Сопровождения в школе

Теперь мы хотели бы более подробно остановиться на планировании практической работы в течение года, предложив специалистам определенные алгоритмы, по ко­торым они могут построить свою деятельность. Речь пойдет, прежде всего, о понедельном планировании основных на­правлений, опираясь на которое психологу будет удобно структурировать свою ежедневную работу.

Стержнем годового плана в нашей модели, как уже от­мечалось выше, является психолого-педагогический конси­лиум и связанные с ним формы практической деятельности, предваряющие его поведение и реализующие его решения. Все вместе они образуют цикл работы школьного психоло­га. Его началом служат либо психодиагностический мини­мум, либо индивидуальный запрос, далее по итогам психо­лого-педагогического консилиума разворачивается разнооб­разная психологическая деятельность, направленная на создание условий для успешного обучения и развития школь­ников.

В процессе планирования каждый этап цикла разворачи­вается как цепь взаимосвязанных конкретных действий и ша­гов. Реализация каждого шага требует определенного вре­мени. Кроме того, в преобладающем большинстве случаев дальнейшая деятельность становится низко эффективной и даже невозможной в ситуации неуспешной реализации пре­дыдущего этапа работы.

В целом планирование работы с каждой из 4-х ученичес­ких параллелей, подлежащих психолого-педагогическому об­следованию, представляет собой построение следующей пос­ледовательности конкретных практических шагов:

1. Организационная и методическая подготовка к про-



• •• М. Битянова • • •

ведению цикла. Этот этап работы заключается в чет­ком почасовом планировании предстоящих диагности­ческих мероприятий, консилиумов, оповещении всех участвующих лиц, подготовке необходимых методичес­ких материалов — бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т. д.

2. Проведение первого этапа диагностического обсле­
дования.

2.1. Наблюдение за учащимися на уроках, регис­
трация данных в протоколе (по 2 часа на класс).

2.2. Проведение методик диагностического миниму­
ма со всеми учащимися данной параллели.

2.3. Проведение экспертного опроса педагогов.

2.4. Проведение (если он предполагается при рабо­
те с данной параллелью) экспертного опроса роди­
телей.

2.5. Обработка результатов, заполнение бланков за­
ключений по всем учащимся, отбор группы школь­
ников для проведения различных схем углубленной
психодиагностики.

2.6. Организационная и методическая подготовка
ко второму этапу психодиагностики.

3. Проведение второго этапа психодиагностического об­
следования.

3.1. Проведение диагностического обследования
школьников.

3.2. Обработка данных, заполнение заключений по
обследованию.

4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиу­
му.

4.1. Проведение консультаций со школьным врачом
и классными руководителями относительно предсто­
ящего консилиума.

4.2. Подготовка аналитической информации по клас­
сам и параллели в целом.

4.3. Составление плана обсуждения: выделение
групп психологически благополучных школьников
и школьников с разными типами проблем.

4.4. Подготовка бланков для заключения консилиума.

5. Проведение психолого-педагогического консилиума.

------ • • • Планирование психологической деятельности • • • .--

5.1. Обмен информацией между участниками кон­
силиума относительно конкретных школьников.

5.2. Разработка и планирование стратегии сопро­
вождения каждого школьника.

5.3. Заполнение бланка заключения консилиума по
данному школьнику.

5.4. Разработка и планирование стратегии сопро­
вождения каждого школьника.

5.5. Разработка и планирование стратегии сопро­
вождения в целом по классу или параллели.

6. Реализация решений консилиума.

6.1. Осуществление общих консультативных мероп­
риятий: проведение родительских собраний, консуль­
тирование администрации, проведение групповых
консультаций педагогов-предметников.

6.2. Планирование совместных действий классных
руководителей и психолога.

6.3. Отбор школьников в специальные развиваю­
щие группы, планирование и проведение индиви­
дуальных консультаций родителей, педагогов и
школьников.

6.4. Проведение индивидуальных консультаций пе­
дагогов-предметников, родителей и старшеклассни­
ков.

