Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и специальность для подготовки кадров

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ.

ТЕМА 1: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФИЛОСОФИИ «АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»

МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ.

В Декларации ООН о правах инвалидов (1975, 2.1) сказано, что "инвалиды имеют неотъемлемое право на уважениеих человечес­кого достоинства независимо от происхождения, характера и серьез­ности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психичес­кое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и по­ложения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности; на помощь, консуль­тации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и спо­собности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции".

Патологические процессы, развивающиеся в результате болез­ни, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функ­ционирования организма, с другой - вызывают у инвалидов комп­лексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.

За последнее десятилетие в общественном сознании отмечается процесс постепенного изменения отношения к проблеме инвалиднос­ти. Происходит смещение акцента с подчеркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости использования и увеличения имеющегося значительного потенциала для максимально­го проявления индивидуальных возможностей этих людей. В связи с этим в 80 — 90-е гг. было разработано и применено на практике огром­ное число реабилитационных моделей.

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реа­билитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится сегодня к числу первостепенных государствен­ных задач.

В развитых странах акцент изучения постепенно смещается с того, что «не могут инвалиды», на то, что «могут люди с особыми нуждами». Переход к бо­лее конструктивной позиции вызвали смену терминологии. Слово «ин­валид», как обозначающее ущербность и непригодность, постепенно вы­ходит из употребления, вытесняясь выражениями типа: «люди с особы­ми нуждами» или «люди с ограничениями отдельных функций» и др.

В соответствии с новыми целями и подходами происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 г. международное название «Адаптивная физическая активность» (АФА).

Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА — это термин, объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвали­дов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке.

Движение в поддержку выделения АФА в самостоятельную дисцип­лину началось в 1973 г. с образования Международной федерации адап­тивной физической активности (IFАРА). Каждые 2 года IFАРА проводит Международные симпозиумы, которые значительно стимулируют раз­витие этой области, способствуя росту популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных областей АФА и облег­чая практическое применение научных разработок. С 1984 г. Междуна­родная федерация АФА ежеквартально издает специальный научный периодический журнал «Адаптивная физическая активность» и каждые 5лет, начиная с 1995 г., публикует обзор научных исследований в престижном научном издательстве Human Kinetics, что существенно облегчает получение научной информации в данной области, база данных которой стре­мительно расширяется.

В настоящее время в мире активно обсуждает­ся вопрос о том, является ли адаптивная физическая активность (физкультура и спорт для инвалидов) самостоятельной профессией и учебной дис­циплиной. Стремительно растет популярность точки зрения о самостоятельности и самобытности этой области знаний. Специалистами достигнуты обще­признанные успехи в улучшении качества жизни как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом посред­ством физической активности и спорта. В тоже вре­мя отсутствие оформленной концептуальной осно­вы, сформулированных парадигм и теорий тормо­зит прогресс в этой области знаний и мешает ей выделиться в самостоятельную дисциплину.

Цель (девиз) АФА и всей направляющей деятельности специалистов этой области — улучшение качества жизни как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом посредством физической активности и спорта.

Идеология АФА зародилась уже в конце 19-го столетия, лишь сравнительно недавно специалис­ты в этой области выработали общепризнанный собирательный термин, объединяющий под своей крышей сервисную и тренерскую деятельность, научные исследования и обучение студентов-профессионалов АФА. В настоящее время определение АФА находит­ся в стадии становления и претерпевает измене­ния от педагогики для лиц, не справляющихся со стандартной программой по физическому воспи­танию, к педагогике, воздействующей на всю эко­систему, т.е. на самих людей с особыми нуждам и их окружение — одноклассников, учителей, семью.

"АФА — обширная мультидисциплинарная область знания о двигательной деятельности людей с психосенсомоторными особенностями, выходящими За пределы средней нормы, объединяющая научные п практические достижения различных дисциплин и научных областей в рамках единой методологической системы с целью выявления путей преодоле­ния адаптационных барьеров у лиц с двигательны­ми отклонениями посредством идентификации и решения актуальных двигательных задач". Эта дефиниция поз­воляет избежать неприятного для многих людей подчеркивания проблем неполноценности, неспо­собности, непригодности, инвалидности и др.

