Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и специальность для подготовки кадров
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ.
ТЕМА 1: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФИЛОСОФИИ «АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ.
В Декларации ООН о правах инвалидов (1975, 2.1) сказано, что "инвалиды имеют неотъемлемое право на уважениеих человеческого достоинства независимо от происхождения, характера и серьезности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности; на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции".
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой - вызывают у инвалидов комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
За последнее десятилетие в общественном сознании отмечается процесс постепенного изменения отношения к проблеме инвалидности. Происходит смещение акцента с подчеркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости использования и увеличения имеющегося значительного потенциала для максимального проявления индивидуальных возможностей этих людей. В связи с этим в 80 — 90-е гг. было разработано и применено на практике огромное число реабилитационных моделей.
Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач.
В развитых странах акцент изучения постепенно смещается с того, что «не могут инвалиды», на то, что «могут люди с особыми нуждами». Переход к более конструктивной позиции вызвали смену терминологии. Слово «инвалид», как обозначающее ущербность и непригодность, постепенно выходит из употребления, вытесняясь выражениями типа: «люди с особыми нуждами» или «люди с ограничениями отдельных функций» и др.
В соответствии с новыми целями и подходами происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 г. международное название «Адаптивная физическая активность» (АФА).
Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА — это термин, объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке.
Движение в поддержку выделения АФА в самостоятельную дисциплину началось в 1973 г. с образования Международной федерации адаптивной физической активности (IFАРА). Каждые 2 года IFАРА проводит Международные симпозиумы, которые значительно стимулируют развитие этой области, способствуя росту популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных областей АФА и облегчая практическое применение научных разработок. С 1984 г. Международная федерация АФА ежеквартально издает специальный научный периодический журнал «Адаптивная физическая активность» и каждые 5лет, начиная с 1995 г., публикует обзор научных исследований в престижном научном издательстве Human Kinetics, что существенно облегчает получение научной информации в данной области, база данных которой стремительно расширяется.
В настоящее время в мире активно обсуждается вопрос о том, является ли адаптивная физическая активность (физкультура и спорт для инвалидов) самостоятельной профессией и учебной дисциплиной. Стремительно растет популярность точки зрения о самостоятельности и самобытности этой области знаний. Специалистами достигнуты общепризнанные успехи в улучшении качества жизни как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом посредством физической активности и спорта. В тоже время отсутствие оформленной концептуальной основы, сформулированных парадигм и теорий тормозит прогресс в этой области знаний и мешает ей выделиться в самостоятельную дисциплину.
Цель (девиз) АФА и всей направляющей деятельности специалистов этой области — улучшение качества жизни как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом посредством физической активности и спорта.
Идеология АФА зародилась уже в конце 19-го столетия, лишь сравнительно недавно специалисты в этой области выработали общепризнанный собирательный термин, объединяющий под своей крышей сервисную и тренерскую деятельность, научные исследования и обучение студентов-профессионалов АФА. В настоящее время определение АФА находится в стадии становления и претерпевает изменения от педагогики для лиц, не справляющихся со стандартной программой по физическому воспитанию, к педагогике, воздействующей на всю экосистему, т.е. на самих людей с особыми нуждам и их окружение — одноклассников, учителей, семью.
"АФА — обширная мультидисциплинарная область знания о двигательной деятельности людей с психосенсомоторными особенностями, выходящими За пределы средней нормы, объединяющая научные п практические достижения различных дисциплин и научных областей в рамках единой методологической системы с целью выявления путей преодоления адаптационных барьеров у лиц с двигательными отклонениями посредством идентификации и решения актуальных двигательных задач". Эта дефиниция позволяет избежать неприятного для многих людей подчеркивания проблем неполноценности, неспособности, непригодности, инвалидности и др.
ТЕМА 2: СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
Специфичность понятия "адаптивная физическая.культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Сегодня в практике утвердились два основных подхода в формировании теории и методики адаптивной физической культуры. Первый - обобщение опыта работы с инвалидами, который уже имеет свои историю, достижения и успехи. Второй подход - экспериментальный поиск, проверка и научное обоснование частных методик в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации инвалидов.