6.5. Осуществление социально-диспетчерской деятель­
ности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с
клиентом, осуществление поддерживающих меропри­
ятий).

6.6. Планирование и осуществление сопутствующих
форм работы (просвещение, общая развивающая ра­
бота и т. д.).

7. Планирование и осуществление контроля за эффек­
тивностью проводимой работы.

7.1. Консультации с педагогами-предметниками и
классными руководителями по итогам проведения
психолого-педагогического цикла работы со школь­
никами данной параллели.

7.2. Перспективное планирование сопровождающей
деятельности по завершению цикла (совместно с пе­
дагогами и воспитателями). . • , „

15. Зак. 5574

• • • М. Битянова • • •

Таков в общем виде алгоритм работы школьного психо­лога с определенной школьной параллелью — детьми, их родителями и педагогами. Осуществление основных, опи­санных выше, мероприятий по одному циклу (в рамках ра­боты с одной параллелью) занимает при должной организа­ции 14-15 недель. Покажем в общем виде, как могут рас­пределяться основные направления деятельности в рамках данного цикла в течение указанных 14-ти недель:

/ неделя

Организационная и методическая подготовка (1)

Проведение наблюдения в классах (2.1)

2 неделя

Проведение основных мероприятий первого этапа диаг­ностики (2.2, 2.3, 2.4)

3 неделя \

Обработка данных первого этапа диагностики (начало) (2.5)

Подготовка ко второму этапу диагностики (2.6)

4 неделя

Обработка данных первого этапа диагностики (заверше­ние) (2.5)

Углубленная психодиагностика (3.1)(начало)

5 неделя

Углубленная психодиагностика (3.1) (завершение) Обработка данных второго этапа (начало) (3.2)

6 неделя

Обработка данных второго этапа (завершение) (3.2) Подготовка к консилиуму (4.1, 4.2, 4.3, 4.4)

7 неделя

Психолого-педагогический консилиум (5) Проведение развивающих мероприятий (6.6) 6" неделя

Психолого-педагогический консилиум (5) Проведение развивающих мероприятий (6.6)

9 неделя

Пспхолого-педагогический консилиум (5) Планирование психокоррекционной работы (6.3) Проведение развивающих мероприятий (6.6)

10 неделя

Проведение психокоррекциокной работы (6.3)

___ ... Планирование психологической деятельности • • • --------------

Проведение общей консультативной работы (6.1, 6.2) // неделя

Проведение психокоррекционной работы (6.3) Проведение индивидуальных консультаций (начало) (6.4) Осуществление социально-диспетчерской деятельности (6.5) ^

12 неделя

Проведение психокоррекционной работы (6.3) Проведение индивидуальных консультаций (продолжение) (6.4)

Проведение развивающих и просветительских меропри­ятий (6.6)

13 неделя

Проведение психокоррекционной работы (6.3) Проведение индивидуальных консультаций (окончание) (6.4)

Проведение развивающей и просветительской работы (6.6)

14 неделя

Осуществление контроля за эффективностью проводимой сопровождающей деятельностью (7.1)

15 неделя

Планирование работы с данной параллелью в соответст­вии со свободным временем психолога.

Рассмотрим в качестве примера возможный вариант ре­ализации цикла сопровождения в параллели восьмых клас­сов. Начало работы приходится на 7-8 неделю учебного года — середину октября. На этапе подготовки пси­холог тщательно готовится к проведению основных мероп­риятий цикла. В процессе организационной подготовки он еще раз уточняет часы проведения диагностических миниму­мов, оповещает "педагогов о дне и часе проведения эксперт­ного опроса, согласовывает с классными руководителями сроки проведения родительских собраний. Хорошо, если уда­ется сразу же однозначно определиться в днях проведения психолого-педагогических консилиумов и других основных мероприятий. В ходе методической подготовки психолог уточ­няет программу диагностической работы, подбирает и гото­вит в необходимом количестве диагностический материал. В параллели 8-х классов в исследование самих подростков по программе диагностического минимума могут быть включе-