ТЕМА 2: СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕС­КАЯ КУЛЬТУРА"

Специфичность понятия "адаптивная физичес­кая.культура" выражается в дополняющем опреде­лении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необхо­димые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Сегодня в практике утвердились два основных подхода в формировании теории и методики адап­тивной физической культуры. Первый - обобщение опыта работы с инвали­дами, который уже имеет свои историю, достижения и успехи. Второй подход - экспериментальный поиск, проверка и научное обоснование частных методик в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации инвалидов.

Адаптивная физическая активность как про­фессия. Чтобы считаться профессией АФА должна удовлетворять двум основным критериям:

1. Рабочие места. Работающие должны быть заняты полный рабочий день и осуществлять спе­цифические функции в различных учреждениях, охватывая своей деятельностью всех нуждающих­ся. Эти учреждения включают спортивные клубы, школы, больницы, реабилитационные центры, коммуны и объединения, различные федерации и объединения с координирующими и управляющи­ми функциями и т.д.

2. Подготовка в высших учебных заведениях.

Ключевые моменты АФА

- все люди независимо от индивидуальных особенностей могут получить пользу от физичес­ких упражнений и двигательной активности, если педагог знает, как адаптировать тот или иной вид двигательной активности к нуждам индивида в конкретных условиях окружающей среды (в дан­ной экосистеме);

- двигательная адаптация служит базисом для общей адаптации индивида к условиям суще­ствования и составляет основу комплексной реа­билитации лиц с психосенсомоторными особенно­стями (в том числе инвалидов);

- изоляция (и самоизоляция) людей с особен­ностями сенсомоторной сферы в специальных школах, интернатах и других учреждениях, отстра­нение от основного потока жизни (от обычных за­нятий физкультурой и спортом, в частности) неза­висимо от возраста значительно ограничивает мо­торный опыт, снижает адаптационный потенциал, увеличивает зависимость от условий среды и по­мощи со стороны;

- чем раньше происходят включение и ин­теграция людей с психосенсомоторными особен­ностями независимо от возраста в основной жиз­ненный поток, тем более полноценны и эффектив­ны реабилитация и адаптация к жизни в социуме;

- система стратегического планирования двигательной адаптации и адаптационного процес­са в целом на основе экосистемного анализа спо­собствует более эффективному расширению адап­тационного потенциала, сопровождающегося уменьшением зависимости (людей с индивидуаль­ными особенностями и инвалидов) от конкретных условий среды, и как следствие этого, — улучше­нию качества жизни в целом.

Практика подтверждает, что, если для здоро­вых людей двигательная активность - обычная по­требность, реализуемая повседневно, то для инвали­да физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Главная задача профессио­нальной деятельности педагога адаптивной физичес­кой культуры состоит в формировании убеждений инвалида в том, что физическая культура служит для него объективной жизненной потребностью спосо­бом и условием полноценной, полноправной жизни.

ТЕМА 3: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ АФА

В АФА имеют место идентификация и решение двигательных задач, необходимых для жиз­ни, и, исходя из этого, тот или иной вид двигатель­ной активности приспосабливается к нуждам чело­века, конкретного индивида (а не наоборот, как в первом случае). Для АФА успешное функциониро­вание на определенной основе умений и навыков (успехи в том или ином виде спорта или рекреации) является частной задачей. Более важны для АФА готовность и умение индивида решать двигательные задачи, его пластичность в двигательной адаптации и способность самостоятельно выбирать стратегию двигательной адаптации.

Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служа­щими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в це­лом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА — это ско­рее жизненная философия и активный образ жиз­ни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к дру­гим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдель­ных показателей здоровья) и увеличению адаптаци­онного потенциала в целом через расширение фун­кциональных возможностей организма посредством физической активности.