Адаптивная физическая активность как профессия. Чтобы считаться профессией АФА должна удовлетворять двум основным критериям:
1. Рабочие места. Работающие должны быть заняты полный рабочий день и осуществлять специфические функции в различных учреждениях, охватывая своей деятельностью всех нуждающихся. Эти учреждения включают спортивные клубы, школы, больницы, реабилитационные центры, коммуны и объединения, различные федерации и объединения с координирующими и управляющими функциями и т.д.
2. Подготовка в высших учебных заведениях.
Ключевые моменты АФА
- все люди независимо от индивидуальных особенностей могут получить пользу от физических упражнений и двигательной активности, если педагог знает, как адаптировать тот или иной вид двигательной активности к нуждам индивида в конкретных условиях окружающей среды (в данной экосистеме);
- двигательная адаптация служит базисом для общей адаптации индивида к условиям существования и составляет основу комплексной реабилитации лиц с психосенсомоторными особенностями (в том числе инвалидов);
- изоляция (и самоизоляция) людей с особенностями сенсомоторной сферы в специальных школах, интернатах и других учреждениях, отстранение от основного потока жизни (от обычных занятий физкультурой и спортом, в частности) независимо от возраста значительно ограничивает моторный опыт, снижает адаптационный потенциал, увеличивает зависимость от условий среды и помощи со стороны;
- чем раньше происходят включение и интеграция людей с психосенсомоторными особенностями независимо от возраста в основной жизненный поток, тем более полноценны и эффективны реабилитация и адаптация к жизни в социуме;
- система стратегического планирования двигательной адаптации и адаптационного процесса в целом на основе экосистемного анализа способствует более эффективному расширению адаптационного потенциала, сопровождающегося уменьшением зависимости (людей с индивидуальными особенностями и инвалидов) от конкретных условий среды, и как следствие этого, — улучшению качества жизни в целом.
Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Главная задача профессиональной деятельности педагога адаптивной физической культуры состоит в формировании убеждений инвалида в том, что физическая культура служит для него объективной жизненной потребностью способом и условием полноценной, полноправной жизни.
ТЕМА 3: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ АФА
В АФА имеют место идентификация и решение двигательных задач, необходимых для жизни, и, исходя из этого, тот или иной вид двигательной активности приспосабливается к нуждам человека, конкретного индивида (а не наоборот, как в первом случае). Для АФА успешное функционирование на определенной основе умений и навыков (успехи в том или ином виде спорта или рекреации) является частной задачей. Более важны для АФА готовность и умение индивида решать двигательные задачи, его пластичность в двигательной адаптации и способность самостоятельно выбирать стратегию двигательной адаптации.
Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА — это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдельных показателей здоровья) и увеличению адаптационного потенциала в целом через расширение функциональных возможностей организма посредством физической активности.
Основными причинами недостаточного развития физической культуры инвалидов являются следующие:
- незнаниеими собственного физического потенциала, отсутствие ценностных ориентации и соответствующей мотивации, осознанной потребности в двигательной активности;
- незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий "равной личности";
- отсутствие квалифицированных педагогов, обладающих необходимым комплексом фундаментальных и прикладных знаний и практических умений, позволяющих поддерживать и развивать физические возможности инвалида и формировать его личность;
- неполнаяи не всегда грамотная интерпретация медицинских сведений о патологии человека специалистами физической культуры, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья инвалида.
По современным представлениям, не стоит автоматически перемещать детей (и взрослых) - инвалидов из обычных учебных учреждений в специальные и/или отстранять их от общих школьных занятий физкультурой (сразу изолируя от основного потока жизни, подчеркивая «особый ущербный статус» ребенка и упуская самое благоприятное время для компенсации и адаптации к жизни в обществе. Такой путь изоляции в значительной мере предопределяет и дальнейшую судьбу изгоя общества и во многих случаях усиливает неконструктивную иждивенческую психологию). Целым рядом исследователей показано, что совместное физическое воспитание детей с особыми нуждами и их обычных сверстников сильно обогащает моторный опыт первых и не снижает качества обучения вторых (а во многих случаях значительно увеличивает компетентность в области индивидуальной стратегии двигательной адаптации у здоровых школьников) при условии наличия продуманных программ и компетентных специалистов АФА.
