Требования к современному педагогу высшей школы

Лекция 2

Методологические основы обучения в высшей школе

План

1Требования к современному педагогу высшей школы

2 Основные психологические теории, используемые в образовании высшей школы

Требования к современному педагогу высшей школы

Произошёл переход от традиционного педагога к педагогу менеджеру, мультипликатору, тьютору, организатору деятельности обучающегося.

Требования к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность

Преподаватель должен обладать профессиональной педагогической компетенцией и должен знать:

n Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации

n Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых

n Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых

n Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса

n сущность процессов обучения и воспитания, их психолого-педагогические основы (психологические, педагогические теории);

n основные понятия педагогической науки и закономерности их проявления в педагогической деятельности;

n методы обучения, воспитания и развивающей деятельности педагога с обучащимися;

n способы организации учебной деятельности, развития творческих способностей и мышления обучающихся;

n социокультурные, социально-психологические, психофизиологические, психологические и возрастные особенности обучающихся

Специалист должен уметь:

· планировать цели и содержание обучения и осуществлять свою профессиональную деятельность на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания;

· использовать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логику и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога

· Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней

· Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся

· Выявлять источники, причины, виды конфликтов и владеть способами разрешения конфликтов

· Использовать приемы рефлексивного слушания

· Знать основные типы конфликтных личностей и конфликтогены

. К которым относятся

Конфликтогены - критические слова, действия (мимика, жесты – направленные на личность человека, способные вывести партнера из равновесия.

Задание- 1:познакомьтесь с конфликтогенами. С каким конфликтогеном Вы чаще всего встречались в практической работе? Отметьте в упражнении.

ХАРАКТЕР КОФЛИКТОГЕНА ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ
Прямое негативное отношение Приказ, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издёвка, сарказм.
Снисходительное отношение Унизительное отношение, унизительная похвала, подшучивание.
Хвастовство (часто, чтобы произвести впечатление) Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах.
Менторское отношение Категоричные оценки, суждения, высказывания, навязывание своих советов, своей точки зрения, напоминание о неприятном, нравоучения, поучения.
Нечестность, неискренность Утаивание информации, обман, попытка обмана, манипуляция сознанием человека.
Нарушение этики Причинение случайно неудобств, без извинения. Игнорирование партнеру по общению. Перебивание собеседника. Перекладывание ответственности на другого человека.
Регрессивное поведение Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкание.

ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОГЕНОВ

Видный американский психолог Иствуд Атватер выделил конкретные выражения, являющиеся конфликтогенами: Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). Москва: Издательство «Экономика», 1988

Задание 2: Какой конфликтоген, на Ваш взгляд, самый обидный?

Предположите, от чего, возможно, зависит Ваш выбор? Напишите ответ на листочке. Мы предположим, что это может зависеть от склонности к конфликтности самого преподавателя.

ТИП ВЫРАЖЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЕ
Приказ, указание, команда «Повторите еще раз», «Говорите медленнее» « Не говорите со мной подобным образом»
Предупреждение, угроза, обещание «Еще раз повторится - и с Вами все кончено», « Вы пожалеете, если сделаете это»)
Поучение, указание на целесообразность («Вам следует…», « Это не правильно…», « Вам не следует так поступать»)
Нравоучение, логическая аргументация « В Вашем возрасте и я этого не имел…», « Вам это поручено, значит, это Ваша проблема», « Вы не подготовлены к обсуждению вопроса»
Обсуждение, критика, обвинение « То, что вы сделали –глупо», « Я не могу больше спорить с Вами», « Я ведь предупреждал Вас, что это случиться»
Брань, необоснованные обобщения, унижения « Недотепа», « Вам никогда ничего нельзя поручить…», « Все женщины…»
Выяснение, допрос « Кто Вас надоумил?», « Что же вы умудритесь сделать в следующий раз?»
Уход от проблемы, отвлечение, внимания, шутка « Да выбросите все это из головы» « Давайте поговорим о чем-нибудь другом»

Наши рекомендации