Основными причинами недо­статочного развития физической культуры инвали­дов являются следующие:

- незнаниеими собственного физического по­тенциала, отсутствие ценностных ориентации и со­ответствующей мотивации, осознанной потребнос­ти в двигательной активности;

- незрелость общественного мнения о необхо­димости создания для инвалидов условий "равной личности";

- отсутствие квалифицированных педагогов, обладающих необходимым комплексом фундамен­тальных и прикладных знаний и практических уме­ний, позволяющих поддерживать и развивать физи­ческие возможности инвалида и формировать его личность;

- неполнаяи не всегда грамотная интерпрета­ция медицинских сведений о патологии человека спе­циалистами физической культуры, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефек­тов развития и здоровья инвалида.

По современным представлениям, не сто­ит автоматически перемещать детей (и взрослых) - инвалидов из обычных учебных учреждений в специальные и/или отстранять их от общих школьных занятий физкультурой (сразу изолируя от основно­го потока жизни, подчеркивая «особый ущербный статус» ребенка и упуская самое благоприятное время для компенсации и адаптации к жизни в обществе. Такой путь изоляции в значительной мере предоп­ределяет и дальнейшую судьбу изгоя общества и во многих случаях усиливает неконструктивную иж­дивенческую психологию). Целым рядом исследо­вателей показано, что совместное физическое вос­питание детей с особыми нуждами и их обычных сверстников сильно обогащает моторный опыт пер­вых и не снижает качества обучения вторых (а во многих случаях значительно увеличивает компетен­тность в области индивидуальной стратегии двига­тельной адаптации у здоровых школьников) при ус­ловии наличия продуманных программ и компетентных специалистов АФА.

Результаты исследований показали, что самым большим препятствием для регулярного физиче­ского воспитания и занятий спортом детей и юно­шей с нарушениями двигательной сферы остает­ся негативное отношение и отсутствие соответ­ствующей компетенции у преподавателей, роди­телей и общественности. Поэтому одной из актуальнейших частных задач АФА является дея­тельность по коренному изменению отношения к этому вопросу у всех, кто связан как с работой с инвалидами, так и самой широкой обще­ственностью. Повышение уровня осведомленнос­ти о стратегии индивидуальной адаптации и ком­петентности в вопросах АФА поможет не только людям с серьезными нарушениями, но и тем, кто условно находится в пределах нормы реакции.

ТЕМА 4: ОПОРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида, приводит к гиподинамиии и гипокинезии, которая влечет за собой целый ряд негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий са­мореализации, потеря экономической и бытовой не­зависимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Кроме того отмечаются дискоординация регуляторных механизмов, ухудшение показателей кардио-респираторной сис­темы, нарушение ритма деятельности внут­ренних органов, нервные расстройства, сни­жение адаптационно-компенсаторных возможностей. Такие аномалии, как нарушение интеллекта, слуха, последствия детского церебрального парали­ча, сопровождаются расстройством не только мото­рики и координации движений, но речевой функ­ции, что ограничивает познавательную и коммуни­кативную деятельность инвалидов.

Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигатель­ной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические и ду­ховные силы инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма и личнос­ти к самореализации в обществе.

На сегодня доказано, что функция и структу­ра представляют собой единое целое, в живом орга­низме одно не существует без другого, и никаких про­тиворечий между ними нет и в принципе быть не может "Функция без структуры немыслима, а структура без функции бес­смысленна ".

Основополагающая концепция единства структуры и функции в адаптивной физической куль­туре имеет два аспекта практической реализации: первый связан с мировоззренческим представлени­ем об уровне патологических процессов в организме инвалида, второй - непосредственно с воздействием физических упражнений.

Любой патологический процесс (потеря зре­ния или слуха, ампутация конечности или нервно-психическое заболевание) - это одновременно нару­шение структуры и функции разных уровней орга­низации. Глубокое понимание патологического про­цесса, анализ остаточного здоровья и состояния, со­хранных функций позволяют объективно оценить физические и психические возможности инвалида, выбрать индивидуальную стратегию двигательной активности.

