Определение темперамента методом самооценки

ЦЕЛЬ: Выяснить преобладающий тип темперамента у изучаемого школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. «паспорт темперамента»

2.ручка

ХОД РАБОТЫ. Ученику дают паспорт темперамента и сообщают следующую инструкцию: «При заполнении «паспорта» отметьте знаком «плюс» те качества, которые, на Ваш взгляд, Вам свойственны. При этом учитывайте только поведение, которое является для Вас обычным, повседневным, постоянным».

ПАСПОРТ ТЕМПЕРАМЕНТА

ЕСЛИ ВЫ:

1. неусидчивы, суетлив,.

2. невыдержанны, вспыльчивы

3. нетерпеливы

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми

5. решительны и инициативны

6. упрямы

7. находчивы в споре

8. работаете рывками

9. склонны к риску

10. незлопамятны и необидчивы

11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью

12. неуравновешенны и склонны к горячности

13. агрессивный забияка

14. нетерпимы к недостаткам

15. обладаете выразительной мимикой

16. способны быстро действовать и решать

17. неустанно стремитесь к новому

18. обладаете резкими, порывистыми движениями

19. настойчивы в достижении поставленной цели

20. склонны к резким сменам настроения,—ТО ВЫ ХОЛЕРИК

ЕСЛИ ВЫ:

1. веселы и жизнерадостны

2. энергичны и деловиты

3. часто не доводите начатое дело до конца

4. склонны переоценивать себя

5. способны быстро схватывать новое

6. неустойчивы в интересах и склонностях

7. легко переживаете неудачи и неприятности

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

9. с увлечением беретесь за любое новое дело

10. быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать

11. быстро включаетесь в новую работу, и быстро переключаетесь с одной работы на другую

12. тяготитесь единообразием, будничной, кропотливой работой

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми

14. выносливы и работоспособны

15. обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой

16. сохраняете самообладание неожиданной сложной обстановке.

17. обладаете всегда бодрым настроением

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь

19. часто не собраны, проявляете поспешность в решениях

20. склонны иногда, как бы скользить по поверхности, отвлекаться— ТО ВЫ САНГВИНИК

ЕСЛИ ВЫ:

1. спокойны и хладнокровны

2. последовательны и обстоятельны в делах

3. осторожны и рассудительны

4. умеете ждать

5. молчаливы и не любите попусту болтать

6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики

7. сдержанны и терпеливы

8. доводите начатое дело до конца

9. не растрачиваете попусту сил

10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе

11. легко сдерживаете порывы

12. мало восприимчивы к одобрению и порицанию

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

14. постоянны в своих отношениях и интересах

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

16. ровны в отношениях со всеми

17. любите аккуратность и порядок во всем

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

19. обладаете выдержкой

20. инертны, малоподвижны, вялы — ТО ВЫ ФЛЕГМАТИК

ЕСЛИ ВЫ:

1. стеснительны и застенчивы

2. теряетесь в новой обстановке

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми

4. не верите в свои силы

5. легко переносите одиночество

6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах -

7. склонны «уходить в себя»

8. быстро утомляетесь

9. обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

11. впечатлительны до слезливости

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

13. предъявляете высокие требования к себе и окружающим -

14. склонны к подозрительности, мнительности

15. болезненно чувствительны и легко ранимы

16. чрезмерно обидчивы

17. скрытны, необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями

18. малоактивны и робки

19. безропотно покорны

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих — ТО ВЫ МЕЛАНХОЛИК

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Подсчитываются следующие показатели:

А — общее число «плюсов» по всем типам

Ax — число «плюсов» в паспорте холерика

Ac — число «плюсов» в паспорте сангвиника

Аф — число «плюсов» в паспорте флегматика

Ам — число «плюсов» в паспорте меланхолика

2. Эти показатели подставляются в формулу:

определение темперамента методом самооценки - student2.ru

где, Фт — формула темперамента

Х — холерический темперамент

С — сангвинический темперамент

Ф — флегматический темперамент

М — меланхолический темперамент

Как правило, чистые темпераменты встречаются редко, поэтому обычно у одного человека в различной степени представлены разные типы темперамента.

При 40% и выше – тип темперамента является доминирующим

30% – 39% – качества данного темперамента выражены ярко

20% – 29% – качества выражены средне

10% — 19% — качества выражены в малой степени

3. Делаем вывод о преобладающем (их) типе(ах) темперамента школьника.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЦЕЛЬ: Выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.

ОБОРУДОВАНИЕ: анкета, карандаш.

ХОД РАБОТЫ: Учитель сообщает ученику следующую инструкцию: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям. Анкету можно дополнить». Ученик получает анкету.

АНКЕТА

1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

2. Учусь потому что заставляют родители;

3. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии;

4. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

13. ___________________________________________

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проведите классификацию мотивов. Например, приведенные мотивы можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы: №.№ 3, 5.

б) мотивация благополучия 4

в) престижная мотивация №№ 6, 12

г) мотивация избегания .№№ 2, 9.

д) мотивация содержанием №№ 7,10

е) мотивация процессом №№ 11, 1.

ж) узкие социальные мотивы № 8

ВЫВОД: Выделите ведущие Мотивы учебной деятельности Школьника, приведите их качественный анализ:

а) богатство и разнообразие Мотивов,

б) социальная ценность мотивов,

в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов (мотивы группы «д» и «е»).

МЕТОДИКА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»

ЦЕЛЬ: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности).

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

1. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.

2. Зла, сделанного тебе другими.

3. Доброго дела, свидетелем которого ты был.

4. Совершенного кем-то бесчестного поступка.

5. Справедливого поступка твоего знакомого.

6. Безвольного поступка известного тебе человека.

7. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах, которая может быть оценена как:

1) неправильное представление,

2) правильное, но недостаточно полное и четкое,

3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

МЕТОДИКА «КАК ПОСТУПИТЬ?»

ЦЕЛЬ: изучить отношение к нравственным нормам, определяющим принципиальность личности.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: Школьнику предлагается несколько проблемных ситуаций. Он должен

решить, как он повел бы себя в каждой из этих ситуаций. Примеры ситуаций:

1. Тебе одному (одной) известно, что одноклассник нашел потерянный учителем листок с решением контрольной работы. Что бы ты сделал(а)?

2. Несколько твоих одноклассников сговорились сорвать урок. Что ты будешь делать?

3. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты один (одна) случайно видел (а) это. Товарищ не хочет сознаваться. Назовешь ли ты при разборе этого происшествия имя провинившегося?

4. Заболела учительница. Учитель параллельного класса дал вам задание. Но ребята вместо работы затеяли игру. Что будешь делать ты?

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ: По результатам выполнения всего набора задач каждого школьника можно отнести к одной из четырех следующих групп:

Учащихся, которые при выполнении задач часто принимали ошибочное решение – выбранные ими акты поведения противоречили содержанию моральных норм, включают в 1 группу (неустойчивое отношение).

Школьники, готовые отказаться от своего решения при малейшем «давлении», должны быть отнесены во II группу (недостаточно устойчивое, пассивное отношение).

В III группу входят те ребята, которые активно отстаивали свое мнение, но в некоторых исключительных случаях склонны к компромиссным решениям.

IV группу составляют ученики, которые сумели при выполнении всех заданий сделать правильный выбор – активно устойчивое отношение к нравственным нормам.

Наши рекомендации