• •• М. Битянова • • •

. • • Планирование психологического деятельности



ны интеллектуальные методики (типа ШТУР или ГИТ), оп­росники на уровень личностной и школьной тревожности (тест Айзенка, незаконченные предложения), особенности системы отношений (незаконченные предложения, социометрия, шка­лы самооценки). Работа с педагогами осуществляется с по­мощью опросника, составленного на основе психолого-педа­гогических требований к обучению, поведению и психическо­му самочувствию учащихся 8 классов. Опрос родителей на этом этапе обучения школьников представляется нам жела­тельным, но не обязательным. Для его проведения должен быть подготовлен небольшой набор вопросов, касающихся тех или иных проявлений школьных трудностей ребенка дома.

В первую неделю параллельно подготовительной рабо­те психолог осуществляет наблюдение за поведе­нием и общением школьников в ситуации урока. Наблюдение осуществляется по достаточно жестко струк­турированной форме, позволяющей ему выявить особенно­сти отношения учеников к учителю и друг другу, интерес к процессу учения, проблемы, возникающие в ходе урока у конкретных учеников. Наблюдение является очень важным этапом работы, его данные могут быть использованы и для уточнения психологического диагноза в преддверии углуб­ленной диагностики, и для грамотного построения всей стра­тегии сопровождения отдельного подростка и класса в це­лом.

Диагностический минимум проводится в тече­ние одной недели. Ориентировочно два урока в каждом классе потребуется для выполнения тестовых заданий школьника­ми, два часа — для групповой работы с педагогами и час — для опроса родителей. Затем следует трудоемкий и доста­точно продолжительный процесс обработки данных диагнос­тического минимума. Он осуществляется в течение двух не­дель, однако параллельно с ним начинается подготовка к проведению второго этапа диагностики — углубленного об­следования. Психолог, анализируя данные минимума, отби­рает группу школьников, имеющих выраженные психологи­ческие проблемы обучения, поведения или самочувствия. При этом на втором этапе диагностики он работает только с теми из них, в отношении которых ок затрудняется с определени­ем причин существующих трудностей. Для каждого школь-

ника должен быть составлен краткий план, программа пред­стоящего исследования. В основе программы и, соответствен­но, подобранных диагностических процедур обязательно ле­жит определенная гипотеза о происхождении психологичес­ких трудностей школьника, которая и позволяет значительно сократить процедуру углубленного обследования. Мы под­робно и не один раз останавливаемся на этом моменте рабо­ты, так как хорошо знаем, как это обычно происходит на практике. Психолог зачастую затрачивает огромное количе­ство своего времени и времени школьника лишь потому, что не достаточно полно проанализировал имеющиеся у него пред­варительные данные, не смог сократить «зону» своих психо­логических поисков. В процессе подготовки ко второму этапу выделим также и важный организационный момент. Психо­логу необходимо тщательно спланировать часы индивидуаль­ной работы с подростками, предупредить о предстоящей встрече и ее целях не только самого школьника, но и его родителей.

После проведения углубленных исследований наступает важный и ответственный момент подготовки к консилиуму. Психологу необходимо подготовить и заполнить протоколы обследований, выделить группы школьников с различными проблемами и психологически благополучных восьмиклас­сников. Кроме того, психолог готовит обобщенную аналити­ческую информацию по классам и параллели в целом, за­полняя сводные таблицы. Он проводит предварительные кон­сультации с классными руководителями и школьным врачом (медсестрой), заранее оповещая их о тех школьниках, по которым особенно важно иметь педагогическую и медицин­скую информацию, собирая дополнительные психологичес­кие данные о тех подростках, которые особенно беспокоят педагогов и медика. Желательно накануне консилиумов решить, в каком порядке будут обсуждаться стратегии со­провождения конкретных школьников, выделить группы для обсуждения на каждом консилиуме. Всего запланировано три консилиумных недели, с одной встречей в неделю. Оче­видно, что число консилиумов в рамках одной недели и их продолжительность могут колебаться в зависимости от кон­кретной ситуации.