Мышечная деятельность в процессе выполне­ния физических упражнений стимулирует физичес­кие процессы, формируя новое функциональное со­стояние, характеризующееся приспособлением к де­фекту, компенсацией нарушенных функций, адапта­цией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций, в частности сенсорных систем, и т.п.

ТЕМА 5: МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ.

Реактивность организма. Понятие "реактив­ность" означает ответ организма на те или иные внутренние или внешние раздражения.

На основании изложенного физические упраж­нения для инвалида можно рассматривать как сти­мулятор ответных реакций организма. Естественно, у разных людей величина этих реакций чрезвычай­но многообразна и имеет бесчисленное количество вариаций. Это обусловлено целой плеядой причин:

1) специфичностью нозологических форм патологии, состоянием остаточного здоровья и сохранных фун­кций организма инвалида; 2) сложностью его взаи­моотношений с природной средой, при этом среда сама может быть источником многих патогенных воздействий; 3) особенностями социальной жизни, состоянием психики и личностных качеств, нарушен­ных болезнью. Все эти причины носят объективный, закономерный характер и, несомненно, отражают особенности индивидуальной реактивности организ­ма инвалида.

Причинно-следственная связь.

Связь причины и следствия носит необходи­мый и закономерный характер: если есть следствие, значит, была причина, его породившая.

Во всякой причинно-следственной связи обя­зательно присутствуют три элемента: организм, сре­да и условия. Условия - это совокупность факторов. влияющих на действие причин. В диалектике их вза­имодействия и заключается механизм причинности.

В адаптивной физической культуре выявление причинно-следственных связей в процессе патологи­ческих изменений организма имеет первостепенное значение. Одна причина может вызвать цепочку след­ствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими ос­новной патологии. Так, например, выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармонич­ным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% ~ дефектами опорно-двигательного аппарата (сколи­оз, плоскостопие и др.), в 80% случаев - задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей.

Знание причинно-следственных связей, лежа­щих в основе патологии, необходимо в конкретной педагогической деятельности: при подборе физичес­ких упражнений, их направленности, координацион­ной сложности, при нормировании нагрузки: опре­делении продолжительности и интенсивности воз­действия, их частоты в сочетании с отдыхом в про­цессе двигательной реабилитации, физического вос­питания, рекреативных и спортивных занятий. В ка­честве причины выдвигается конкретная педагоги­ческая задача, а следствием является ее решение, практическая реализация и условия выполнения, которые выступают в логическом единстве и взаи­мосвязи.

Адаптация организма.

Этот процесс приспособления организма к внешней средеили изменениям, происходящим в са­мом организме, и есть адаптация. Адаптация -так­же результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям де­ятельности, которые создает для него среда.

В результате развития адаптационных реак­ций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической на­грузке, новому двигательному навыку и т.д. Это но­вое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, та­кие реакции составляют основу закаливания, укреп­ления здоровья и профилактики заболеваний в про­цессе оздоровительных занятий физическими упраж­нениями. Роль адаптации как фактора профилакти­ки проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. Так, установлено, что адаптация к гипок­сии формирует разветвленный структурный след, охватывающий как высшие регуляторные инстан­ции, так и исполнительные органы, и сопровожда­ется выгодным для организма поведением в конф­ликтных ситуациях, предотвращает острую сердеч­ную недостаточность при эмоционально-болевом синдроме, уменьшает судороги при эпилепсии, тор­мозит развитие гипертонической болезни. В спортивной деятельности, например в процессе тре­нировки и соревнований лыжников, происходит од­новременная адаптация к физической нагрузке, тре­бующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям.

В основе адаптации к физической работе ле­жат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физи­ческое упражнение.

Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции. Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь ос нова начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент, обманом,

Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия

Компенсация организма.

