Требования к современному педагогу высшей школы
Лекция 2
Методологические основы обучения в высшей школе
План
1Требования к современному педагогу высшей школы
2 Основные психологические теории, используемые в образовании высшей школы
Требования к современному педагогу высшей школы
Произошёл переход от традиционного педагога к педагогу менеджеру, мультипликатору, тьютору, организатору деятельности обучающегося.
Требования к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность
Преподаватель должен обладать профессиональной педагогической компетенцией и должен знать:
n Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации
n Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
n Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых
n Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса
n сущность процессов обучения и воспитания, их психолого-педагогические основы (психологические, педагогические теории);
n основные понятия педагогической науки и закономерности их проявления в педагогической деятельности;
n методы обучения, воспитания и развивающей деятельности педагога с обучащимися;
n способы организации учебной деятельности, развития творческих способностей и мышления обучающихся;
n социокультурные, социально-психологические, психофизиологические, психологические и возрастные особенности обучающихся
Специалист должен уметь:
· планировать цели и содержание обучения и осуществлять свою профессиональную деятельность на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания;
· использовать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логику и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
· Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней
· Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
· Выявлять источники, причины, виды конфликтов и владеть способами разрешения конфликтов
· Использовать приемы рефлексивного слушания
· Знать основные типы конфликтных личностей и конфликтогены
. К которым относятся
Конфликтогены - критические слова, действия (мимика, жесты – направленные на личность человека, способные вывести партнера из равновесия.
Задание- 1:познакомьтесь с конфликтогенами. С каким конфликтогеном Вы чаще всего встречались в практической работе? Отметьте в упражнении.
ХАРАКТЕР КОФЛИКТОГЕНА | ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ | |
Прямое негативное отношение | Приказ, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издёвка, сарказм. | |
Снисходительное отношение | Унизительное отношение, унизительная похвала, подшучивание. | |
Хвастовство (часто, чтобы произвести впечатление) | Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах. | |
Менторское отношение | Категоричные оценки, суждения, высказывания, навязывание своих советов, своей точки зрения, напоминание о неприятном, нравоучения, поучения. | |
Нечестность, неискренность | Утаивание информации, обман, попытка обмана, манипуляция сознанием человека. | |
Нарушение этики | Причинение случайно неудобств, без извинения. Игнорирование партнеру по общению. Перебивание собеседника. Перекладывание ответственности на другого человека. | |
Регрессивное поведение | Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкание. |
ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОГЕНОВ
Видный американский психолог Иствуд Атватер выделил конкретные выражения, являющиеся конфликтогенами: Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). Москва: Издательство «Экономика», 1988
Задание 2: Какой конфликтоген, на Ваш взгляд, самый обидный?
Предположите, от чего, возможно, зависит Ваш выбор? Напишите ответ на листочке. Мы предположим, что это может зависеть от склонности к конфликтности самого преподавателя.
№ | ТИП ВЫРАЖЕНИЯ | ВЫРАЖЕНИЕ |
Приказ, указание, команда | «Повторите еще раз», «Говорите медленнее» « Не говорите со мной подобным образом» | |
Предупреждение, угроза, обещание | «Еще раз повторится - и с Вами все кончено», « Вы пожалеете, если сделаете это») | |
Поучение, указание на целесообразность | («Вам следует…», « Это не правильно…», « Вам не следует так поступать») | |
Нравоучение, логическая аргументация | « В Вашем возрасте и я этого не имел…», « Вам это поручено, значит, это Ваша проблема», « Вы не подготовлены к обсуждению вопроса» | |
Обсуждение, критика, обвинение | « То, что вы сделали –глупо», « Я не могу больше спорить с Вами», « Я ведь предупреждал Вас, что это случиться» | |
Брань, необоснованные обобщения, унижения | « Недотепа», « Вам никогда ничего нельзя поручить…», « Все женщины…» | |
Выяснение, допрос | « Кто Вас надоумил?», « Что же вы умудритесь сделать в следующий раз?» | |
Уход от проблемы, отвлечение, внимания, шутка | « Да выбросите все это из головы» « Давайте поговорим о чем-нибудь другом» |