Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время (тесты, задачи и т.д.)
Тесты.
Вариант 1.
1.Кто из отечественных учёных выявил морфофункциональные особенности дыхательного центра?
1) А.Н. Миславский;
2) А.А. Ухтомский;
3) И.П. Павлов.
2.Какой из отделов дыхательного центра обладает автоматией?
1) бульбарный;
2) область варолиева моста;
3) корковый отдел.
3.Возможно ли автономное дыхание у спинального животного?
1) да;
2) нет.
4.Где располагаются прессорный и депрессорный отделы СДЦ (сосудодвигательного центра)?
1) спинной мозг;
2) продолговатый мозг;
3) средний мозг;
4) ГПТ;
5) КБП.
5.Гладкая мускулатура бронхов преимущественно содержит
1) альфа – адренорецепторы;
2) бета – I – адренорецепторы;
3) бета – 2 – адренорецепторы;
4) холинорецепторы.
6.С каким уровнем дыхательного центра связывают паттерн дыхания?
1) спинальный,
2) область варолиева моста,
3) КБП.
7.В каких отделах ЦНС есть представительство дыхательного центра?
1) спинной мозг;
2) продолговатый мозг;
3) средний мозг;
4) варолиев мост;
5) мозжечок;
6) гипоталамус;
7) кора;
8) гипофиз;
9) лимбическая система.
8.Может ли человек сознательно регулировать функцию дыхания
1) да,
2) нет.
9.Как называется тип дыхания, являющийся признаком гипоксии мозга?
1) гаспинг,
2) Чейна – Стокса,
3) Биота.
10.У здорового человека в спокойном состоянии ведущим гуморальным фактором активности дыхательного центра является
1) гиперкапния;
2) гипоксемия;
3) ацидоз.
Вариант 2.
1.С активностью каких нейронов связано начало вдоха и где они располагаются?
1) α - инспираторные нейроны бульбарного отдела;
2) β – инспираторные нейроны бульбарного отдела
2.Активность каких рецепторов обеспечивается выдох?
1) хеморецепторов;
2) механорецепторов;
3) ирритантных рецепторов.
3.При каком напряжении О2 гипоксемия является ведущим фактором в регуляции дыхательного центра?
1) 80 – 85 мм рт ст;
2) 50 – 60 мм рт ст.
4.На каком уровне дыхательного центра формируется основной ритм дыхания? 1) спинальном;
2) С3 – С5;
3) бульбарном;
4) варолиева моста;
5) мезенцефальном;
6) промежуточном;
7) корковом.
5.Какой эффект вызывает рефлекс Геринга – Брейера?
1) инспираторно-тормозной;
2) инспираторно-возбуждающий;
3) экспираторно-тормозной.
6.С активностью каких рецепторов связывают одышку при отёке лёгкого?
1) ирритантные;
2) юкстакапиллярные;
3) механорецепторы.
7.При каком напряжении СО2 чувствительность дыхательного центра к нему снижается и ведущим фактором его активности будет гипоксемия?
1) гиперкапния от 20 и более мм рт ст;
2) гиперкапния от 50 и более мм рт ст;
3) гиперкапния от 70 и более мм рт ст;
8.Какие органы и функции внутреннего звена ФС, поддерживающей газовый состав крови, обеспечивают компенсацию дыхательной недостаточности?
1) сердечнососудистая система;
2) органы эритропоэза;
3) органы выделительной системы;
4) всё перечисленное верно.
9.Почему при рождении ребёнка необходимо сразу же отсосать содержимое носовых ходов?
1) возбуждаются механорецепторы слизистой носа;
2) исключается эффект «ныряльщика»;
3) раздражаются терморецепторы слизистой носа.
10.Виды центральных рецепторов, участвующих в регуляции дыхания … 1) механорецепторы дыхательных путей;
2) ирритантные рецепторы;
3) хеморецепторы;
4) барорецепторы.
Вариант 3
1.Перечислите ведущие факторы, влияющие на газообмен в лёгких
1) концентрационный градиент;
2) состояние аэрогематического барьера;
3) скорость гемодинамики в лёгких;
4) вентиляция лёгких;
5) всё перечисленное верно.
2.Что такое «альвеолярное дыхание»?
1) газообмен между альвеолами и внешней средой;
2) газообмен между альвеолами и кровью капилляров лёгких.
3.В каком соотношении находятся газообмен в лёгких и толщина аэрогематического барьера?
1) прямопропорциональном;
2) обратнопропорциональном.
4.Какие структуры лёгкого не участвуют в газообмене?
1) невентилируемые и неперфузируемые альвеолы;
2) бронхи;
3) терминальные бронхиолы.
5.Почему при снижении вентиляции лёгких уменьшается газообмен в них?
1) увеличивается градиент концентрации газов;
2) уменьшается концентрационный градиент.
6.Диффузионная способность воздушно – кровяного барьера выше для
1) кислорода;
2) углекислого газа.
7.Перечислите факторы, влияющие на эффективность транспорта газов кровью
1) количество эритроцитов;
2) степень их насыщения Hb;
3) степень сродства Hb к О2;
4) скорость гемодинамики;
5) всё перечисленное верно.
8.Каким способом осуществляется транспорт О2 кровью?
1) в виде соединения карбоксигемоглобин;
2) в виде соединения оксигемоглобин.
9.В чём физиологический смысл эффекта Бора?
1) зависимость степени сродства Hb к О2 от напряжения этого газа в плазме;
2) зависимость сродства Hb к О2 от Ph крови;
3) зависимость сродства Hb к О2 от напряжения СО2 в плазме.
10.Как можно оценить эффективность функции дыхания на этапе транспорта газов?
1) определив КУК;
2) рассчитав КЁК.
Задачи
1. Грозным признаком агонального состояния больного является появление дыхания Чейн-Стокса, называемое - периодическим. Оно проявляется в том, что дыхание перестаёт быть постоянным. После нескольких вдохов наступает пауза, затем снова несколько вдохов и пауза и т. д. Паузы удлиняются и, в конечном итоге, дыхание останавливается. Объясните сущность этого явления.
2. В результате игнорирования техники безопасности при ремонте здания рабочий сорвался со строительных лесов, следствием чего явилось повреждение позвоночника с разрывом спинного мозга на уровне 1 грудного позвонка. Как это отразится на дыхании?
3. Если у новорождённого при перевязке пуповины затягивать лигатуру очень медленно, то первый вдох может не наступить, и ребёнок погибнет. Почему это произойдёт?
4. В атмосферном воздухе обнаружено повышенное содержание СО2. Как это отразится на состоянии здоровья человека? Какие изменения будут со стороны дыхания? Объясните механизм.
Учебно-материальное обеспечение:
Литература.
Обязательная:
1. Нормальная физиология. / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: Академия», 2012
2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009
3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003
4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СП.: СОТИС, 2002
5. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005
6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006
7. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
Дополнительная:
1. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002
2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. К.В. Судакова – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012
3. Физиология человека: атлас динамических систем /К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселёв - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009
Материальное обеспечение:
1. Наглядные пособия:
а) таблицы:
1. «Роль различных структур дыхательного центра в акте дыхания»;
2. «Механизм газообмена»;
2. «Кривая диссоциации оксигемоглобина».
б) видеофильмы:
1. «Перенос газов кровью»;
2. «Методика исследования дыхательной функции спортсмена».
2. Технические средства обучения: ТV, DVD.
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.