Компенсаторные приспособления - важные адаптационные реакции организма на повреждения, выражающиеся в том, что органы и системы, непосредственно не постра­давшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем за­местительной гиперфункции или качественных изме­нений функции. Так, например, при поврежде­нии (ампутации) правой руки человек немедленно начинает использовать левую руку для выполнения функций выключенной конечности. Эта срочная ком­пенсация очень важна в экстремальных ситуациях, однако является заведомо несовершенной. В дальней­шем в результате обучения и образования в голов­ном мозге системы новых, структурно закрепленных временных связей формируются навыки, обеспечи­вающие долговременную компенсацию: относитель­но совершенное выполнение левой рукой операций, обычно выполняемых правой. Таким образом, фор­мирование срочной, но недостаточно совершен­ной компенсации и ее последующий переход в устой­чивую долговременную компенсацию составляют общую закономерность развития компенсаторного процесса.

Аналогичные компенсаторные процессы про­исходят при потере зрения, когда обостряется слух, н наоборот - при нарушении слуха компенсирую­щую функцию берет на себя зрение.

Механизм компенсации является общим для любых нозологических групп инвалидов и мо­жет быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении трениро­вочных программ, обучения двигательным действи­ям в процессе физического воспитания и т.д. По мне­нию Ф.З. Меерсона, поддержание структурно-функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающие компенсацию, - самый экономный вариант этого процесса, нежели многократные повторения деадаптации-реадаптации.

ТЕМА 6: СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Адаптивная физическая культура - физическая культура для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Как средство и метод физической культуры физическое упражнение не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на различные стороны реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями. Рациональная двигательная активность позволяет обрести самостоятельность, социальную, бытовую, психическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте.

Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и специальность для подготовки кадров

Адаптивная физическая культура базируется на знаниях дисциплин психолого-педагогического цикла (педагогика, психология, теория и методика физической культуры и др.) и медико-биологического цикла (анатомия, биохимия, физиология, биомеханика, спортивная медицина, лечебная физическая культура, гигиена), содержание которых трансформируется с учетом профессиональной направленности будущих специалистов.

Практическая значимость специализации определяется диапазоном возможностей профессиональной деятельности выпускника. Его педагогическая деятельность может осуществляться с инвалидами:

- в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитного спорта, физической реабилитации;

- с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности; с поражением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.;

- в разных звеньях физкультурного движения инвалидов: в дошкольных учреждениях, специальных школах-интернатах, лечебных учреждениях, спортивных клубах, сборных командах по видам спорта и др.

ТЕМА 7 : ВИДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Адаптивное физическое воспитание (образова­ние).

Содержание адаптивного физического воспи­тания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных уме­ний и навыков; на развитие широкого круга основ­ных физических, психологических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Осуществляется в основном в государственных специальных образовательных учреждениях, ориентированных на тот или иной профиль заболеваний, а также в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях с учащимися и студентами специальных медицинских групп.

К сожалению, программы в этих учебных заведениях разрабатываются не специалистами физической культуры, а медицинскими работниками, что приводит, по нашему мнению, к недостаточному использованию потенциальных возможностей движения в решении задач физического воспитания. Особенно это относится к разделам профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающих­ся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решитель­ным действиям, преодолению необходимых для пол­ноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответ­ствии с рекомендациями валеологин.

В содер­жание адаптивного физического воспитания (обра­зования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессиональ­но-прикладной физической культуры.

Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) на­правлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивыс­ших результатов в его различных видах в состязани­ях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается приемущественно в рамках Параолимпийского и Специального Олимпийского движений. Он предполагает осуществление целенаправленной учебно-тренировочной работы и обязательное участие в соревнованиях.

Наиболее острой проблемой адаптивного спорта является недостаточная разработка правовых основ его организации. В частности, отсутствуют положение о государственных детских спортивных школах для инвалидов; спортивная классификация и порядок присуждения спортивных разрядов по адаптивным видам спорта; положение о мастере спорта, заслуженном тренере по адаптивному спорту.

Исходя из концепции И.М. Выховской, рас­смотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учеб­но-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культур­ного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух "я". Основная задача адаптивного спорта заклю­чается в формировании спортивной культуры инва­лида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизацион­ных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Наши рекомендации