Результаты исследований показали, что самым большим препятствием для регулярного физического воспитания и занятий спортом детей и юношей с нарушениями двигательной сферы остается негативное отношение и отсутствие соответствующей компетенции у преподавателей, родителей и общественности. Поэтому одной из актуальнейших частных задач АФА является деятельность по коренному изменению отношения к этому вопросу у всех, кто связан как с работой с инвалидами, так и самой широкой общественностью. Повышение уровня осведомленности о стратегии индивидуальной адаптации и компетентности в вопросах АФА поможет не только людям с серьезными нарушениями, но и тем, кто условно находится в пределах нормы реакции.
ТЕМА 4: ОПОРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида, приводит к гиподинамиии и гипокинезии, которая влечет за собой целый ряд негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря экономической и бытовой независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Кроме того отмечаются дискоординация регуляторных механизмов, ухудшение показателей кардио-респираторной системы, нарушение ритма деятельности внутренних органов, нервные расстройства, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей. Такие аномалии, как нарушение интеллекта, слуха, последствия детского церебрального паралича, сопровождаются расстройством не только моторики и координации движений, но речевой функции, что ограничивает познавательную и коммуникативную деятельность инвалидов.
Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе.
На сегодня доказано, что функция и структура представляют собой единое целое, в живом организме одно не существует без другого, и никаких противоречий между ними нет и в принципе быть не может "Функция без структуры немыслима, а структура без функции бессмысленна ".
Основополагающая концепция единства структуры и функции в адаптивной физической культуре имеет два аспекта практической реализации: первый связан с мировоззренческим представлением об уровне патологических процессов в организме инвалида, второй - непосредственно с воздействием физических упражнений.
Любой патологический процесс (потеря зрения или слуха, ампутация конечности или нервно-психическое заболевание) - это одновременно нарушение структуры и функции разных уровней организации. Глубокое понимание патологического процесса, анализ остаточного здоровья и состояния, сохранных функций позволяют объективно оценить физические и психические возможности инвалида, выбрать индивидуальную стратегию двигательной активности.
Мышечная деятельность в процессе выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируя новое функциональное состояние, характеризующееся приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций, адаптацией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций, в частности сенсорных систем, и т.п.
ТЕМА 5: МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ.
Реактивность организма. Понятие "реактивность" означает ответ организма на те или иные внутренние или внешние раздражения.
На основании изложенного физические упражнения для инвалида можно рассматривать как стимулятор ответных реакций организма. Естественно, у разных людей величина этих реакций чрезвычайно многообразна и имеет бесчисленное количество вариаций. Это обусловлено целой плеядой причин:
1) специфичностью нозологических форм патологии, состоянием остаточного здоровья и сохранных функций организма инвалида; 2) сложностью его взаимоотношений с природной средой, при этом среда сама может быть источником многих патогенных воздействий; 3) особенностями социальной жизни, состоянием психики и личностных качеств, нарушенных болезнью. Все эти причины носят объективный, закономерный характер и, несомненно, отражают особенности индивидуальной реактивности организма инвалида.
Причинно-следственная связь.
Связь причины и следствия носит необходимый и закономерный характер: если есть следствие, значит, была причина, его породившая.
Во всякой причинно-следственной связи обязательно присутствуют три элемента: организм, среда и условия. Условия - это совокупность факторов. влияющих на действие причин. В диалектике их взаимодействия и заключается механизм причинности.
В адаптивной физической культуре выявление причинно-следственных связей в процессе патологических изменений организма имеет первостепенное значение. Одна причина может вызвать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими основной патологии. Так, например, выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% ~ дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 80% случаев - задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей.
Знание причинно-следственных связей, лежащих в основе патологии, необходимо в конкретной педагогической деятельности: при подборе физических упражнений, их направленности, координационной сложности, при нормировании нагрузки: определении продолжительности и интенсивности воздействия, их частоты в сочетании с отдыхом в процессе двигательной реабилитации, физического воспитания, рекреативных и спортивных занятий. В качестве причины выдвигается конкретная педагогическая задача, а следствием является ее решение, практическая реализация и условия выполнения, которые выступают в логическом единстве и взаимосвязи.