По итогам консилиума психолог осуществляет целую серию

• • • М. Битянова • • •

... Шинирование психологической деятельности



 

обязательных мероприятий. Во-первых, проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов-предметников. Во время этих консультаций обсуждаются данные о психоло­гических особенностях детей и рекомендации, данные конси­лиумом, планируются конкретные направления и формы педа­гогического сопровождения учащихся. Педагоги заполняют со­ответствующие документы, в соответствии с которыми будет осуществляться их работа с конкретными школьниками и па­раллелью в целом. По просьбе педагога могут быть даны и индивидуальные консультации по вопросам, касающимся обу­чения и воспитания восьмиклассников. Во-вторых, проведение групповой консультации родителей восьмиклассников. На этой встрече психолог в общей форме рассказывает родителям ре­зультаты обследования, объясняет значение проделанной ра­боты, дает некоторые рекомендации. Ситуация консультирова­ния используется и как просветительская, так как на основе имеющихся данных психолог может раскрыть некоторые важ­ные закономерности развития подростков в данном возрасте. В-третьих, это консультирование администрации, имеющее форму психологического отчета (устного или письменного) с предоставлением школьной администрации всех основных дан­ных, аналитических выкладок и рекомендаций по совершен­ствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Анализ должен касаться и психологического состояния школьников, и вопросов их эффективного обучения, общения с педагогами и др. В-четвертых, это общая развивающая работа с подростка­ми данной школьной параллели. В зависимости от числа школьников и возможностей психолога она может осущес­твляться в форме специальных тренинговых занятий, обучаю­щей психодиагностики, большой психологической игры типа Олимпиады, КВНа и т. д.

Итоги консилиума могут также привести к необходимос­ти организации еще нескольких видов психологической дея­тельности. Прежде всего— проведению психокоррекцион-ной работы с восьмиклассниками, испытывающими выра­женные психологические трудности в процессе внутришкольного взаимодействия и обучения. В данном слу­чае психолог планирует и проводит серию специальных за­нятий с постоянной группой школьников. Работа с «про­блемными» подростками может осуществляться и в форме

индивидуальных консультаций. Далее, может возникнуть необходимость в организации индивидуальной консульта­тивной работы с родителями или педагогами, а также соци­ально-диспетчерской деятельности

Все перечисленные выше виды обязательной и возможной работы психолог планирует сразу после окончания психоло­го-педагогических консилиумов. Сюда же, в общий план ра­боты с параллелью 8-х классов в течение ближайших недель он вписывает так называемые «сопутствующие» формы ра­боты, прежде всего — просветительские. А по завершению цикла обязательно проводятся групповые консультации с педагогами и классными руководителями, на которых обсуж­даются предварительные итоги работы и планируется даль­нейшее сопровождение. Итоги предварительны, так как дан­ным циклом завершается только работа психолога, перехо­дящего к работе с другими параллелями, а работа педагогов и классных руководителей продолжается в течение всего учеб­ного года.

{ В течение года описанный выше алгоритм Р^^£т_ы_^Д£лжен быть реализован шесть раз_: первый иТггорой — при работе с "^дётъ1м"й~на этапе приема и адаптации в школе, третий и чет­вертый — при смене ситуации обучения (3-5 класс), пятый -в 8 и шестой — в 10 классах. Так как осуществление основ­ных мероприятий по каждому циклу занимает ориентировоч­но 14-15 рабочих недель, «наложение» циклов друг на друга в течении учебного года неизбежно. Желательно, чтобы ра­бота со следующей параллелью начиналась не ранее реали­зации 5-го этапа предыдущего цикла. То есть проведение ди­агностического обследования параллели 5-х классов можно начинать, например, с того момента, когда по циклу работы с 8-ми классами начинаются еженедельные психолого-педа­гогические консилиумы. В общем виде процесс смены циклов и их «наложения» друг на друга в процессе учебного года представлено на схеме 4 (см. с. 67). На ней сопровождающие циклы изображены в том порядке, в котором они осуществ­ляются в течение года. Можно заметить, где, на каких этапах работы к сопровождающей деятельности в одной параллели добавляется другая. Видно также, что середина года являет­ся наиболее насыщенной и разнообразной по реализуемым психологом видам деятельности, но одновременно он работа-

• • • М. Битянова • • •

Планирование психологической деятельности



ет не более чем с тремя ученическими параллелями.

