культуры России и прогноз ее возможных вариантов дальнейшего развития. ( устойчивые тенденции развития )
58. Эволюция понятия театрализованных форм досуга с учетом новых требований в
социально - культурной сфере. Традиционные и современные формы.
59. Научные концепции современного праздника.
60. Место игры как метода в социально-педагогической теории праздника. Новые формы и жанры игры.
61. Развитие фестивального движения.
62. Праздники Олимпиад.