Адаптация организма.
Этот процесс приспособления организма к внешней средеили изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация -также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда.
В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. Так, установлено, что адаптация к гипоксии формирует разветвленный структурный след, охватывающий как высшие регуляторные инстанции, так и исполнительные органы, и сопровождается выгодным для организма поведением в конфликтных ситуациях, предотвращает острую сердечную недостаточность при эмоционально-болевом синдроме, уменьшает судороги при эпилепсии, тормозит развитие гипертонической болезни. В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям.
В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.
Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции. Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь ос нова начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент, обманом,
Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия
Компенсация организма.
Компенсаторные приспособления - важные адаптационные реакции организма на повреждения, выражающиеся в том, что органы и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных изменений функции. Так, например, при повреждении (ампутации) правой руки человек немедленно начинает использовать левую руку для выполнения функций выключенной конечности. Эта срочная компенсация очень важна в экстремальных ситуациях, однако является заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и образования в головном мозге системы новых, структурно закрепленных временных связей формируются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию: относительно совершенное выполнение левой рукой операций, обычно выполняемых правой. Таким образом, формирование срочной, но недостаточно совершенной компенсации и ее последующий переход в устойчивую долговременную компенсацию составляют общую закономерность развития компенсаторного процесса.
Аналогичные компенсаторные процессы происходят при потере зрения, когда обостряется слух, н наоборот - при нарушении слуха компенсирующую функцию берет на себя зрение.
Механизм компенсации является общим для любых нозологических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ, обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания и т.д. По мнению Ф.З. Меерсона, поддержание структурно-функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающие компенсацию, - самый экономный вариант этого процесса, нежели многократные повторения деадаптации-реадаптации.
ТЕМА 6: СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура - физическая культура для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Как средство и метод физической культуры физическое упражнение не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на различные стороны реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями. Рациональная двигательная активность позволяет обрести самостоятельность, социальную, бытовую, психическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте.
Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и специальность для подготовки кадров
Адаптивная физическая культура базируется на знаниях дисциплин психолого-педагогического цикла (педагогика, психология, теория и методика физической культуры и др.) и медико-биологического цикла (анатомия, биохимия, физиология, биомеханика, спортивная медицина, лечебная физическая культура, гигиена), содержание которых трансформируется с учетом профессиональной направленности будущих специалистов.
Практическая значимость специализации определяется диапазоном возможностей профессиональной деятельности выпускника. Его педагогическая деятельность может осуществляться с инвалидами:
- в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитного спорта, физической реабилитации;
- с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности; с поражением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.;
- в разных звеньях физкультурного движения инвалидов: в дошкольных учреждениях, специальных школах-интернатах, лечебных учреждениях, спортивных клубах, сборных командах по видам спорта и др.
ТЕМА 7 : ВИДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивное физическое воспитание (образование).
Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических, психологических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Осуществляется в основном в государственных специальных образовательных учреждениях, ориентированных на тот или иной профиль заболеваний, а также в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях с учащимися и студентами специальных медицинских групп.
К сожалению, программы в этих учебных заведениях разрабатываются не специалистами физической культуры, а медицинскими работниками, что приводит, по нашему мнению, к недостаточному использованию потенциальных возможностей движения в решении задач физического воспитания. Особенно это относится к разделам профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологин.
В содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.
Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Адаптивный спорт в настоящее время развивается приемущественно в рамках Параолимпийского и Специального Олимпийского движений. Он предполагает осуществление целенаправленной учебно-тренировочной работы и обязательное участие в соревнованиях.
Наиболее острой проблемой адаптивного спорта является недостаточная разработка правовых основ его организации. В частности, отсутствуют положение о государственных детских спортивных школах для инвалидов; спортивная классификация и порядок присуждения спортивных разрядов по адаптивным видам спорта; положение о мастере спорта, заслуженном тренере по адаптивному спорту.
Исходя из концепции И.М. Выховской, рассмотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух "я". Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.