Итак, после 14 недель интенсивной работы со школьни­ками, родителями и педагогами данной параллели работа с ними практически замирает. Как показывает опыт, если пси­холог работает в школе один, «свободного рабочего време­ни» для продолжения каких-либо постоянных форм работы практически не бывает. Исключение может быть сделано для психокоррекционной работы, в которой иногда дети ис­пытывают крайнюю необходимость, консультаций с педаго­гами и единичных случаев работы по срочному запросу со стороны родителей, учителей или самого школьника. При­нимая во внимание этот факт, мы все-таки уверены в том, что такое циклическое построение работы более эффектив­но. Вклад психолога в конкретного ребенка, помощь сопро­вождающим его взрослым — педагогам, родителям — бу­дет в этом случае значительно больше.

Мы уверены в том, что работа психолога в школе долж­на начинаться с реализации описанных выше циклов. В зависимости от количества рабочего времени, отдаваемого школе, и размера самой школы это может быть одна, две или все четыре параллели. Работа со школьниками, роди­телями и педагогами других параллелей будет в этом слу­чае планироваться в остающееся свободное время в соот­ветствии с поступившими запросами. Конечно, в этом слу­чае психолог не может охватить своим вниманием всю школу, но разве при другом планировании, построенном по принципу «лоскутного одеяла», у него есть такая воз­можность? Тем более нет. Планирование по предложенно­му нами типу позволяет превратить школьную психологи­ческую практику в систему, сделать школьного психолога и его работу неотъемлемой частью единого учебно-воспи­тательного процесса, в наименьшие сроки сделать психо­лого-педагогическую деятельность традиционной и привы­чной для школы. К тому же предлагаемая система органи­зации является открытой для усложнения и введения новых элементов, они легко могут быть привнесены в нее с прихо­дом второго и третьего психолога, созданием в школе пси­холого-педагогической службы. И наоборот. В случае, если школа может позволить себе иметь лишь одного психолога при значительной наполняемости классов и больших па-

раллелях, объем работы в рамках модели сопровождения может быть приведен в соответствие с реальной ситуацией за счет «изъятия» определенных параллелей (например, 10-го класса) или определенных направлений (например, при­ход в школу и переход в среднее звено рассматривается только с точки зрения адаптации или только с позиций психологической готовности).

Однако для того чтобы все указанные преимущества дан­ной системы планирования проявились, необходимо выдер­жать и соблюсти ряд правил, на которых мы бы хотели под­робно остановиться. Определим условия эффективно­го функционирования предлагаемой м о д е л и -тьлТнТГрЪ в а ни я":

"^JJfpeoe. Планирование должно осуществляться в начале сентября на весь учебный год. Речь идет, естественно, о по­недельном планировании основных мероприятий цикла и тех форм работы, которые важны с точки зрения данной шко­лы: концепции ее учебно-воспитательной деятельности, спе­цифики преподавания, традиций и др. Например, проведе­ние дифференцированной диагностики при формировании специализированных классов, профориентацнонные обсле­дования, психологическая учеба для педагогического кол­лектива, психологическая неделя школы и проч.

Второе. Несколько направлений деятельности школьно­го психолога должны быть внесены на стадии планирова­ния в планы школы. Речь идет, прежде всего, о диагности­ческих минимумах. Первый этап диагностики должен про­водиться в дневные часы, вместо уроков, и этот факт должен быть зафиксирован в учебном плане. Это же относится к психолого-педагогическим консилиумам и экспертным оп­росам педагогов, групповым консультациям учителей-пред­метников и родительским собраниям по итогам общего ди­агностического обследования. Возможно, наиболее оптималь­ным будет утверждение определенного дня рабочей недели как дня психолого-педагогической работы учительского кол­лектива. И уже в рамках этого дня, специально отведенных часов, будут планироваться все обязательные и текущие мероприятия, связанные с учителями, воспитателями и ад­министрацией школы.

Третье. Сотрудничество с психологом, анализ и творчес-

16. Зак. 5574



А,

• •• М. Битянова • • •

Планирование психологической деятельности



кое внедрение его рекомендаций необходимо превратить из лич­ного дела учителя в его должностную профессиональную обязан­ность. Обеспечивается это, конечно, может .по-разному, напри­мер, идеологически, на уровне определенной политики, деклара­ций руководства школы и его собственной позиции в сотрудничестве с психологом, но более предпочтительным явля­ется закрепление этой формы профессиональных обязанностей педагога соответствующей строкой контракта со школой.

Настойчивость психолога и последовательность админис-трТЩйТППколы в реализации этих требований чрезвычайно важна. Мы утверждаем, что несоблюдение данных принци­пов организации деятельности школьного психолога значи­тельно снижают эффективность его деятельности и его про­фессиональный статус в коллективе. Психолог снова попада­ет в позицию просителя, его работа - в разряд необязательных, нагрузочных и для школьников, и для педа­гогов, его рекомендации становятся частным мнением. На­против, выполнение указанных требований не только упоря­дочивает психологическую работу в школе, повышает эффек­тивность работы специалиста, но и способствует созданию определенных традиций, конкретных норм профессиональных взаимоотношений между психологом, с одной стороны, и раз­личными участниками школьного учебно-воспитательного процесса — с другой. Мы считаем, что целостность, последо­вательность и стройность, которые привносит в работу школь­ного психолога реализация нашей модели, положительно сказываются не только на работе и профессиональном само­чувствии данного специалиста, но и способны со временем качественно изменить всю школьную систему отношений, весь процесс сопровождения ребенка в разнообразном и подчас противоречивом и непредсказуемом для него школьном мире.

Завершая разговор о возможных путях планирования школь­ной психологической деятельности, мы хотели бы дать несколь­ко частных методических рекомендаций специалистам.

Относительно планирования работы на неделю. План на предстоящую неделю должен быть в своих основах сфор­мирован накануне. Структурирование времени правильно начинать с обязательных мероприятий текущих циклов, при­ходящихся на данную неделю; оставшиеся рабочие часы планируются психологом, исходя из текущих запросов. При

этом часто продуктивным оказывается прием, который мы условно назвали «специализацией рабочих дней недели». Скажем, каждый из пяти дней получает следующую специ­ализацию по содержанию ведущего рода деятельности:

Понедельник — диагностическая деятельность и ведение документации

Вторник — консультирование педагогов и администра­ции

Среда — развивающая и консультативная работа со школьниками

Четверг — консультирование родителей

Пятница — аналитическая работа (методический день)

Опыт показывает, что за исключением тех недель, когда осуществляется первый и второй этапы диагностики в рам­ках текущих циклов, все остальные могут быть «специали­зированы» по дням и направлениям работы.

Относительно объема деятельности школьного психо­лога. Проделанные нами общие расчеты позволяют считать, что осуществление в течение года всех основных мероприя­тий по 4 важнейшим параллелям при наличии четырех клас­сов в параллели по 30 человек каждый практически исчер­пывает работу психолога на одну ставку. В случае, если психолог в школе, к счастью, не один или работает на 1,5 ставки, поле его деятельности легко может быть расширено в русле модели сопровождения, но только не за счет введе­ния еще нескольких полных циклов в других параллелях, а путем расширения возможностей развивающей работы с детьми, консультативной и просветительской деятельности со взрослыми.

Ниже мы предлагаем примерный план работы школьно­го психолога в течение года, разработанный в соответствии с описанными выше принципами организации.

ГЛАВА 3. РАБОЧИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации